Методы логической организации текста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для любого текста характерна логическая последовательность. Существуют приёмы (методы) логической организации текста. К ним относятся:

Индуктивный метод такая организация логической последовательности в тексте, когда частные единичные случаи, факты дают возможность сделать обобщенный вывод.

Дедуктивный метод такая организация логической последовательности в тексте, когда обобщенные суждения, правила затем иллюстрируются, подтверждаются частными примерами конкретными фактами.

Концентрический метод - это такая организация логической последовательности, когда материал располагается вокруг одной главной проблемы. Причем, автор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к анализу его частей, конкретному и углубленному.

Метод аналогии это способ рассуждения, построенный на сопоставлении фактов и событий. Обычно параллель проводится между тем, что хорошо известно, и явлением новым, неизвестным.

Исторический метод - это такая организация логической последовательности, когда изложение ведется в хронологической последовательности, отмечаются изменения, которые произошли с течением времени.

       Задание 2. Прочитайте текст. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения. Укажите морфологические и синтаксические средства, свойственные научной речи.

Правоспособность - способность физического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых правом данной страны. Основным принципом, из которого исходит право развитых стран, является принцип равной гражданской правоспособности независимо от пола, имущественного положения, цвета кожи, расы и т.д. Правоспособность приобретается с рождением и исчезает со смертью человека. При жизни человека правоспособность может быть ограничена судом (запрет на занятие какой-либо профессиональной деятельностью и т.п.). Ранее гражданскими кодексами многих стран предусматривалась возможность лишения человека всех гражданских прав - гражданская смерть; в настоящее время такое решение по суду не допускается.

       Задание 3. Восстановите логическую последовательность научной статьи В.И. Радченко «Территориальная целостность государства как основа стабильности и международного правопорядка». Выпишите ключевые слова, покажите, как с помощью них достигается последовательность и логичность изложения.

(1) Они предписывают государству-участнику международного сообщества уважать, т.е. не нарушать суверенитет других стран, не угрожать им, не нападать на них, не вмешиваться в их внутренние дела и не посягать на территориальную целостность любого государства. (2) Это означает, что по смыслу п. 4 государства не должны предпринимать любые действия, направленные против территориальной целостности любого государства, его политической независимости или его единства. (3) Особенно подчеркивается, что государства обязаны воздерживаться от действий для выполнения вышеуказанных целей и не предоставлять свою территорию для применения силы или угрозы ее применения против другого государства. (4) Основные принципы международного права, в т.ч. и принцип территориальной целостности, носят запретительный характер. (5) Наиболее полное толкование принципа территориальной целостности в современном международном праве мы находим в Заключительном акте по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г., п. 4 которого обязывает государства уважать территориальную целостность. (6) Равным образом государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на превращение территории другой страны в объект военной оккупации или плацдарм для приобретения чужой территории в нарушение предписаний и норм международного права.

       Задание 4.Определите метод логической организации научного текста.

Многофункциональность риторики, обеспечившая ей существование в новых условиях, позволяет говорить о лингвистических основаниях современной риторики и в метаязыковом аспекте: функционирование ее в качестве дескриптивного аппарата и нормативного регулятора дает возможность трактовать риторику как «вторичную» грамматику, функционирующую как своего рода метатекст. Описывая и предписывая процедуры конструирования коммуникативных форм и ситуаций, в которых речь употребляется с разными целями, риторика сама берет на себя задачу создания

функционального языка, выступая как один из важнейших инструментов культуры, который организует ее языковую и коммуникативную систему.

       Задание 5. Найдите и исправьте ошибки, свойственные научным текстам: а) лексические (речевую избыточность: тавтологию, плеоназм, немотивированный повтор; речевую недостаточность; неточность словоупотребления, б) синтаксические ошибки: отсутствие согласования между членами предложения, неправильное построение предложений с однородными членами и т.д. Отредактируйте предложения.

       Экономистов в первую очередь интересует та грань потребностей, формирование и удовлетворение которой зависит от производства.

       Около 50 процентов населения больны различными заболеваниями и состоит на диспансерном учете.

       Основными проблемами системы здравоохранения на сегодняшний день можно считать:

а)    конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи носят декларативный характер и не сбалансированы с финансовыми ресурсами, а права граждан на ее получение четко не определены;

б)    страховые принципы финансирования здравоохранения продекларированы, но не получают должной реализации на практике;

в)    ресурсы системы здравоохранения используются неэффективно;

г)    работники здравоохранения относятся к одной из самых малооплачиваемых категорий населения.

