Тест 5. Выберите номера предложений, дополняющих определение реферата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Реферат - краткое   изложение содержания документа или его части для первоначального   ознакомления с документом, которое...   А. Содержит развернутые доказательства, рассуждения, сравнения и обсуждение результатов исследования. Б. Допускает выражение мысли своими словами, перестановку частей исходного текста и разную полноту изложения частей текста; может содержать оценку или комментарии, отсутствую­щие в исходном тексте.  

 

Тест 6. При оформлении реферата используются ... сноски:

а) внутритекстовые;

б) подстрочные;

в) затекстовые;

г) внутритекстовые и подстрочные.

Тест 7. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста:

… - это краткое изложение научного первоисточника; допускает выражение мысли своими словами, перестановку частей исходного текста и разную полноту изложения частей текста; может содержать оценку или комментарии, отсутствующие в исходном тексте.

1) аннотация        4) рецензия

2) реферат               5) конспект

3) тезисы

Тест 8. Выберите пункт, называющий жанр вторичного научного текста:

1. 1) тезисы

  2) аннотация

 3) реферат

И.А. Пыхова

К решению проблем межбюджетных отношений // Экономика и жизнь. 2002. №4.

 Статья представляет собой анализ современного бюджетного процесса.

Автор рассматривает межбюджетные отношения Свердловской области и освещает проблемы, возникающие при разработке бюджетов территории, предлагая при этом усовершенствовать правовую базу для решения существующих ныне проблем.

Статья И.А. Пыховой может представлять интерес не только для специалистов в области экономики, но и широкого круга читателей.

2. 1) реферат               4) тезисы

1) рецензия              5) конспект

2) аннотация

Статью М. Уварова «Интеграция в мировую экономическую систему стран с переходной экономикой» можно отнести к разряду тех статей, авторы которых поднимают актуальнейшие вопросы действительности, выдвигают новые категориальные положения, аргументируя свои мысли конкретными примерами. Данная статья интересна не только тем, что она затрагивает одну из основных причин интеграции национальной экономики стран Центральной и Восточной Европы в мировую экономическую систему, падение эффективности национального производства и стремление решать внутренние проблемы методами и средствами, используемыми в западной экономике, но и указывает на появление ряда новых проблем национального и общемирового характера.  

3. 1) конспект

2) реферат

3) тезисы

Из всех изобретений, появившихся на Западе в период средневековья, самое разрушительное – порох – имело наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношении.

Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам, и византийским грекам, но вероятнее всего, он был изобретен в Китае.

Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, добавляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха.

Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле.

Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, то применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызывало яркую вспышку и легкий взрыв.

4. 1) аннотация

2) рецензия

3) реферат

Статья «Космический щит можно сооружать хоть сегодня» (интервью с академиком А. Зайцевым, сотрудником НПО им. Лавочкина) помещена в журнале «Наука и религия» (1995.- №9.- С.31-32).

Статья посвящена целям, задачам и возможности создания систем защиты Земли от опасных космических объектов.

Автор рассказывает о разработках НПО им. Лавочкина.

Рассматривается ряд важных вопросов, среди которых актуальность проблемы защиты Земли от космических объектов, структура системы космической безопасности, готовность ученых создать такую систему.

Наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о структуре системы космической защиты. Как представляется автору, она состоит из трех частей: системы слежения (службы обнаружения астероидов и комет), системы перехвата и комплекса управления. Самым важным, на наш взгляд, являетcя то, что в НПО им. Лавочкина разработано реальное оборудование, позволяющее уже сегодня приступить к созданию системы космической безопасности. Среди прочих проблем автор называет проблему финансирования программ.

В заключение автор приходит к выводу, что проблема космической защиты Земли в наше время действительно является актуальной. Пути решения этой проблемы уже известны.

цЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ по темЕ № 6

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА 1:

       Основная функция научного стиля - передача логической информации и доказательство ее истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют научно-техническую, научно-естественную, научно-гуманитарную разновидности научной речи. Кроме того, в зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, патентный, учебно-научный, научно-популярный. Эти подстили используются в разных жанрах научной речи:

а)    собственно научный - монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;

б)    научно-информативный - реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;

в)    научно-популярный - очерк, книга, лекция и др.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА 2:

Жанры письменной научной речи.

Аннотация и реферат текста – это вторичные тексты, составленные на основе текста-источника в результате анализа, сжатия и обобщения информации.

Реферат – краткое, но адекватное по смыслу изложение содержания первоисточника. Существуют разные классификации видов рефератов. Например, одна из классификаций:

Виды рефератов

репродуктивные                                    продуктивные

 

       реферат-конспект реферат-резюме реферат-обзор реферат-доклад

       (информативный)

В информативном реферате в обобщенном виде содержатся все основные положения первичного текста, приводится аргументация данных положений, сведения о методах исследования, даются выводы, к которым пришел автор.

В реферате-резюме кратко излагаются выводы, результаты проведенной работы.

Реферат-обзор – изложение и сопоставление существующих точек зрения на какой-либо вопрос. Пишется на материале 2-х и более источников.

Реферат-доклад предполагает анализ, переработку и оценку информации, содержащейся в первичных текстах, точку зрения составителя реферата на состояние проблемы.

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные во2просы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?»

Задание 1. Определите, какой из подстилей научного стиля речи использован в данных отрывках. Какие специфические черты научного стиля изложения вы заметили? (см.теор.справку 1).

А) Ф. Ницше подвергает критике мораль как форму культуры, отождествлённую с христианством. Он приходит к выводу о враждебности морали и губительности её для жизни и творчества. Мораль, по Ницше, это путь вырождения человека, уничтожение воли к жизни. «Решающий признак, устанавливающий, что священник (включая и затаившихся священников-философов) сделался господином не только в пределах определённой религиозной общины, но и всюду вообще, есть мораль (dukadens), воля к концу, которая ценится как мораль сама по себе и заключается в безусловной ценности, приписываемой началу неэгоистическому и враждебному всякому эгоизму», - пишет Ницше. Спасение, на его взгляд, в возвращении к мифологическому тождеству человека с миром, в котором происходит обновление духа человека, проникнутого дионисийством, ибо Ф. Ницше, разделяя шопенгауэровское понятие мира как ищущей и страждущей стихии, считает жизнь человека трагичной, процессом бесконечного становления - создания и ликвидации ценностей культуры. Отсюда - необходимый «переизбыток жизни», который не боящийся трагизма бытия Ф. Ницше обозначает дионисийским началом в культуре, обеспечивающим жизнь культуры.

       Б) Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания

       Задание 2. Прочитайте аннотацию. Обратите внимание на выделенные речевые средства. (см.теор.справку 2)

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 544 с.

       В пособие описываются основные свойства современного русского литературного языка, рассматриваются различные аспекты речевой культуры, говорится об организации эффективной речевой коммуникации, излагаются основы ораторского искусства, характеризуются особенности официально-деловой письменной речи.

Предназначено для студентов вузов нефилологического профиля.

Задание 3. Составьте аннотацию текста «Согласие есть продукт непротивления сторон». Предварительно ознакомьтесь с этапами работы над аннотацией и употребляемыми в аннотации речевыми клише:

1. Прочитайте текст, цель чтения – получить общее представление о его содержании.

2. Определите тему и проблему текста.

3. Выделите наиболее важные для раскрытия темы части текста.

4. Обобщите информацию, содержащуюся в данных частях, и составьте план текста.

5. Выберите языковые средства для оформления аннотации. Продолжите для этого следующие ряды:

а) в статье (книге) говорится, описывается …

б) рассматриваются вопросы, освещаются …

в) делается вывод …

г) статья рассчитана на …

д) книга состоит из …, содержит …

При написании рецензии могут использоваться речевые клише:

Работа посвящена актуальной теме…….

