В 1-м классе формирование навыка письма только начинается. Поэтому методика включает задания, позволяющие судить о трудностях формирования и их возможных причинах. Количество предложенных заданий и их последовательность составлены с учетом особенностей работоспособности детей данного возраста. В индивидуальных случаях для более четкого представления характера трудностей количество заданий может быть увеличено (дополнительно можно предложить диктант букв, слогов, слов, списывание букв и слов и т.д.). Во время обследования учитель должен диктовать в том темпе, который удобен ученику, повторять столько раз, сколько необходимо, четко формулировать задания. Предложения для списывания и сюжетные картинки следует предлагать ученику после инструктажа (что и как делать).
ЗАДАНИЕ 1. Диктант текста (4 предложения). Каждое предложение диктуется отдельно.
У Юли жил хомяк. Звали его Пушок. Щеки у хомяка были толстые. Юля часто кормила Пушка.
Инструкция. Внимательно послушай, запомни и напиши предложение. Пиши в том темпе, в котором тебе удобно.
ЗАДАНИЕ 2. Списывание предложений.
а) с печатного текста («Небо затянули тяжёлые осенние тучи»);
б) с письменного текста («На деревьях скоро появятся листочки»).
Инструкция. Перепиши два предложения в тетрадь (на листок) и проверь правильность написания.
ЗАДАНИЕ 3. Самостоятельное подписывание двух сюжетных картинок (по 1 предложению).
Инструкция. К каждой картинке придумай одно предложение и запиши его в тетрадь (на листок), проверь правильность написания.
Для проведения обследования учащихся можно использовать специальный бланк (см. Приложение, Бланк № 1).
Характер нарушений почерка позволяет выявить как специфические, так и неспецифические причины трудностей формирования навыка письма.
Отдельно оцениваются нарушения почерка по следующим критериям:
Тремор (дрожание руки): 1 балл – нет тремора; 2 балла – тремор появляется к концу работы; 3 балла – выраженный тремор по всей работе.
Границы письма: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – «нестабильное» нарушение границ 1–2 раза; 3 балла – несоблюдение поля рабочего листа (либо пересекает границы, либо сильно не дописывает).
Нестабильность конфигурации букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – непостоянные нарушения написания элементов букв; 3 балла – устойчивая нестабильность конфигурации букв, нет четкости и правильности написания элементов.
Нестабильность высоты и ширины букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – наблюдается нестабильность к концу работы; 3 балла – выраженная нестабильность высоты и ширины букв.
В итоге подсчитывается суммарный балл нарушений почерка: 4 балла – минимум (почерк формируется без нарушений); 12 баллов – максимум (выраженные нарушения почерка). При оценке почерка важно понять, насколько стабильны те или иные нарушения, как часто проявляются. Оценка 8 баллов и более свидетельствует о трудностях формирования графического навыка письма.
Для выявления нарушений почерка учащихся 1-х классов можно использовать дополнительные задания (См. Приложение, Бланк № 2).
Навык письма предполагает качественную оценку, для чего все ошибки классифицируются по типу нарушений. Выделяют следующие типы ошибок:
1. Ошибки звуко-буквенного анализа (перестановки, пропуски, вставки, недописывания, контаминации).
2. Ошибки смешения букв по акустико-артикуляционному сходству (глухие – звонкие, свистящие – шипящие, соноры, аффрикаты и др.).
3. Ошибки конфигурации букв (написание лишних или недописывание нужных элементов, неправильное пространственное расположение элементов, зеркальное письмо).
4. Ошибки обозначения мягкости (гласными второго ряда, буквой ь).
5. Персеверации (многократное повторение отдельных элементов) или антиципации (преждевременное совершение действия).
6. Пропуск слова или предлога.
7. Ошибки отграничения речевых единиц (слитное написание слов, раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова, пропуск запятой или точки, ненаписание заглавной буквы, написание каждого предложения с новой строки).
8. Аграмматизмы (нарушения словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).
9. Орфографические ошибки.
В итоге подсчитываются сумма ошибок по каждому типу нарушений и итоговая сумма ошибок. Таким образом, выделяются доминирующие типы ошибок учащегося.
Знание типичных ошибок письма позволит учителю сделать предположение о возможных причинах их возникновения (см. Табл. 1), что необходимо для грамотного построения дальнейшей коррекционной работы.
Таблица 1
Дата: 2018-12-28, просмотров: 278.