К 9–10 годам навык чтения должен быть сформирован полностью. Однако даже в этом возрасте у ребенка могут встречаться различные ошибки чтения, препятствующие формированию полноценного навыка. Для выявления причин несформированности навыка чтения учащемуся рекомендуется выполнить следующие задания (также см. ПРИЛОЖЕНИЕ, Бланк № 2).
ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв.
а) печатных (строчных и заглавных);
б) письменных букв (строчных и заглавных):
а) а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, А, Л, П, Б, В, Р, Г, М, И, Н, б) о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, в, б, П, Г, Р, Н, К, Б, В |
Инструкция. Назови все буквы.
Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы: 1 балл – буква прочитана правильно;
2 балла – допущены различные ошибки (искажения, «застревания», самоисправления, примеры заносятся в протокол); 3 балла – буква не узнана (ребенок не может прочитать). Минимальный балл – 45, максимальный балл – 135.
ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов.
а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных);
б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных):
а) се, бы, ми, ню, чи, сэ, ос, ва, фэ, явн, осе, мли, пла, щац, фар, овр, плю, фра, вздро, быстр, скла, спро, бра, плы б) се, ли, ду, ва, ос, пи, сэ, ми, ля, тит, вод, шта, уз, плы, шли, тря, пне, тще, льто, гни, дро, бол. |
Инструкция: Прочитай слоги.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога: 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слог не узнан (не прочитан). Минимальный балл – 46,
максимальный балл – 138.
ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.
3.1. Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных:
а) лед, мох, нос, дуб, пол, швы, лист, жук б) год, мыл, воз, дуб, оса, топ, Мила, пол |
3.2. Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных.
а) завод, карнавал, здание, простыня, зеркало, журавль, созвездие, аквариум, электричество, фотографироваться; б) мишка, титры, конверты, медуза, паштет, милиционер, гнездо, бутерброд, гуталин. |
Инструкция. Прочитай слова.
Оценка задания:оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза; 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слово не прочитано, либо прочитана бессмыслица. Минимальный балл – 35, максимальный балл – 105.
ЗАДАНИЕ 4. Чтение сложного текста (9 сложных предложений) с последующими ответами на 2 вопроса (на понимание текста).
Пушок В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком и моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печь, свернется клубочком и спит, а вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает. (Г. Скребицкий) |
Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по содержанию.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово читается без ошибок; 2 балла – встречаются ошибки (замены букв, слогов, окончаний, «застревания» и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слово пропускается (без последующего исправления), либо читается непонятное слово (без последующего исправления).
Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы правильные; 2 балла – есть хотя бы одна ошибка или неточность или ответа нет. Минимальный балл за эту категорию – 2, максимальный – 4. Полученный балл прибавляется к итоговому баллу за технику чтения текста и получаем общий балл за выполнение четвертого задания. Минимальный балл – 96, максимальный балл – 286.
Далее производится количественная оценка навыка чтения. Для этого подсчитываем общий суммарный балл за выполнение всех заданий методики, который легко подсчитывается в итоговой таблице. Минимальный балл – 222, максимальный балл – 664.
Навык чтения считается сформированным, если ребенок выполнил все задания без штрафных баллов. Общий суммарный балл не более 235 свидетельствует о сохраняющихся трудностях формирования навыка чтения, для преодоления которых может быть достаточно корректирование условий прохождения учебного материала. Если общий суммарный балл больше 235 – у ребенка наблюдаются комплексные трудности навыка чтения, навык чтения не сформирован. Необходима организация целенаправленной коррекционной работы с учетом характера трудностей.
Качественная оценка предполагает оценку уровня сформированности навыка чтения (слог, слово, фраза-предложение). Кроме того, качественно оценивается общее звучание речи (скорость, голос, разборчивость, темп). Различные нарушения общего звучания речи наблюдаются у детей с трудностями обучения чтению и свидетельствуют о несформированности (трудностях автоматизации) навыка.
Результаты обследования учащегося заносятся в протокол оценки сформированности навыка чтения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ, Бланк № 3).
Рекомендуемая литература
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Проанализируйте задания, найдите обоснование причин следующих нарушений письма в 4 классе:
– орфографические ошибки;
– сильный тремор, неустойчивый почерк;
– пропуски, замены, недописывания.
2. Проанализируйте задания, найдите обоснование причин следующих нарушений чтения в 4 классе:
– ошибки при чтении;
– трудности понимания прочитанного;
– трудность пересказа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бланк № 1
Задания для оценки сформированности навыка письма
ЗАДАНИЕ 1. Списывание слов с рукописного текста.
сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит |
ЗАДАНИЕ 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.
Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву. |
ЗАДАНИЕ 3. Списывание слов с печатного текста.
Сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить |
ЗАДАНИЕ 4. Списывание двух предложений с печатного текста.
На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу. |
ЗАДАНИЕ 5. Диктант строчных и прописных букв.
а) п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х б) Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ |
ЗАДАНИЕ 6. Диктант слогов.
мо, ас, осе, лы, жаш, дут, шо, ац, лир, пла, кро, олу, гму, сли, цащ, вдру, здра, икс, тич, кла, цас, зес, вищ |
ЗАДАНИЕ 7. Диктант слов.
кот, мука, сок, яма, жук, зима, сажа, Рома, люди, юнга, маяк, майка, тень, коньки, грибы, шарф, сушки, стужа, глазок, гвоздь, стрелка, пружина, скворец, встреча, жеребенок |
ЗАДАНИЕ 8. Диктант предложения (записать после однократного прослушивания).
Дети нашли в саду колючего ежа. |
ЗАДАНИЕ 9. Диктант текста.
НОЧЬЮ В ЛЕСУ Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветерок качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу. |
ЗАДАНИЕ 10. Самостоятельно подписать 2 сюжетных картинки (по 1 предложению).
ЗАДАНИЕ 11. Составить и записать рассказ по сюжетной картинке (2–3 предложения).
ЗАДАНИЕ 12. Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.
Бланк № 2
Задания для оценки навыка чтения
ЗАДАНИЕ 1. Чтение печатных и письменных букв.
а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, А, Л, П, Б, В, Р, Г, М, И, Н, о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, в, б, П, Г, Р, Н, К, Б, В |
ЗАДАНИЕ 2. Чтение открытых и закрытых слогов – печатных и письменных.
се, бы, ми, ню, чи, сэ, ос, ва, фэ, явн, осе, мли, пла, щац, фар, овр, плю, фра, вздро, быстр, скла, спро, бра; плы се, ли, ду, ва, ос, пи, сэ, ми, ля, тит, вод, шта, уз, плы, шли, тря, пне, тще, льто, гни, дро, бол |
ЗАДАНИЕ 3. Чтение письменных и печатных слов.
3.1. Простого слогового состава
лед, мох, нос, дуб, пол, швы, лист, жук год, мыл, воз, дуб, оса, топ, Мила, пол |
3.2. Сложного слогового состава
завод, карнавал, здание, простыня, зеркало, журавль, созвездие, аквариум, электричество, фотографироваться; мишка, титры, конверты, медуза, паштет, милиционер, гнездо, бутерброд, гуталин |
ЗАДАНИЕ 4. Чтение текста с последующими ответами на вопросы.
Пушок В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки. При том еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком и моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печь, свернется клубочком и спит, а вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает. (Г. Скребицкий) |
Вопросы | Ответы | Итог |
Почему ежика звали Пушком? |
| |
Чем кормили ежика зимой? |
Бланк № 3
Дата: 2018-12-28, просмотров: 299.