Центральным вопросом является…..

Автору удалось найти новый подход к… (автор проявил умение…..)

К недостаткам работы можно отнести…..

Недостатки работы носят частный характер…..

Отмеченные недочеты не снижают (не влияют)…..

Работа заслуживает высокой оценки, а автор достоин….

Текст. Митяева Г. Согласие есть продукт непротивления сторон // Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000, с. 145-146.

Вам предстоит важный разговор с начальником? Вы решили пробить свою идею и стремитесь получить поддержку коллег? В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало нужно настоять на своем? Во всех этих случаях не стоит полагаться на авось и рассчитывать только на везение и собственную интуицию.

Любое деловое общение требует подготовки – тщательно разыгранного сценария. От того, как вы «распишите» свою роль и подготовитесь к неожиданным выпадам собеседников, зависит успех переговоров. Большинство терпят фиаско по одной причине – рассчитывают на успех с первой попытки. И воспринимают итог переговоров с юношеским максимализмом: если «да», так «да», если «нет» - так уж окончательно «нет». А вот эксперты из чикагской Высшей школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают приготовиться к деловой игре минимум в три раунда. По их подсчетам, большая часть – свыше 70% всех деловых переговоров – получают завершение лишь с третьей попытки. Со второй удаются только 25%. А вот вероятность договориться о желаемом с первого раза не превышает 5%. Поэтому первый этап делового общения стоит рассматривать как прелюдию. Эксперты Высшей школы бизнеса предлагают такой игровой сценарий первого раунда.

Каким бы покладистым и сговорчивым ни казался собеседник, не настраивайтесь на быстрый успех. Учтите: у него всегда есть скрытые интересы, о которых он вас не проинформирует на старте переговоров.

Оценивайте первую встречу как реконсцировку, сконцентрируйте максимум внимания на «прощупывании» собеседника, его психологии, поиск непроговоренных мотивов и намерений.

Ни при каких условиях не форсируйте переговоры, не демонстрируйте свое нетерпение побыстрее «ударить по рукам». Такой стиль поведения вызывает ответное сопротивление и вообще может сорвать ход встречи.

Грамотная деловая игра требует умения терпеливо ждать, пока партнер сам «дозреет» до позитивного решения к обоюдному согласию. Если что-то в обсуждении служит предметом спора, проводить его следует также по проверенным игровым правилам. Откажитесь от личных нападок: высказывания типа «Вы ничего в этом не понимаете» сразу же заводят разговор в тупик. Тщательно подбирайте слова – исключите из своей речи шаблонные фразы. Нельзя постоянно повторять одно и то же, даже если это высказывание кажется вам убедительным аргументом. Получив монотонную интонацию, беседа просто завянет. Не ведите спор на глазах у посторонних: ненужная огласка только помешает достичь договоренности. Если у вас нет желания порвать отношения, по возможности оставайтесь спокойным даже в пылу спора. Помните, что, повышая голос, вы раздражаете собеседника и он начинает прислушиваться к голосу своих эмоций, а не к доводам разума. Даже после ожесточенного спора попытайтесь найти нейтральную почву для примирения. Поможет к месту сказанный комплимент, уважительное высказывание, намекающее на то, как высоко вы оцениваете мнение и мысли собеседника. Так вы наведете мост для повторного этапа деловой беседы, тогда шансы на успех многократно возрастут.

Реферат. Справка:

       Чтобы написать реферат, необходимо проанализировать текст и 1) выделить наиболее важную информацию в целях её обязательного, объективного и корректного отражения в реферате; 2) определить уточняющую, дублирующую и т.п. информацию, которая не войдет в реферат; 3) сжать информацию; 4) описать информацию с помощью соответствующих языковых средств.

       Задание 4.  Прочитайте данный ниже реферат, обратите внимание на выделенные в нем смысловые части и типичные языковые средства. Определите тип реферата.

