1. Принцип краткости – аудитория не любит длинных выступлений, краткое выступление при сходстве содержания всегда оценивается выше, как выступление "по делу".
2. Принцип последовательности – последовательное развитие одной темы, не перескакивание с одной темы на другую. Микротем должно быть не больше 3, и все они должны быть подчинены теме.
3. Принцип целенаправленности. Заключается в наличии следующих обязательных элементов:
Проблема – заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость, или значимая для той или иной группы людей.
Тема – аспект проблемы, избранный для обсуждения.
Тезис – главная мысль. Формулируется в виде утверждения, которое должно быть однозначно понимаемым.
Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
Цель – доказательство тезиса при помощи аргументов.
4. Принцип усиления–речевое воздействие на слушателей должно увеличиваться к концу выступления за счет:
– расположения материала по значимости;
– аргументов по убедительности;
– усиления эмоционального накала изложения;
– усиления интенсивности изложения.
5. Принцип результативности–публичное выступление обязательно должно содержать предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации по дальнейшему поведению, сформулированные словами.
Виды ораторской речи.
Существует около 20 видов ораторских речей. Наиболее распространенные из них:
Презентационная речь представляет собой разновидность публичной речи. Как всякое публичное выступление, она строится по общим принципам построения ораторской речи. Эти принципы таковы:
1. Принцип краткости. Обычно презентационная речь составляется с расчётом на 10 - 15-минутное выступление. С другой стороны, объём выступления должен быть достаточным для раскрытия основной темы выступления.
2. Принцип последовательности. Все микротемы выступления должны быть подчинены основной теме. Все части выступления должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
3. Принцип целенаправленности. Выступление должно быть подчинено ясной логике. Сам выступающий, а за ним и слушатели должны осознавать направленность выступления, соответствие его логической структуры следующей цепочке: Проблема ®тема ® тезис ® аргументы.
Тезис — это основное положение выступления, а аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
4. Принцип усиления.Речевое воздействие должно усиливаться от начала к концу выступления. Это может быть достигнуто расположением материала по значимости, усилением эмоционального накала изложения при помощи вербальных и невербальных паралингвистических средств.
5. Принцип результативности. Выступление должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод или призыв должен быть сформулирован в ёмкой, запоминающейся словесной формуле, например: « Приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству».
Изложенные принципы построения публичного выступления должны быть реализованы в структуре композиции выступления.
Структура публичного выступления чаще всего представляет собой традиционную трёхчастную композицию:
a вступление;
a основная часть;
a заключение.
Во вступлении, в свою очередь, выделяют: зачин (в презентационной речи это обращение к аудитории и сообщение цели собрания) и завязку(объяснение цели собрания).
Эффектный зачин:
- парадоксальное (от гр. paradoxos – неожиданный, странный) начало;
- неожиданный вопрос;
- интригующее описание;
- интересный или необычно поданный факт;
- оригинальная цитата;
- комплимент собравшимся;
- наглядный пример;
- шутка;
- обращение к непосредственным интересам аудитории.
В основной части излагаются основные сведения о предприятия, презентируемом товаре: статус, общая направленность, специфика деятельности, указание на потребителя, характер доступности, местонахождение и т.п.
Заключение в презентационной речи может включать напоминание о цели собрания, обобщение сказанного и призыв к сотрудничеству. Задачи заключения: обобщить самое существенное в выступлении; усилить впечатление, закрепить сказанное; поставить конкретные задачи.
В заключении не должно быть новых мыслей и новых фактов – это психологически бесполезно.
Задание 1. Прочитайте самопрезентацию студента электроэнергетического факультета. Оцените ее плюсы и минусы.
Добрый день. Меня зовут Пётр. Так меня назвали в честь Петра I. В компании старых знакомых я - Петя, для более старших товарищей - я Пётр. Называют так - значит уважают.
На сегодняшний день самое главное дело моей жизни - учеба в универе, потому что я хочу получить качественное образование и стать конкурентоспособным специалистом. Примером для меня являются мой дед, который окончил энергоуниверситет в 1953 году и дядя, окончивший этот же вуз в 1999 году.
Мои интересы лежат в сфере науки. В будущем мне бы хотелась заняться разработкой новых технологий в области сварки. Мы часто говорили на эту тему с Ганусовым Константином Алексеевичем, кандидатом технических наук. Он преподает у нас в университете, является председателем областной аттестационной комиссии сварщиков и директором фирмы «Мир сварки».
