Исследование состояния произвольной моторики включает:
• исследование состояния произвольной мимической моторики,
• обследование речевой моторики;
• обследование ручной моторики;
• исследование состояния общей произвольной моторики
Исследование состояния произвольной мимической моторики
Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам).
Инструкция:
- Делай так, как я скажу.
- Надуй щеки («толстый помидор»).
- Надуй одну щеку (другую).
- Вытяни губы вперед «трубочкой».
- Упри язык в правую щеку
Если движения по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.
Исследование состояния артикуляционной моторики
При обследовании артикуляционной моторики оцениваются:
• точность движений;
• сила движений;
• объем движений;
• подвижность органов артикуляции;
• переключаемость движений.
Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы под счет логопеда до 10.
Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:
а) для нижней челюсти:
1) открыть рот;
2) закрыть рот;
3) попеременно открыть - закрыть рот;
4) рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть;
5) подвигать нижней челюстью вправо-влево при закрытом рте;
6) подвигать нижней челюстью вправо-влево при открытом рте;
7) имитация жевательных движений.
б) для губ:
1) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»);
2) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»);
3) удержание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»);
4) переключение движений губ («улыбка» - «трубочка»);
5) переключение движений губ («овал» - «трубочка».
в) для языка:
1) высунуть язык, удержать по средней линии;
2) удержание языка в позе «иголочка»;
3) удержание языка в позе «лопатка»;
4) переключение движений языка («лопатка» - «иголочка»);
5) касание кончиком языка попеременно правого и левого углов рта («часы»);
6) касание кончиком языка верхних и нижних зубов («качели»);
7) пощелкать языком («лошадки»);
8) присасывание кончика языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).
в) для языка:
9) высунуть язык, удержать по средней линии;
10) удержание языка в позе «иголочка»;
11) удержание языка в позе «лопатка»;
12) переключение движений языка («лопатка» - «иголочка»);
13) касание кончиком языка попеременно правого и левого углов рта «часы»;
14) касание кончиком языка верхних и нижних зубов («качели»);
15) пощелкать языком («лошадки»);
16) присасывание кончика языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).
г) для мягкого неба:
1) покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе);
2) произнесение звука «а» на твердой атаке (с широко открытым ртом);
3) произнесение гласных звуков на мягкой атаке.
Задания преподносятся в игровой форме. Каждое движение повторяется 3 раза.
В выводах указывается:
• наличие или отсутствие движения;
• объем движений (полный, неполный);
• точность выполнения (точно, неточно),
• темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный, замедление при повторных движениях);
• мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);
• замена одного движения другим;
• наличие синкинезий;
• способность к переключению одного движения на другое (медленная, быстрая; переход плавный или толчкообразный, с лишними движениями);
• активность (нормальная, заторможенность, расторможенность);
• тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; сглаженность носогубных складок;
• девиации языка (отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы);
• отклонение увули (маленького язычка) в сторону;
• наличие гиперкинезов;
• тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный);
• сглаженность носогубных складок;
• замедленность движений глазных яблок;
• односторонний птоз.
Артикуляционные упражнения представлены в Приложении 3.5.1.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 271.