Состояние диалогической речи
Исследуется коммуникативная функция речи и способы реализации речевых средств в процессе диалога.
Цель: выявить вербальные и невербальные средства общения в процессе диалога.
Материал: перечень вопросов (Приложение 3.15.1) Ход выполнения задания. Логопед беседует с ребенком. Специальных инструкций предварительно не дается.
В ходе диалога следует побуждать ребенка к использованию развернутых ответов, задавая дополнительные вопросы.
Темы выбираются в соответствии с возрастом и интересами детей. Примерные темы: о семье, о любимой игрушке, о самом ребенке, о явлениях природы, временах года, интересных играх.
Примерные вопросы для беседы с ребенком 4-5 лет.
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твою маму? (палу)
4. Где ты живешь?
5. Кто тебя привел в детский сад?
6. Как ты добрался сюда?
7. Какие у тебя есть любимые игрушки?
8. В какие игры ты любишь играть?
Примерные вопросы для беседы с ребенком 3-4 лет.
1. Как тебя зовут?
2. Кто тебя привел сюда?
3. Показать тебе игрушки?
4. Какая игрушка тебе понравилась?
5. Любишь играть с игрушками?
6. Поиграй с игрушками. Что ты делаешь?
7. Что можно делать с этими игрушками? (пирамида, мяч, кукла, кубики, машина).
Анализ и оценка речевого поведения детей:
- умение участвовать в разговоре;
- умение отвечать на вопросы кратко или распространенно, точно следуя содержанию вопроса;
- умение свободно пользоваться речью;
- умение выслушать, вовремя вспомнить в разговор;
- умение самому задавать вопросы,
- разнообразие и точность словаря.
- характеристика синтаксической стороны речи;
- связность и логичность высказывания; аргументированность ответов;
- грамматическое и фонетическое оформление фраз;
- способы реализации речевых средств
В результате анализа беседы дается оценка коммуникативных умений (таблица 1) и составляется характеристика коммуникативных умений ребенка (таблица 2).
Таблица 1
№п\п | Критерии оценки коммуникативных умений | Уровень речевой коммуникации |
1 | Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета. | высокий |
2 | Ребенок умеет слушать и понимать речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое. | средний |
3 | Ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогом; невнимателен; редко пользуется формами речевого этикета; не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; дополняет речь невербальными средствами. | низкий |
Таблица 2
Имя, Фамилия ребенка |
Умение вступать в диалог
Умение поддержать и завершить диалог
Для оценки состояния диалогической речи рекомендуется следующая схема (Приложение 3.15.2)
Состояние монологической речи
Для исследования состояния связной речи используется серия заданий:
• составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985 г.);
• пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
• составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
• составление рассказа-описания
Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.