К 9–10 годам навык чтения должен быть сформирован полностью. Однако даже в этом возрасте у ребенка могут встречаться различные ошибки чтения, препятствующие формированию полноценного навыка. Для выявления причин несформированности навыка чтения учащемуся рекомендуется выполнить следующие задания (также см. ПРИЛОЖЕНИЕ, Бланк № 2).
ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв.
а) печатных (строчных и заглавных);
б) письменных букв (строчных и заглавных):
| а) а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, А, Л, П, Б, В, Р, Г, М, И, Н, б) о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, в, б, П, Г, Р, Н, К, Б, В |
Инструкция. Назови все буквы.
Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы: 1 балл – буква прочитана правильно;
2 балла – допущены различные ошибки (искажения, «застревания», самоисправления, примеры заносятся в протокол); 3 балла – буква не узнана (ребенок не может прочитать). Минимальный балл – 45, максимальный балл – 135.
ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов.
а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных);
б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных):
| а) се, бы, ми, ню, чи, сэ, ос, ва, фэ, явн, осе, мли, пла, щац, фар, овр, плю, фра, вздро, быстр, скла, спро, бра, плы б) се, ли, ду, ва, ос, пи, сэ, ми, ля, тит, вод, шта, уз, плы, шли, тря, пне, тще, льто, гни, дро, бол. |
Инструкция: Прочитай слоги.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога: 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слог не узнан (не прочитан). Минимальный балл – 46,
максимальный балл – 138.
ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.
3.1. Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных:
| а) лед, мох, нос, дуб, пол, швы, лист, жук б) год, мыл, воз, дуб, оса, топ, Мила, пол |
3.2. Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных.
| а) завод, карнавал, здание, простыня, зеркало, журавль, созвездие, аквариум, электричество, фотографироваться; б) мишка, титры, конверты, медуза, паштет, милиционер, гнездо, бутерброд, гуталин. |
Инструкция. Прочитай слова.
Оценка задания:оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза; 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слово не прочитано, либо прочитана бессмыслица. Минимальный балл – 35, максимальный балл – 105.
ЗАДАНИЕ 4. Чтение сложного текста (9 сложных предложений) с последующими ответами на 2 вопроса (на понимание текста).
| Пушок В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком и моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печь, свернется клубочком и спит, а вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает. (Г. Скребицкий) |
Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по содержанию.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово читается без ошибок; 2 балла – встречаются ошибки (замены букв, слогов, окончаний, «застревания» и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слово пропускается (без последующего исправления), либо читается непонятное слово (без последующего исправления).
Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы правильные; 2 балла – есть хотя бы одна ошибка или неточность или ответа нет. Минимальный балл за эту категорию – 2, максимальный – 4. Полученный балл прибавляется к итоговому баллу за технику чтения текста и получаем общий балл за выполнение четвертого задания. Минимальный балл – 96, максимальный балл – 286.
Далее производится количественная оценка навыка чтения. Для этого подсчитываем общий суммарный балл за выполнение всех заданий методики, который легко подсчитывается в итоговой таблице. Минимальный балл – 222, максимальный балл – 664.
Навык чтения считается сформированным, если ребенок выполнил все задания без штрафных баллов. Общий суммарный балл не более 235 свидетельствует о сохраняющихся трудностях формирования навыка чтения, для преодоления которых может быть достаточно корректирование условий прохождения учебного материала. Если общий суммарный балл больше 235 – у ребенка наблюдаются комплексные трудности навыка чтения, навык чтения не сформирован. Необходима организация целенаправленной коррекционной работы с учетом характера трудностей.
Качественная оценка предполагает оценку уровня сформированности навыка чтения (слог, слово, фраза-предложение). Кроме того, качественно оценивается общее звучание речи (скорость, голос, разборчивость, темп). Различные нарушения общего звучания речи наблюдаются у детей с трудностями обучения чтению и свидетельствуют о несформированности (трудностях автоматизации) навыка.
Результаты обследования учащегося заносятся в протокол оценки сформированности навыка чтения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ, Бланк № 3).
Рекомендуемая литература
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Проанализируйте задания, найдите обоснование причин следующих нарушений письма в 4 классе:
– орфографические ошибки;
– сильный тремор, неустойчивый почерк;
– пропуски, замены, недописывания.
2. Проанализируйте задания, найдите обоснование причин следующих нарушений чтения в 4 классе:
– ошибки при чтении;
– трудности понимания прочитанного;
– трудность пересказа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бланк № 1
Задания для оценки сформированности навыка письма
ЗАДАНИЕ 1. Списывание слов с рукописного текста.
| сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит |
ЗАДАНИЕ 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.
| Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву. |
ЗАДАНИЕ 3. Списывание слов с печатного текста.
| Сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить |
ЗАДАНИЕ 4. Списывание двух предложений с печатного текста.
| На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу. |
ЗАДАНИЕ 5. Диктант строчных и прописных букв.
| а) п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х б) Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ |
ЗАДАНИЕ 6. Диктант слогов.
| мо, ас, осе, лы, жаш, дут, шо, ац, лир, пла, кро, олу, гму, сли, цащ, вдру, здра, икс, тич, кла, цас, зес, вищ |
ЗАДАНИЕ 7. Диктант слов.
| кот, мука, сок, яма, жук, зима, сажа, Рома, люди, юнга, маяк, майка, тень, коньки, грибы, шарф, сушки, стужа, глазок, гвоздь, стрелка, пружина, скворец, встреча, жеребенок |
ЗАДАНИЕ 8. Диктант предложения (записать после однократного прослушивания).
| Дети нашли в саду колючего ежа. |
ЗАДАНИЕ 9. Диктант текста.
| НОЧЬЮ В ЛЕСУ Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветерок качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу. |
ЗАДАНИЕ 10. Самостоятельно подписать 2 сюжетных картинки (по 1 предложению).

ЗАДАНИЕ 11. Составить и записать рассказ по сюжетной картинке (2–3 предложения).

ЗАДАНИЕ 12. Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.

Бланк № 2
Задания для оценки навыка чтения
ЗАДАНИЕ 1. Чтение печатных и письменных букв.
| а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, А, Л, П, Б, В, Р, Г, М, И, Н, о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, в, б, П, Г, Р, Н, К, Б, В |
ЗАДАНИЕ 2. Чтение открытых и закрытых слогов – печатных и письменных.
| се, бы, ми, ню, чи, сэ, ос, ва, фэ, явн, осе, мли, пла, щац, фар, овр, плю, фра, вздро, быстр, скла, спро, бра; плы се, ли, ду, ва, ос, пи, сэ, ми, ля, тит, вод, шта, уз, плы, шли, тря, пне, тще, льто, гни, дро, бол |
ЗАДАНИЕ 3. Чтение письменных и печатных слов.
3.1. Простого слогового состава
| лед, мох, нос, дуб, пол, швы, лист, жук год, мыл, воз, дуб, оса, топ, Мила, пол |
3.2. Сложного слогового состава
| завод, карнавал, здание, простыня, зеркало, журавль, созвездие, аквариум, электричество, фотографироваться; мишка, титры, конверты, медуза, паштет, милиционер, гнездо, бутерброд, гуталин |
ЗАДАНИЕ 4. Чтение текста с последующими ответами на вопросы.
| Пушок В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки. При том еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком и моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печь, свернется клубочком и спит, а вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает. (Г. Скребицкий) |
| Вопросы | Ответы | Итог |
| Почему ежика звали Пушком? |
| |
| Чем кормили ежика зимой? |
Бланк № 3
Дата: 2018-12-28, просмотров: 377.