Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследуется способность детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Рекомендуется подбирать серии разной сложности: из 3-5 картин с изображени­ем событий, хорошо знакомых детям из собственного опыта.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки, разложить их в необходимой смы­словой последовательности, составить рассказ.

Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обста­новки.

При затруднениях оказывается помощь в виде наводящих, уточняющих вопро­сов, а также применяя жестовое указание на соответствующую картинку или кон­кретную деталь. Анализ высказывать:

- самостоятельность составления связного рассказа;

- смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на кар­тинках;

- соблюдение логической связи между картинками-эпизодами;

- последовательность и полнота изложения;

- характер и грамматическая правильность фраз Для оценки составляемых рассказов рекомендуется схема (Приложение 3.15.3).

2.3 Пересказ текста (знакомой сказки, короткого рассказа)

Исследуется способность воспроизводить литературный текст. Для исследования возможностей ребенка воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст могут быть использованы знакомые де­тям сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»), короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Текст прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию тек­ста.

При анализе отметить:

- полноту передачи содержания текста;

- наличие смысловых пропусков, повторов;

- соблюдение логической последовательности изложения;

- наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа;

- связность рассказывания;

- соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам

При анализе и оценке пересказа рекомендуется пользоваться схемой. Для анализа и оценки выполнения всей серии заданий комплексного исследова­ния диалогической и монологической речи и получения объективных сравнитель­ных данных в первичном и динамических исследованиях для каждого ребенка можно составить индивидуальный оценочный «профиль».

Уровни

выполнения заданий

Виды заданий

Диалог   Пересказ Описание предмета Рассказ по серии картинок I «хороший» *       П «удовлетворительный»   * *   Ш «недостаточный»       * IV «низкий»         V задание не выполнено        

Такой профиль наглядно показывает, в каких видах развернутых высказывая у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе исследующей коррекционной работы.

Для оценки пересказа рекомендуется схема (Приложение 3.15.2).

После окончания обследования логопед оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию и делает заключение о степени и характере нарушения речи. Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, в:

заносится в комплексную диагностическую карту (Приложение 3.15.3).

Итоговая информация имеет следующие условные обозначения:

V - низкий уровень;

о - средний уровень;

Λ - высокий уровень.

При заполнении графы «психолого-педагогическая характеристика» и «логопедическое заключение» рекомендуем использовать характеристику уровней по Кирьяновой Р.А. (Приложение 3.15.4).

 

 

ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Серия I

Субтест 1

Состояние фонематического восприятия

п/п

Слоги,

слова

Имя, фамилия ребенка

Дата: 2018-12-28, просмотров: 311.