Исследование состояния ручной моторики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:

а) кинестетической основы движений;

б) кинетической основы движений.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации даются в Приложении 3.5.4.

Исследуем:

- объем;

- координацию;

- точность;

- темп;

- синхронность движений правой и левой руки;

- переключаемость от одного движения к другому;

- активность.

Ход исследования:

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, вос­произвести различные позы пальцев.

Кинестетическая основа движений:

- одновременно вытянуть указательный и мизинец правой, левой, обеих рук;

- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой, обеих рук;

- поместить указательный палец на средний (и наоборот), вытянув все пальцы;

- соединить в кольцо большой палец правой руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем.

Кинетическая основа движений:

- поочередное сгибание разгибание пальцев правой, левой руки, на­чиная с большого, с мизинца.

От 4 до 5 лет:

- «здороваются пальчики правой и левой руки»;

- «здороваются пальчики только правой, только левой руки»;

- мозаика шнуровка, застегивание пуговиц, вырезывание, раскраши­вание.

От 5 до 7 лет - дополнительно:

- «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

- кулак - ладонь - ребро;

- чередование движений: правая рука - ладонь, левая - кулак и на­оборот.

Выводы: объем движений (полный, неполный), координация (нормальная, не-координированность), наличие синкинезий в общескелетной, мимической, ар­тикуляционной мускулатуре, темп (медленный, быстрый, нормальный), пере­ключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное), активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность), персе­верации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении.

Определение ведущей руки проводится с использованием следующих проб:

- Проба на переплетение пальцев (при леворукости большой палец левой руки оказывается сверху);

- Проба на аплодирование (при леворукости активное участие принимает левая рука);

- Проба «поза Наполеона» - скрещивание рук на груди (у леворуких кисть правой руки оказывается сверху). Этот тест считается ин­формативным у взрослых. Дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Для оценки степени праворукости и леворукости можно применить батарею тестов М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского (Приложение 3.5.5). Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу.

Тесты Левая рука   Обе руки   Правая рука  
1.   *          
2.           *  

При выраженном предпочтении правой руки ставится знак (+) в графу «Пра­вая рука», при предпочтении левой - в графу «Левая рука». Если при выполне­нии теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак (+) ставится в графу «Обе руки».

Если ребенок бытовые действия выполняет лучше левой рукой, а графиче­ские - правой, выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование ле­вой руки в бытовых условиях, а преимущество правой - в графических. Полез­но еще раз проверить, какой рукой ребенок выполняет непривычные действия (поливает цветы, чистит зубы, открывает замок-молнию, достает бусинки из стакана, рисует круги, солнышко правой и левой рукой и др.).

Выводы: графическое функциональное превосходство ( графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство ( бытовой левша, бытовой правша), ребенок-амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях). Возможные варианты: ярко выраженный бытовой левша, но графический амбидекстр; ярко выраженный бытовой правша, но графический амбидекстр).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 313.