a. «сухость» изложения
b. экономность в использовании языковых средств
c. отвлеченность и обобщенность
d. строгое соответствие литературной норме
Задание 2.
Языковые черты, не характерные для официально-деловой речи:
a. специальные слова и термины
b. сложносокращенные наименования
c. устойчивые словосочетания
d. разговорно-просторечные слова
Задание 3.
Официально-деловой стиль использует ...
a. разговорную лексику
b. диалектную лексику
c. нейтральную лексику
d. профессионально-жаргонную лексику
Задание 4.
Смысловая точность письменного высказывания в деловой бумаге обусловлена ...
a. точностью словоупотребления
b. лаконичностью изложения
c. нейтральным тоном изложения
d. общеупотребительными языковыми средствами
Задание 5.
Языковыми чертами официально-деловой речи являются...
a. отглагольные существительные
b. наречия
c. междометия
d. личные местоимения
Задание 6.
Для официально-делового стиля не характерно употребление...
a. сложных предложений
b. клишированных оборотов
c. простых предложений с однородными членами предложения
d. обратного порядка слов
Задание 7.
Для синтаксиса канцелярских документов не характерно употребление ...
a. сложноподчиненных предложений
b. причастных и деепричастных оборотов
c. однородных членов предложения
d. обращений
Задание 8.
Найдите ошибочное утверждение: Языковыми чертами официальных документов являются…
a. точность словоупотребления
b. нейтральный тон изложения
c. информативная достаточность
d. экспрессивность языковых средств
e. строгое соблюдение литературных норм
Задание 9.
Соответствие между свойствами документов и их содержанием: точность – это…
a. использование слов в соответствии с их значением
b. непредвзятая оценка событий
c. использование клише
d. строгое соблюдение литературных норм
Задание 10.
Соответствие между свойствами документов и их содержанием: объективность документа – это…
a. использование слов в соответствии с их значением
b. непредвзятая оценка событий
c. достаточное количество включаемой информации
d. использование оценочной лексики
цЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ по темЕ № 9
Задание 1. Подготовьте доверенность, пользуясь справочными материалами.
Справочные материалы:
Доверенность — это документ, удостоверяющий факт временной передачи полномочий на осуществление какой-либо действий, деятельности от одного лица (поручителя / доверителя) другому (доверенному лицу): получение стипендии, заработной платы, пенсии, посылки, денежного перевода, заказного письма; распоряжение от имени поручителя транспортным средством; осуществление общего управления имуществом; совершение сделок с недвижимым и движимым имуществом поручителя и т. д. В доверенности указываются:
1) сведения о поручителе (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства);
2) сведения о доверенном лице (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства);
3) вид передаваемых действий, деятельности, на совершение которых распространяются полномочия данного документа;
4) подпись поручителя / доверителя;
5) срок действия документа;
6) обычно — удостоверивающая подпись уполномоченного лица (нотариуса, заведующего отделом кадров и т. п.) и оттиск печати.
Задание 2. Составьте самохарактеристику, используя справочные материалы к упражнению.
Справочные материалы:
Характеристика — документ, содержащий комплексную оценку профессиональных и личных качеств лица (работника, учащегося и т. д.), которые выявлены за время его работы на данном предприятии или учебы в учебном заведении, выводы по перспективному деловому предназначению характеризуемого.
В характеристике отражаются следующие вопросы:
1) образование;
2) стаж работы по специальности (годы учебы в данном учебном заведении);
3) профессиональная компетентность, в том числе знание отечественного и зарубежного опыта;
4) умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей;
5) способность адаптироваться к новой ситуации, применять новые подходы к решению задач, использовать технические и другие средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качество работы;
6) качество выполняемой работы;
7) своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы;
8) уровень интенсивности труда — способности справляться с большим объемом работы в короткие сроки;
9) умение работать с документами;
10) административные способности;
11) производственная этика, стиль общения;
12) способность к творчеству;
13) способность к объективной самооценке.
Разновидностью характеристики является отзыв о деятельности, работе того или иного лица. Цель написания отзыва — отразить степень развитости определенных знаний, навыков и умений работника по итогам конкретного этапа его трудовой деятельности, карьеры.
Задание 3. Ознакомьтесь с текстом резюме, проанализируйте его. Напишите собственное резюме.
Резюме
Позиция: Гид-переводчик с английского языка, инструктор-методист
Ерёмина Ольга Владимировна
Дата рождения: 06. 01. 1983. Гражданство — РФ
Образование: высшее гуманитарное Стаж работы: 7 лет
Домашний адрес: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 134, кв. 21
Место работы: ЗАО “УРАЛ-тур”
Домашний телефон: 269-43-10 Рабочий телефон / факс: 355 — 64 — 27
Мобильный телефон: 8 (912) 344 — 258 — 296
Адрес e-mail: ……………………………
Сведения об имеющемся опыте работы:
Гид-переводчик с английского языка ЗАО “УРАЛ-тур” — 05.2006 — по настоящее время.
Гид-переводчик с английского языка ООО “Екатеринбург-тур” (вне штата) — 08. 2003 — 05.2005.
Сведения об образовании:
УрГУ, филологический факультет, отделение романо-германской филологии — 09. 2000 — 07.2005.
Дополнительное образование:
Курсы немецкого языка при УрГУ — 10.2003 — 06.2006.