Зимин Б.Н., Костицкий Г.Д. Перспективы выхода российской экономики из кризиса // Россия и СНГ: дезинтеграционные и интеграционные процессы. Ин-т геогр. – М., 1995.- с. 8-15.*

В статье Б.Н.Зимина и Г.Д.Костицкого речь идет о перспективах России на основных для нее мировых товарных рынках. Анализ ведется по «комплексам» отраслей и производств, при этом особое внимание уделяется отраслевым комплексам, наиболее тесно связанным с мировым рынком, так как именно они будут определять экономическое лицо России в мире и более всего воздействовать на экономическую ситуацию в стране.

По мнению авторов, существует два полярных варианта, или стратегии, по выходу России из экономического кризиса в ближайшее десятилетие – «колониальный» и «технологический».

Колониальный (сырьевой) тип роста и развития экономики выдвинут самой действительностью, тенденциями трехлетнего периода реформирования хозяйственной жизни страны (1992-1994гг). Определяющая черта этого периода – относительно успешное положение дел в отраслях, продукция которых охотно покупается за границей. Россия располагает имеющими надежный спрос минеральными ресурсами и возможностями их добычи и транспортировки. Авторами отмечается, что существенная слабость данного пути роста экономики – зависимость от емкости внешнего рынка, диктующего объем добычи и экспорта, от общей экономической конъюнктуры в мире. Спрос на сырьё определяется возможностями экономики промышленно развитых стран, а отсюда вытекает зависимость от них.

У технологического пути развития, как справедливо подчеркивается в статье, эффект мультипликатора более мощный, он в состоянии дать импульс росту многих существующих производств. Однако технологический (индустриальный) тип роста требует благоприятного экономического климата, расширяющегося рынка, массового спроса со стороны как предприятий, так и домашних хозяйств.

Оба типа развития – идеальные, чистые, в реальных же условиях неизбежно их слияние. По нашему мнению, в ближайшее десятилетие появится крен в сторону сырьевого типа развития.

В статье рассмотрены также экспортные возможности главных секторов отечественной промышленности. Конкуренция на мировом рынке по мере повышения доли готовых изделий в структуре производимых в России будет для России все более чувствительной. В статье делается следующий вывод: чем выше степень переработки товара, тем, как правило, труднее этому товару проникнуть на мировой рынок.

       Задание 5. Замените в данных предложениях, указывающих на тему работы, выделенные словосочетания с глаголами.

Образец: статья носит название … - статья называется.

В статье дается анализ существующих гипотез и происхождении Вселенной.

В книге дается обобщение результатов исследования космического пространства.

В работе дается описание экспериментальной установки.

В первой главе монографии дается изложение различных точек зрения по данному вопросу.

       Задание 6. Передайте содержание данного предложения другими словами.

В этой диссертации три части, каждая часть имеет по две главы.

       Задание 7. Напишите реферат текста «Типы речевой культуры» (Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов-нефилологов. – Саратов.- 2001.- с.104-109).

Статья______________________ посвящена вопросам__________________________.

Во введении автор формулирует________________________________________

Он подчеркивает актуальность ________________________________________

Автор выдвигает гипотезу: ___________________________________________

Для доказательства автор _____________________________________________

В своем исследовании автор опирается на_______________________________

Свои выводы автор подтверждает_______________________________________

Статья завершается утверждением _____________________________________

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения по темЕ № 6

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

       Реферат – это изложение основного содержания текста (статьи, книги и т.д.) с выделением темы, проблемы. Реферат включает комментирование, оценку текста и отвечает на вопрос, что нового, существенного содержится в реферируемом тексте. Таким образом, задача реферата – донести до читателя основные идеи, проблемы, основные положения реферируемого текста. Для написания реферата необходимо хорошо знать материал, уметь его передать, анализировать, делать вывод. Реферат дает описание от 3 лица, дает оценку, формулирует проблемы, характеризует структуру работы. Если реферат пишется на основе двух или более источников, дается сопоставление точек зрения, производится осмысление прочитанного. Реферат включает библиографическое описание первоисточника. Существуют правила оформления библиографического списка, которого следует строго придерживаться по ГОСТу.