Свои увлечения считаю постоянными. Вот уже семь лет я занимаюсь в губернаторском ансамбле танца «Молодость», стремлюсь реализовать свои творческие возможности в танце. В составе этого коллектива я уже дважды становился лауреатом международных и всероссийских конкурсов. Мне нравится ездить с ансамблем по разным городам: так можно увидеть много нового, познакомиться с интересными людьми. Я увлекаюсь и спортом: зимой люблю кататься на коньках, а летом играть в футбол.
Я родился в доме, которому уже больше 200 лет. Он стоит в центре города Иванова на улице Станко. Когда-то эта улица называлась Панская, так как на ней проживали поляки. Мой прапрадед, Лебедев Дмитрий Тимофеевич, построивший наш деревянный дом, был регентом Крестовоздвиженской церкви и уважаемым гражданином города Иваново-Вознесенска. Там, где была эта церковь, сейчас находится памятник борцам революции. Из семейных преданий известно, что погостить в дом моих предков заходил Михаил Васильевич Фрунзе - первый губернатор Ивановской области и выдающийся военачальник.
Мой папа - добрейшей души человек. Он работает региональным управляющим сети магазинов и является магистром теории управления. От него, я думаю, я унаследовал логическое мышление и организаторские способности. Моя мама - композитор, аспирант Московского педагогического государственного университета, лауреат премии «Триумф» за личный вклад в развитие культуры города Иванова, а конкретно - за создание детских песен. Она лауреат международных и российских конкурсов композиторов и исполнителей популярной музыки. От нее я унаследовал творческие способности, такие как музыкальный слух, любовь к музыке и чувство прекрасного. В людях я ценю добросердечность, отзывчивость, ответственность и настойчивость. Мне приятно общаться с такими людьми, и я сам стараюсь быть таким.
Я не люблю врунов, подлецов и предателей: с ними жить опасно. Не люблю неряшливых людей: смотреть противно. Я люблю вкусные обеды, горький шоколад, кислые лимоны, фантастические рассказы, захватывающие с первых страниц, умные книжки, хороших и добрых людей, люблю делать чудеса своими руками и дарить радость людям.
В заключение я хочу сказать, что готовясь к этому выступлению, я очень волновался. Но, как оказалось, доброжелательным людям рассказывать о себе довольно приятно. Спасибо за внимание.
(Петр Звездин, гр.1-30)
Задание 2. Подготовьте рассказ о себе на 5 минут. Постарайтесь рассказать о себе интересно, нескучно. Чтобы уложиться во времени, выберите из предложенной модели 3-4 аспекта, позволяющих представить вас интересной личностью (например, расскажите об истории своего рождения, о семье, мире увлечений). При подготовке можно использовать следующую модель:
1. Меня зовут…(если хотите, прокомментируйте Ваши Ф. И.О.).
2. Чем Вы занимаетесь (сделайте рекламу Вашему занятию).
3. Я родился… (есть ли семейные предания о вашем рождении, какие самые значительные события прошлого хранит ваша память).
4. Кто ваши родители, какие у них интересы, какие у вас с ними отношения.
5. Мое любимое занятие (ваши интересы и увлечения)
6. По характеру я человек…(общительный…)
7. Я ценю в людях такие качества, как...
8. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются…
9. К своим слабостям я бы отнес…
10. Мои друзья считают меня…
11. Я люблю…
12. Я не люблю…
13. Со мной иногда случаются интересные случаи…
14. В будущем я бы хотел…
15. Я надеюсь на то, что…
Выступая на занятии, постарайтесь привлечь внимание не только содержанием, но и манерой рассказа: приветливой, доброжелательной, искренней. Постарайтесь быть не слишком серьезными, относитесь с мягким юмором к собственным недостаткам.
Задание 3. Каковы основные принципы выделения коммуникативных качеств речи? Ответьте на вопросы.
- Действительно ли был прав величайший мыслитель Древней Греции Аристотель, считавший, что «ясность – главное достоинство речи»?
- Можете ли Вы назвать наиболее значимые коммуникативные качества речи и попытаться их охарактеризовать?
Схема 1
По приведенной ниже схеме расскажите о принципах выделения коммуникативных качеств речи.
РЕЧЬ |
ЯЗЫК | МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ |
правильность, чистота, богатство | логичность, точность | богатство, выразительность, образность, действенность | точность, УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ (в том числе АДРЕСАТ) уместность, доступность |
Задание 4. О каком коммуникативном качестве речи великий римский оратор Марк Туллий Цицерон писал так: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и ребяческой болтовней...»?
- Какие два вида логичности речи Вам известны? Какие необходимы условия для соблюдения или нарушения логики изложения?
- Согласны ли Вы с тем, что уместность речи заключается в таком подборе, такой организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям речи? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 5. Заполните таблицу:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1051.