Исследование состояния моторики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование состояния произвольной моторики включает:

• исследование состояния произвольной мимической моторики,

• обследование речевой моторики;

• обследование ручной моторики;

• исследование состояния общей произвольной моторики

Исследование состояния произвольной мимической моторики

Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам).

Инструкция:

- Делай так, как я скажу.

- Надуй щеки («толстый помидор»).

- Надуй одну щеку (другую).

- Вытяни губы вперед «трубочкой».

- Упри язык в правую щеку

Если движения по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается обра­зец. Все последующие пробы делаются по показу.

Исследование состояния артикуляционной моторики

При обследовании артикуляционной моторики оцениваются:

• точность движений;

• сила движений;

• объем движений;

• подвижность органов артикуляции;

• переключаемость движений.

Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы под счет логопеда до 10.

Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при вы­полнении следующих движений:

а) для нижней челюсти:

1) открыть рот;

2) закрыть рот;

3) попеременно открыть - закрыть рот;

4) рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть;

5) подвигать нижней челюстью вправо-влево при закрытом рте;

6) подвигать нижней челюстью вправо-влево при открытом рте;

7) имитация жевательных движений.

б) для губ:

1) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»);

2) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»);

3) удержание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»);

4) переключение движений губ («улыбка» - «трубочка»);

5) переключение движений губ («овал» - «трубочка».

в) для языка:

1) высунуть язык, удержать по средней линии;

2) удержание языка в позе «иголочка»;

3) удержание языка в позе «лопатка»;

4) переключение движений языка («лопатка» - «иголочка»);

5) касание кончиком языка попеременно правого и левого углов рта («ча­сы»);

6) касание кончиком языка верхних и нижних зубов («качели»);

7) пощелкать языком («лошадки»);

8) присасывание кончика языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).

в) для языка:

9) высунуть язык, удержать по средней линии;

10) удержание языка в позе «иголочка»;

11) удержание языка в позе «лопатка»;

12) переключение движений языка («лопатка» - «иголочка»);

13) касание кончиком языка попеременно правого и левого углов рта «часы»;

14) касание кончиком языка верхних и нижних зубов («качели»);

15) пощелкать языком («лошадки»);

16) присасывание кончика языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).

г) для мягкого неба:

1) покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе);

2) произнесение звука «а» на твердой атаке (с широко открытым ртом);

3) произнесение гласных звуков на мягкой атаке.

Задания преподносятся в игровой форме. Каждое движение повторяется 3 раза.

В выводах указывается:

• наличие или отсутствие движения;

• объем движений (полный, неполный);

• точность выполнения (точно, неточно),

• темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный, замедление при повторных движениях);

• мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);

• замена одного движения другим;

• наличие синкинезий;

• способность к переключению одного движения на другое (медлен­ная, быстрая; переход плавный или толчкообразный, с лишними движениями);

• активность (нормальная, заторможенность, расторможенность);

• тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; сглаженность носогубных складок;

• девиации языка (отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы);

• отклонение увули (маленького язычка) в сторону;

• наличие гиперкинезов;

• тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный);

• сглаженность носогубных складок;

• замедленность движений глазных яблок;

• односторонний птоз.

Артикуляционные упражнения представлены в Приложении 3.5.1.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 271.