Примеры оформления библиографического списка литературы

1. Книги одного, двух или трех авторов 1.    Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно / Л. А. Вербицкая. - М.: Высшая школа, 1993. - 144 с. 2.    Козырев, В. А. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 356 с.
2. Книги четырех и более авторов 1.    Речевое общение: Искусство убеждать / Н. В. Анисина [и др.]. - СПб.: СПбГТУ, 2000. - 129 с. 2.    Русский язык и культура речи: учебник / В. И. Максимов [и др.]; под ред. проф. В. И. Максимова. - М.: Гарда- рики, 2000. - 411 с.
3. Издания, не имеющие индивидуальных авторов Русский язык конца XX столетия (1985-1995 гг.) / Отв. ред. Е. А. Земская. - М.: Наука, 1996. - 203 с.
Переводные издания Белнап, П. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. / П. Белнап, Т. Стил. - М.: Прогресс, 1981. - 112 с.
5. Сборники научных трудов, статей 1. Лексические и грамматические инновации: сб. научи. тр. Латв. гос. ун-та. - Рига, 1982. - 166 с. Книгоиздательский бизнес: сб. статей. - М., 1993. - 216 с.
6. Диссертация Ганюхина, Т. Г. Модификация свойств ПВХ в процессе синтеза: дис. ... канд. хим. наук: 02.00.06: защищена 20.01.00: утв. 07.08.99 / Ганюхина Татьяна Геннадьевна. - Н. Новгород, 1999. - 109 с.
7. Автореферат диссертации Балашова, Т. В. Синтез, строение и свойства бипиридильных комплексов редкоземельных элементов: автореф. дис... канд. хим. наук: 02.00.08 / Балашова Татьяна Валерьевна. - Н. Новгород, 2001. - 21 с.
8. Словари, справочники Правила оформления см. «Однотомные издания» (п. 1, 2, 3) и «Многотомные издания»

Многотомные издания

1. Издание в целом 1. Аристотель. Соч.: В 4 т. / Аристотель. - М.: Прогресс, 1976-1984. 2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1980-1982.
2. Отдельный том 1. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2 / Аристотель. - М.: Прогресс, 1978. - 215 с. 2. Русская грамматика: В 2 т. Т. 1. - М.: Наука, 1980. - 793 с.

Составная часть издания (глава, раздел, статья и т. д.)

1. Из собрания сочинений Лейбниц, Г. В. О мудрости / Г. В. Лейбниц // Соч.: В 4 т. Т. 3. - М., 1984. - С. 97-100.
2. Из книги Скворцов, Я. И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях / Я. И. Скворцов // Культура парламентской речи. - М., 1994. - С. 103-113.
3. Из трудов, ученых записок Акуленко, В. В. Две заметки об интернациональной лексике и терминологии / В. В. Акуленко // Уч. зап. Харьк. ун-та. - 1962. - Т. 116. - С. 205-213.
4. Из материалов конференций, симпозиумов, семинаров и т. д. Саморуков, Б. Е. Введение в творчество / Б. Е. Саморуков // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: тез. докл. научно-метод. конф. 31 янв. - 1 февр. 1995. - СПб., 1995. - С. 102-103.
5. Из журнала Поварнин, С. И. Спор. О теории и практике спора / С. И. Поварнин // Вопросы философии. - 1990. - № 3. - С. 63-90.
6. Из газеты Сердобольский, О. В штате Публички - электронный библиограф / О. Сердобольский // Санкт-Петербургские ведомости. - 2001. - 2 июня.

       Задание 1. Оцените оформление данного списка литературы из научной студенческой работы. Укажите номера записей без ошибок и ошибками. Расположите записи в алфавитном порядке, исправив ошибки в библиографических описаниях.

1. Д. Э. Розенталь. Культура речи. – М.: Наука, 1964 год. – 123 с.

