Фамилия, имя _______________________________________________________________
Дата исследования ______________________ Класс _________________
Дата рождения _________________________ Возраст _______________
Виды ошибок
Задания
ИТОГ
Ошибки звуко-буквенного анализа
Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству
Ошибки конфигурации букв
Обозначение мягкости
Персеверации/антиципации
Пропуск слова/предлога
Отграничение речевых единиц
Аграмматизмы. Нарушения
Нарушения почерка
Общий итог
Заключение: ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Бланк № 4
Задания для оценки навыка чтения учащегося 1-го класса*
Задание 1. Распознавание букв.
| а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, П, Л, Б, В, Р, Г, М, И, Н, о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, П, Л, М, Г, Р, Н, К |
Задание 2. Чтение слогов.
| се, бы, ми, ню, явн, пла, фро, вздро, быстр, скла, се, ду, ос, пи, уз, вод, пне, гни, дро, тря, шли |
Задание 3. Чтение печатных и письменных слов простого и сложного слогового состава.
| сон, мак, пол, мал, зуб, пот, полюс, карнавал, забор, дрова, тряпка, водопад |
Задание 4. Чтение простого текста.
| Розы На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день. |
Бланк № 5
Протокол обследования навыка чтения учащегося 1-го класса
Фамилия, имя _________________________________________________
Дата исследования ______________________ Класс _________________
Дата рождения _________________________ Возраст _______________
Задание 1. Распознавание букв.
| ПЕЧАТНЫЕ | балл | а | о | с | з | е | д | л | м | у | и | ш | ж | х | в | р | ф | П | Л | Б | В | Р | Г | М | И | Н | Итог |
| Узнает сразу | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
| Заменяет | 2 |
| |||||||||||||||||||||||||
| Не узнает | 3 |
| ПИСЬМЕННЫЕ | балл | о | с | е | м | л | и | ш | ц | щ | ж | х | д | у | з | П | Л | М | Г | Р | Н | К | Итог |
| Узнает сразу | 1 | ||||||||||||||||||||||
| Заменяет | 2 | ||||||||||||||||||||||
| Не узнает | 3 |
Общий балл ____________
Задание 2. Чтениеn слогов.
| ПЕЧАТНЫЕ | балл | се | бы | ми | ню | явн | Пла | фро | вздро | быстр | скла | Итог |
| Читает правильно | 1 | |||||||||||
| Искажения | 2 |
| ||||||||||
| Застревания | ||||||||||||
| Не читает | 3 |
Общий балл ____________
Задание 2. Чтениеn слогов.
| ПЕЧАТНЫЕ | балл | се | бы | ми | ню | явн | Пла | фро | вздро | быстр | скла | Итог |
| Читает правильно | 1 | |||||||||||
| Искажения | 2 |
| ||||||||||
| Застревания | ||||||||||||
| Не читает | 3 |
| ПИСЬМЕННЫЕ | балл | се | ду | ос | пи | уз | вод | пне | гни | дро | тря | шли | Итог |
| Читает правильно | 1 | ||||||||||||
| Искажения | 2 |
| |||||||||||
| «Застревания» | |||||||||||||
| Не читает | 3 |
Общий балл _________
Задание 3. Чтение слов.
3.1. Простого слогового состава
| ПЕЧАТНЫЕ | балл | сон | мак | пол | Итог |
| Читает правильно | 1 | ||||
| Искажения | 2 |
| |||
| «Застревания» | |||||
| Не читает | 3 |
| ПИСЬМЕННЫЕ | балл | мал | зуб | пот | Итог |
| Читает правильно | 1 | ||||
| Искажения | 2 |
| |||
| Застревания» | |||||
| Не читает | 3 |
3.2. Сложного слогового состава
| ПЕЧАТНЫЕ | балл | полюс | карнавал | забор | Итог |
| Читает правильно | 1 | ||||
| Искажения | 2 |
| |||
| «Застревания» | |||||
| Не читает | 3 |
| ПИСЬМЕННЫЕ | балл | дрова | тряпка | водопад | Итог |
| Читает правильно | 1 | ||||
| Искажения | 2 |
| |||
| «Застревания» | |||||
| Не читает | 3 |
Общий балл ___________
Задание 4.
Чтение текста «Розы», ответы на вопросы.
| Ошибки | Количество | Полученный балл | Итог |
| Искажения | |||
| Пропуски, «непонятные» слова |
Понимание текста
| Вопросы | Ответы | Итог |
| Где росли цветы? | ||
| Как они назывались? | ||
| Кто за ними ухаживал? |
Общий балл ______________
Количественная оценка сформированности навыка чтения
Общий балл за выполнение всех заданий
Задания
Качественная оценка навыка чтения
Характер чтения : чтение побуквенное, слоговое, слоговое и целыми словами, целыми словами, фразовое, чтение по догадке (нужное подчеркнуть).
Выразительность : читает выразительно/монотонно, интонационно выделяет/не выделяет фразы, ударение правильное/неправильное (нужное подчеркнуть).
Характер ошибок чтения
ВИДЫ ОШИБОК
ЗАДАНИЯ (кол-во ошибок)
Итог
Общее звучание речи
| Скорость | Средняя | Очень быстрая | Очень медленная |
| Голос | Средний | Очень громкий | Иссякающий |
| Разборчивость | Хорошая | Нарушено 1 – 2 зв. | Общая смазанность |
| Темп | Постоянный | Общая неровность | Сбивчивый |
Заключение: ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Проанализируйте предлагаемые задания методики и обоснуйте причины возникновения следующих трудностей письма учащихся 1-х классов:
· неустойчивости почерка;
· пропусков букв;
· пропусков, недописывания слогов, слов.
2. Проанализируйте задания методики и обоснуйте причины возникновения следующих трудностей чтения учащихся 1-х классов:
· побуквенное или слоговое чтение;
· перестановка букв, ошибки при чтении букв, слов;
· трудности понимания.
Рекомендуемая литература
1. Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение.: М.: Академия, 2006.
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009.
3. Безруких М.М. Обучение письму. Екатеринбург: Рама-паблишинг, 2009.
4. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. М.: МГПИ, 2007.
__________________________________________________________________________
* Авторы представленной методики: М.М.Безруких и О.Ю.Крещенко.
Лекция 4. Методика анализа и оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса*
Дата: 2018-12-28, просмотров: 394.