Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:
а) кинестетической основы движений;
б) кинетической основы движений.
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации даются в Приложении 3.5.4.
Исследуем:
- объем;
- координацию;
- точность;
- темп;
- синхронность движений правой и левой руки;
- переключаемость от одного движения к другому;
- активность.
Ход исследования:
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизвести различные позы пальцев.
Кинестетическая основа движений:
- одновременно вытянуть указательный и мизинец правой, левой, обеих рук;
- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой, обеих рук;
- поместить указательный палец на средний (и наоборот), вытянув все пальцы;
- соединить в кольцо большой палец правой руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем.
Кинетическая основа движений:
- поочередное сгибание разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца.
От 4 до 5 лет:
- «здороваются пальчики правой и левой руки»;
- «здороваются пальчики только правой, только левой руки»;
- мозаика шнуровка, застегивание пуговиц, вырезывание, раскрашивание.
От 5 до 7 лет - дополнительно:
- «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
- кулак - ладонь - ребро;
- чередование движений: правая рука - ладонь, левая - кулак и наоборот.
Выводы: объем движений (полный, неполный), координация (нормальная, не-координированность), наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, темп (медленный, быстрый, нормальный), переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное), активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность), персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении.
Определение ведущей руки проводится с использованием следующих проб:
- Проба на переплетение пальцев (при леворукости большой палец левой руки оказывается сверху);
- Проба на аплодирование (при леворукости активное участие принимает левая рука);
- Проба «поза Наполеона» - скрещивание рук на груди (у леворуких кисть правой руки оказывается сверху). Этот тест считается информативным у взрослых. Дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.
Для оценки степени праворукости и леворукости можно применить батарею тестов М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского (Приложение 3.5.5). Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу.
Тесты | Левая рука | Обе руки | Правая рука |
1. | * | ||
2. | * |
При выраженном предпочтении правой руки ставится знак (+) в графу «Правая рука», при предпочтении левой - в графу «Левая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак (+) ставится в графу «Обе руки».
Если ребенок бытовые действия выполняет лучше левой рукой, а графические - правой, выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование левой руки в бытовых условиях, а преимущество правой - в графических. Полезно еще раз проверить, какой рукой ребенок выполняет непривычные действия (поливает цветы, чистит зубы, открывает замок-молнию, достает бусинки из стакана, рисует круги, солнышко правой и левой рукой и др.).
Выводы: графическое функциональное превосходство ( графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство ( бытовой левша, бытовой правша), ребенок-амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях). Возможные варианты: ярко выраженный бытовой левша, но графический амбидекстр; ярко выраженный бытовой правша, но графический амбидекстр).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 313.