2. Шанский, Н. М. «В мире слов» / Н.М. Шанский. – М.: Русский язык, 1971. – 200 с.

3. От телефона к телефаксу. Тимофеева, Г. Г. // Русский язык в школе, 1990, № 2. с. 90-91.

4. Горбачевич, К. С. Дано ли нам предугадать?.. (О будущем русского языка) / К.С. Горбачевич // Русистика. – 1990. – № 2. – С. 70–80.

5. Автореф.... дис. канд. философ, наук. Штельцнер В. А. Логические проблемы дискуссии. М.: Изд-во МГУ, 1973. 14 с.

6. Новые слова и словари новых слов: сб. ст. / под ред. Е. А. Левашова. – СПб.: Лань, 1997. – 169 с.

       Задание 2. Оформите библиографическое описание следующих источников.

1. Книга Н. И. Формановской «Речевой этикет и культура общения», изданная в 1989 году в Москве в издательстве «Русский язык», объемом 235 страниц.

2. Статья И. С. Улуханова «О новых заимствованиях в русском языке», опубликованная в первом номере журнала «Русский язык в школе» в 1994 году на стр. 70-75.

3. Словарь перестройки, изданный в 1992 году в Санкт- Петербурге в издательстве «Златоуст», объемом 256 страниц, под общей редакцией В. И. Максимова.

4. Тезисы доклада Г. Г. Тимофеевой «Функционирование новых англо-американских заимствований в русском языке 80-х годов», опубликованные в сборнике тезисов межвузовской конференции «Проблемы функционального описания языковых единиц» в Свердловске в 1990 году на стр. 116-117.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

       Библиографические ссылки (ссылки на источник) в научных работах применяются при цитировании, изложении, близком к оригиналу, при заимствовании идей, фактов, примеров, цифр и т. д., при необходимости отсылки читателя к другим трудам, в которых рассматривается данный вопрос.

       В зависимости от способа расположения в тексте ссылки бывают:

1) затекстовыми, применяемыми в целях сокращения объема печатной работы — при этом после цитаты или упоминания в тексте работы какого-либо произведения, имени автора в квадратных скобках пишется номер источника в соответствии с его номером в библиографическом списке, ставится двоеточие (или запятая) и номер страницы цитируемого источника: «Тема диалога, взаимопонимания становится одной из ведущих в культурологических исследованиях» [6: 442];

2) притекстовыми (подстрочными): после цитаты или какого-либо иного заимствования над строкой используется знак сноски: арабская цифра или звездочка (возможно, со скобкой); такой же знак ставится в низу страницы под текстом и дается ссылка на источник;

3) внутритекстовыми, которые полностью включаются в основной текст работы и дублируются притекстовыми ссылками. Например:

Как отмечает Б. С. Ерасов в книге «Социальная культурология», «в постиндустриальном обществе преобладает ориентация на будущее. […] Впрочем, прошлое может быть встроено в новый уклад жизни в стиле «ретро»»*.

В ссылке:

* Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 537.

       Задание 3. Оформите данные дословные выписки в виде цитат, используя различные способы цитирования. Сделайте библиографические ссылки (затекстовые, притекстовые, внутритекстовые) на источник каждой цитаты.

1. Русский язык — плод многовекового творчества и труда великого русского народа и всех народов, составляющих нашу страну. Живо связанный со славной историей нашего государства в течение многих веков, являя поразительное социальное, культурно-историческое национальное богатство, русский язык предсказывает великое будущее и самому себе, и всему нашему народу (Костомаров В.Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С. 5).

2. Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи (П. И. Чайковский. Дневники. 1873-1891. — СПб.: Эго; Северный олень, 1993. — С. 36).

3. «Адидас» (Adidas) — промышленная компания Германии, специализирующаяся на выпуске спортивной обуви, одежды и инвентаря. Основана в 1948 г. Имеет 8 предприятий в Германии и свыше 25 дочерних фирм в других странах, в том числе во Франции, Великобритании, США, Канаде, ЮАР (Новейший справочник необходимых знаний. — 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. А. П. Кондрашов, Ю. В. Стреналюк. — М. : РИПОЛ Классик, 2006. — С. 679).