Существующая пенсионная система, основанная на распределенных принципах, финансируется за счет текущих поступлений налоговых платежей, объектом начисления которых являются выплаты в пользу работника. Таким образом, устойчивость распределительной пенсионной

системы в значительной степени зависит от соотношения численности пенсионеров и численности трудоспособного населения.

       Большинство ученых, считающихся специалистами в области таможенного права, определяют принципы как основные, наиболее общие и руководящие положения таможенного права. Некоторые из них при этом используют образные выражения. Например, А.Н. Козырин называет принципы таможенного права «камертоном всего последующего нормотворчества в таможенной сфере».

       По делам, которые содержат в основе спорное гражданское правоотношение, осуществляется защита спорного материального права лица с использованием процессуальных средств исковых производств. В случае, если субъект обращается в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в арбитражный суд поступило заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или заявление о взыскании обязательных платежей и санкций, необходимо использовать особые процессуальные средства защиты. Кроме того, отмечается несовершенство норм АПК РФ по отношению к аналогичным нормам ГПК РФ. Восстановление нарушенного интереса субъекта, закрепленное во властном акте суда, служит укреплению законности в целом. Делается все это неслучайно, для того чтобы максимально затруднить лицам, препятствующим и борющимся со спамом в сети Интернет, возможность установление личности отправителя и принятия соответствующих мер против последнего. В связи с чем борются со спамом? Во-первых, в связи с тем, что...

обстоятельств, не просто упускает благоприятные возможности, а теряет власть над событиями.

Как видно из этих высказываний древнегреческого оратора, уже в античном мире отдавали себе отчет в том, что слово в дипломатии «не пустой звук», а сгусток воли государства, дающий или, наоборот, отнимающий власть над ходом событий. Как же должно быть взвешено, рассчитано на всевозможные реакции такое слово, прежде чем оно написано или произнесено!

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения по темЕ № 5

       Задание 1. Определите метод логической организации научного текста (письменно обоснуйте).

А) Слово - устное и особенно письменное - играет исключительную роль в межгосударственных отношениях, а следовательно, и во всей дипломатической деятельности. Еще Демосфен в речи «О преступном посольстве» говорил, что послы не имеют в своем распоряжении ни боевых кораблей, ни тяжелой пехоты, ни крепостей, их оружие - слова и благоприятные возможности. Когда проводятся важные переговоры, эти возможности мимолетны. Если они упущены, то упущены навсегда. Посол, который медлит не дает возможности воспользоваться удобным стечением обстоятельств, не просто упускает благоприятные возможности, а теряет власть над событиями.

Б) Простейшими и, можно сказать, основными фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости. Наряду с этими фигурами мы будем рассматривать так называемые геометрические тела и их поверхности. Представление о геометрических телах дают окружающие нас предметы. Так, например, кристаллы имеют форму геометрических тел, поверхности которых составлены из многоугольников. Такие поверхности называются многогранниками. Одним из простейших многогранников является куб. Капли жидкости в невесомости принимают форму геометрического тела, называемого шаром. Такую же форму имеет футбольный мяч. Консервная банка имеет форму геометрического тела, называемого цилиндром.

       Задание 2. С помощью учебно-научных текстов и словарей составьте небольшой (20—30 слов) словарик терминов, связанных с вашей будущей профессиональной сферой.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 (2 часа)

Жанры научного стиля: аннотация, отзыв, реферат, тезисы, конспект, курсовая работа. Цитирование. Оформление библиографического списка.

Содержание программы:

Сформировать умение распознавать жанры научного стиля и составлять вторичные тексты, ознакомить с правилами оформления библиографических списков, правильно использовать цитаты в текстах научного стиля.

       Теоретические вопросы:

1. Жанры научного стиля:

· аннотация,

· отзыв,

· реферат,

· тезисы,

· конспект,

· курсовая работа.

2. Цитирование.

3. Оформление библиографического списка.

Целевые обучающие задания

       Для проверки полученных знаний курсантам предлагается ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения.

       Источники информации

1. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Форум, 2015. – 288 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред.

Проф.О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с. (Высшее образование:бакалавриат).

3. Культура профессиональной речи. Учебное пособие для студентов юридических вузов.     Под ред. проф. Н.Ю. Тяпугиной. – М.: Флинта - Наука, 2009.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. http://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl3.html

2. http://obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. http://rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi/

4. http://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. http://www.langrus.ru/content/view/31

6. http://www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

       Для проверки полученных знаний предлагается ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения.

Дайте ответы на вопросы:

1. Назовите и охарактеризуйте такие жанры научного стиля, как: аннотация, отзыв, реферат, тезисы, конспект, курсовая работа.

2. Назовите правила цитирования.

3. Назовите правила оформления библиографического списка.

Методические указания

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1171.