Сведения о профессиональных знаниях, навыках и умениях:
Основательное знание английского языка, диплом с отличием.
Сведения о личностных качествах:
коммуникабельность, хорошая обучаемость, доброжелательность.
Прочие сведения:
Пользователь ПЭВМ (Свободно владею программами Word — 2000, Excel, EI). Имею водительские права на управление автотранспортом категории “В”.
Отличия и награды: Не имею.
Интересы, склонности:
Увлекаюсь живописью, музыкой, театром (драматический жанр), люблю путешествовать.
Сведения о рекомендациях:
Рекомендация ЗАО “УРАЛ-тур” на 1 л. прилагается.
20.10.2010 г. Личная подпись О. В. Ерёмина
Справочные материалы:
Резюме (от фр. resume — краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного, краткий вывод, заключительный итог чего-либо) — четко структурированный документ, отражающий личные профессиональные знания, навыки и умения автора , опыт работы, достижения, основные сведения об образовании. Резюме должно быть хорошо продуманным, точно сформулированным, четко структурированным и аккуратно оформленным — это ваша визитная карточка, которую вы, находясь в поисках работы, рассылаете потенциальным работодателям..
Текст резюме предполагает стандартную форму, которая допускает определенную вариативность в зависимости от цели его написания; четкость структуры, точность изложения. Резюме включает в себя:
1. Наименование жанра документа — РЕЗЮМЕ.
2. Цель написания — намерение трудоустроиться на предприятие, в которое высылается резюме; наименование позиции — должности (профессии, специальности, вакансии), на которую претендует автор-соискатель.
3. Основные персональные данные соискателя:
а) фамилия, имя, отчество;
б) дата рождения или возраст;
в) гражданство;
г) адрес постоянного места жительства;
д) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер факса для отправления ответа;
е) номер телефона соискателя;
4. Сведения о профессиональном опыте соискателя с указанием мест и периодов работы, наименованиями профессий, должностей, специальностей (в обратной хронологии).
5. Сведения об основном и дополнительном образовании соискателя с указанием мест и периодов учебы, специальности в соответствии с документами об образовании.
6. Сведения о наиболее важных профессиональных знаниях, навыках и умениях.
7. Сведения о наиболее важных личностных качествах соискателя.
8. Прочие (иные) сведения, сообщение которых представляется существенным для принятия решения о трудоустройстве: сведения о семейном положении, наличии прав на вождение автотранспорта, о личных достижениях, наградах, хобби и т. д.
9. Приложение (факультативно): рекомендации, отзывы и т. п.
Задание 4. Подберите к следующим словосочетаниям официально-делового стиля нейтральные языковые эквиваленты (используйте общеупотребительные глаголы или другие однокоренные слова, им синонимичные; устраняйте содержательно избыточных канцелярских слов).
Например: затраты времени – время; в количестве 50 штук – 50, состояние здоровья – здоровье; проводить лечение – лечить.
наркотические средства –
в сумме 250 рублей –
производство работ –
произвести продажу –
принимать обязательства –
иностранная валюта –
сроком на 10 дней –
наложить штраф –
объявить благодарность –
проявить заботу –
поставить в известность –
получить прописку –
произвести ремонт –
оказать содействие –
нести ответственность –
Задание 5. Подберите к следующим словам синонимичные словосочетания официально-делового стиля.
Например: помочь - оказать помощь.
поддержать –
записать –
ошибиться –
мочь –
ударить –
осмотреть –
поблагодарить –
намереваться –
контролировать –
Задание 6. Укажите, какой тип документа вы будете использовать в следующих случаях:
а) вы опоздали на работу; б) вы не пришли на экзамен; в) вам нужно сдать зачет раньше официально назначенного срока; г) вы не можете прийти на работу ближайшие три дня, так как вы женитесь (выходите замуж); д) вы получили музыкальный центр и два микрофона для проведения вечера в студенческом клубе; е) вы не можете получить зарплату и разрешаете получить ее другому человеку.
Задания для проверки достижения конкретных целей обучения по тем Е № 9
Задание 1. Отредактируйте фрагмент заявлений, используя стандартные обороты официально-деловой речи и добиваясь компактности фраз.
Например:В связи с тем, что я должен срочно уехать в Томск… - В связи со срочным отъездом в Томск.
Из-за того что я срочно должен уехать.
Вследствие того что у меня изменилось расписание движения поездов.
Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолет.
В силу того что у меня нет достаточного количества материалов.
Так как я болел в течение целого семестра.
Вследствие того что я опоздал на вокзал.
Поскольку расписание движения поездов было изменено.
Задание 2. Изучите форму, речевые клише других личных деловых бумаг: доверенности, объяснительной записки, расписки. Укажите, какой тип документа вы будете использовать в следующих случаях:
а) вы опоздали на работу; б) вы не пришли на экзамен; в) вам нужно сдать зачет раньше официально назначенного срока; г) вы не можете прийти на работу ближайшие три дня, так как вы женитесь (выходите замуж); д) вы получили музыкальный центр и два микрофона для проведения вечера в студенческом клубе; е) вы не можете получить зарплату и разрешаете получить ее другому человеку.
Составьте три документа, необходимых в указанных ситуациях (по выбору).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10 (2 часа)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1086.