 

 

Практическое задание № 7 (2 часа)

Практикум: творческая лаборатория (составление текстов различных жанров научного стиля).

Содержание программы:

Закрепить навыки составления письменных текстов научного стиля. Контроль усвоения теоретических знаний по научному стилю речи.

1. Теоретические вопросы:

1. Жанры научного стиля: аннотация, отзыв, реферат, тезисы.

Источники информации

1. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Форум, 2015. – 288 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред.

Проф.О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с. (Высшее образование:бакалавриат).

       3. Культура профессиональной речи. Учебное пособие для студентов юридических вузов.        Под ред. проф. Н.Ю. Тяпугиной. – М.: Флинта - Наука, 2009.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. http://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl3.html

2. http://obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. http://rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi/

4. http://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. http://www.langrus.ru/content/view/31

6. http://www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

Творческая лаборатория . Используя статью В.Бозрова, создайте научные тексты разных жанров.

       Методические указания к заданию: аудитория делится на группы, каждая выбирает один из жанров: аннотацию, научные тезисы, реферат-резюме, отзыв. Отдельная группа экспертов оценивает качество созданных текстов, их соответствие стилю и жанру.

Выездные процессы? Я – против! В. Бозров (Российская юстиция. – 1997. – № 5. – С. 41.).

       В последнее время в юридических изданиях стали появляться публикации с призывами о возобновлении выездных судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел (см., например: Ширинский С. О выездныхсудебных заседаниях // Российская юстиция, 1996. №4. С. 41). Доводы таких призывов по сути сводятся к дорогой в прошлом нашему сердцу фразеологии типа «выездные процессы играют важнейшую роль в предупреждении преступлений». Эта лозунговая, ничем не подкрепленная фраза дает результаты: некоторые руководящие должностные лица принялись издавать различные документы инструктивного характера, не жалея критических стрел в адрес тех судей, которые не спешат следовать этим призывам.

       По мнению моих оппонентов, выездные процессы – один из резервов улучшения деятельности суда. Данный вывод не только безоснователен, но, думается, и весьма далек от истины. Беспокоят не сами по себе призывы к выездным процессам, а то, что сложившаяся судебная практика выездных процессов, к сожалению, хотя это

и невдомек некоторым должностным лицам, реально подрывает основы правосудия. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на одно информативное письмо директивного характера, в котором подчеркивается: «…До настоящего времени продолжают иметь место случаи неудачного подбора уголовных дел для рассмотрения их в выездных процессах в присутствии личного состава». Следовательно, от судьи для рассмотрения дела в выездном процессе прежде всего требуется его «удачный подбор». И тут нельзя обойти молчанием вопрос о том, каковы же критерии, которыми должны руководствоваться судьи для «удачного» подбора дел. Пусть не прямой, но косвенный ответ на этот вопрос мы находим в том же директивном письме, где в порядке назидательного порицания указывается: «Военный суд Екатеринбургского гарнизона рассмотрел в расположении частей два дела об уклонении от военной службы, применив к осужденным акт амнистии». Выходит, один из основных критериев «удачного» подбора дела для выездного процесса – предвидение судьей того, что по нему будет постановлен обвинительный приговор и только с назначением реального наказания, подлежащего реальному отбытию. словами, чтобы «удачно» подобрать дело для рассмотрения в выездном процессе судья, кроме профессиональных знаний, навыков, должен обладать еще, по крайней мере, способностью экстрасенса, дабы предвидеть финал судебного разбирательства. Ну, а если судья не обладает таким дарованием? Тогда, следуя логике цитируемого документа, он, вопреки логике презумпции невиновности, должен до начала судебного разбирательства убедиться в виновности подсудимого, а затем предстоящий судебный процесс превратить в формальное повторение результатов предварительного расследования. Нетрудно заметить, что при таких критериях подбора дел суд из органа правосудия легко превращается в карательный орган. Допустимо в какой-то мере согласиться с призывами важности выездных процессов, если рассматривать их в качестве ликбеза по вопросам права. Собственно на такую мысль наводит адвокат С.Ширинский, который пишет: «…сколько граждан их (выездных процессов. – В.Б.) посещало в свое

