Трудности обучения письму на начальном этапе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  Виды трудностей Возможные причины
1 Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента) · Недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия; · недостаточная сформированность зрительной памяти; · несформированность механизмов организации деятельности; · недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования); · форсирование темпа обучения
2 Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента · Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия; · недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций; · недостаточная сформированность моторных функций; · недостаточная сформированность зрительной памяти; · форсирование темпа обучения; · неадекватность методики обучения
3 Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор) · Недостаточная сформированность моторных функций; · недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций; · несоответствие методики обучения
4 Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо) · Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия; · недостаточная сформированность зрительной памяти
5 Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в–д), пишет лишние элементы: и–ш, л–м) или, наоборот, недописывает · Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия; · недостаточная сформированность зрительной памяти; · неадекватность методики обучения; · форсирование темпа обучения; · сильное функциональное напряжение, утомление, трудность концентрации внимания; · несформированность механизмов организации деятельности
6 Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор) · Недостаточная сформированность моторных функций; · нарушение зрительно-моторных координаций; · неадекватность методики обучения; · форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение, утомление
7 Сильный нажим, тремор, нестабильность графических форм · Недостаточная сформированность моторных функций; · нарушение координации движений; · неправильная поза, неправильное положение ручки; · сильное утомление, функциональное напряжение, неадекватность методики обучения
8 Ошибки при письме, пропуски согласных и главных букв (определенного характера) замены согласных букв близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.) Недописывание букв, слогов · Несформированность фонетико-фонематического восприятия; · трудности звуко-буквенного анализа; · форсирование темпа обучения · Недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия; · трудности звуко-буквенного анализа; · форсирование темпа обучения; · Трудности концентрации внимания; · форсирование темпа обучения
9 Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку – не разделяет предложения и т.п.) · Несформированность механизмов организации деятельности (регуляции и контроля деятельности); · выраженное функциональное напряжение, утомление; · трудности концентрации внимания, низкая; · неустойчивая работоспособность; · непосильный темп; · педагогические недоработки (не усвоенные правила)
10 Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку · Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа; · низкая, неустойчивая работоспособность; · слишком быстрый темп письма
11 Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании · Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций; · недостаточная сформированность зрительной памяти; · выраженное напряжение, утомление; · неадекватный (быстрый) темп деятельности
12 Очень медленный темп письма · Трудности звуко-буквенного анализа; · недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций; · индивидуальные особенности темпа деятельности; · низкая, неустойчивая работоспособность; · трудности концентрации внимания

В формировании навыка чтения можно выделить те же три этапа:

Первый – аналитический: этап осознанной, контролируемой дифференцировки буквенных знаков, сопровождаемой фонемным анализом, и связывания ее с буквой и на этой основе – воссоздание звукового образа слова (чтение побуквенное, послоговое).

Второй – синтетический, когда процесс дифференцировки буквенных знаков, фонемного анализа, связывания буквы со звуком сливается в единый процесс и воссоздается звуковой образ слова (чтение словами).

Третий этап – автоматизация. Это уход из-под контроля сознания дифференцировок букв, фонемного анализа, воссоздание звукового образа слова и переход к прямой ассоциации звучащего слова (или при дальнейшем совершенствовании навыка чтения про себя – видимого слова) с его семантикой, с его значением, восприятие целостного высказывания и понимание его смысла.

Очень важно отметить, что далеко не все учащиеся к окончанию начальной школы переходят к третьему этапу формирования навыка.

Многие из них умеют читать «технически», но при этом страдает восприятие текста, его понимание. Отчего это происходит? Одна из главных причин, так же как и при письме – форсирование скорости обучения, недостаточное освоение и закрепление навыков, формируемых на первых этапах. Интересно, что запись движений глаз при письме дает картину, очень сходную со схемой движений руки при письме. Оказалось, что на первом этапе формирования навыка движения глаз отслеживают каждый элемент буквы.

Мы можем выделить не только время этого отслеживания, которое, по-видимому, отражает процесс дифференцировки графических знаков, фонемного анализа и связывания буквы со звуком, но и паузу между отдельными движениями глаз. Физиологический смысл этой паузы тот же, что и паузы в процессе письма – осознание и оценка дифференцировки буквенных знаков и фонемного анализа.

Нетрудно представить себе, что трудности концентрации внимания, несформированность зри­тельно-пространственного восприятия и зрительной памяти, нарушение фонетико-фонематического восприятия способны резко увеличивать паузы при чтении, а значит, резко снижать скорость чтения. Напомним, что у многих первоклассников эти базовые функции, необходимые для формирования навыка чтения, еще недостаточно сформированы, и, значит, быстрое чтение для них – недостижимая задача.

Что же происходит в тех случаях, когда ребенка заставляют быстро читать на начальных этапах?

Нарушается механизм чтения – ребенок плохо дифференцирует (путает) буквы, неверно проводит фонемный анализ, затрудняется в воссоздании звукового образа слова и в результате читает с ошибками. Но чаще при требовании «читать быстрее» формируется такой механизм чтения, при котором ребенок успевает отдифференцировать лишь первые 2–3 буквы слова, а остальные угадывает (очень часто неверно), и ему приходится начинать чтение слова заново.

Этот вариант чтения даже получил название «угадывающее чтение». Следует понимать, что этот вариант, собственно говоря, и не чтение, а механическое произнесение слова (да и то не всегда правильное). Многократные угадывания, повторный анализ слов приводят к тому, что формирование навыка чтения «застревает» на втором этапе, не позволяя осознавать семантику слов, нарушая восприятие текста. Такие дети читают, не понимая, и в основной, и в старшей школе, а формировать навык чтения заново очень сложно. Невозможно научить пятиклассника или девятиклассника понимать текст, если он не освоил эффективную технику чтения в начальной школе. Формируя навык чтения, следует помнить, что техника чтения, скорость чтения важны не сами по себе, а только как основа понимания текста.

Еще Я.А. Каменский писал: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».

К сожалению, анализ сформированности навыка чтения у наших школьников свидетельствует о том, что больше половины школьников овладевают навыком чтения в начальной школе.

Наши данные подтверждает и мониторинг учебных достижений учащихся 2-х классов, который показал, что лишь 33,6% детей этого возраста читают без ошибок (Результаты мониторинга, 2003). Чтение с ошибками создает трудности понимания слов, их связи в предложении и смысла предложений. Всё это усугубляется порочной практикой требования высокой скорости чтения (порой более 80–90 слов в минуту), что нарушает физиологические возможности слухового и зрительного восприятия, артикуляции и ведет к высокому функциональному напряжению.

На следующих этапах обучения несформированность элементарной техники чтения не позволяет подростку научиться грамотно читать большие по объему, сложные по содержанию и форме тексты учебной и внеучебной литературы.

Мы выделяем несколько уровней сформированности навыка чтения:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.