время». Увы, «свое время» прошло, и его следует считать безвозвратно ушедшим. В нынешних экономических условиях и в сложившихся рыночных отношениях вряд ли какой руководитель, и не только частного предприятия, рискнет остановить производство ради выездного процесса. Да и вряд ли люди с одобрением встретят суд, если процесс отрицательно сказывается на заработках.

       Подлинное правосудие всегда пользовалось уважением. Не случайно отправление правосудия обставляется известной атрибутикой, ритуалом, подчеркивающими его государственную значимость. Авторитет суда можно обеспечить только тогда, когда процесс проходит в зале, а не на подмостках различных производственных помещений и клубов, где нет ни совещательной комнаты, ни комнаты для свидетелей, ни самого помещения, оборудованного соответствующим образом. В выездном судебном заседании утрачивается то, что придает суду его неповторимую специфику. В статье под заголовком «Наглядность и при наказании помогает», опубликованной в газете «Красная звезда» (10 февраля 1996 г.), А. Вениаминов восторгается работой военного суда Архангельского гарнизона, который 85% дел рассмотрел в выездных судебных заседаниях. Но были ли у автора этой публикации такие основания? Не исключаю, что дела и в самом деле были «удачно подобраны», а судьи – заведомо «самосориентированы» только на обвинительный приговор. Я бы с радостью присоединился к восторгам и призывам относительно «профилактического значения выездных судебных заседаний», но при условии, когда число выездных процессов будет хоть как-то связано с позитивными результатами. Если бы выездные процессы давали какой-то результат, то это было бы отмечено специалистами-криминологами. Но ничего подобного нет! И все же не сомневаюсь: выездные судебные заседания возможны, однако не под «эгидой» обязательно вынесения обвинительного приговора с суровым наказанием, а совсем по другим основаниям. Таковыми могут быть исключительные случаи, когда суд ограничен в возможностях обеспечить явку в процесс вызываемых лиц (например, если все они отбывают наказание в местах лишения свободы). В этом случае организация выездного заседания суда вполне оправданна: сама по себе ситуация вынуждает рассмотреть уголовное дело вне суда.

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения по темЕ № 7.

Задание 1. Повторите правила оформления цитат. Прочитайте текст и выберите отрывок для цитирования. Оформите выбранный фрагмент: а) как цитату, являющуюся самостоятельным предложением; б) как прямую речь; в) как придаточное предложение. Приведите свои примеры оформления цитат.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т. е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

(Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1999. - С. 10)

       Задание 2. Исправьте библиографические неточности в приведенном списке

нормативно-правовых актов и учебной литературы

1) Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 496 с.

2) Конституция РФ.

3) ФЗ РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». //СПС Консультант плюс, с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.03.07.

4) Брагинский М.И. Гражданское право России. Курс лекций. Под ред. О. Н. Садикова. – М.: Юридическая литература, 1996. 303 с.

5) Пиляева В.В. Гражданское право: Учебник: Части общая и особенная. – М.: ТК Велби, 2004. 800 с.

6) Гражданское право России. Часть первая: Учебник/Под ред. З.И. Цыбуленко. – М.: Юристъ, 1998. – 464 с.

7) А.В. Малько Стимулы и ограничения в праве / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 250 с.

 8) Учебное пособие по курсу «Гражданское право». Часть первая. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002. – 176 с.

9) Гражданское право: Учебник/Под ред. С.П. Гришаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 496 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 (2 часа)

Дата: 2018-12-28, просмотров: 3208.