Возрастные особенности развития общей моторики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Возраст Навыки поведения
Новорождённый до 1 -ой недели Гипертонус верхних и нижних конечностей (согнуты и ручки, и ножки); рефлексы новорождённых (сосательный, глотательный, опоры и др.); движения хаотичны.
От 1 -ой недели до 1-го мес. Сосёт кулачек, палец; ищет и хорошо находит грудь; пытается удерживать голову.
От 1-го до 2-х мес. Хорошо держит голову; если поднимать за руки из положения на спине, также хорошо удерживает голову; лёжа на животе, если завести руки назад, пытается вытянуть их вперёд.
От 2-х до 3-х мес. Уходит гипертонус мышц верхних конечностей, нижних может ещё сохраняться; при опоре встаёт на полную стопу и не перекрещивает ноги, пальцы не поджимает; хорошо держит голову, опираясь на предплечье; висит без страховки на пальцах до 20 сек.
От 3-х до 4-х мес. Лёжа на животе приподнимает туловище, опираясь на ладони согнутых рук.
От 4-х до 5-ти мес. Движения рук более свободны, поднимает их выше уровня плеча; уверенно опирается на ладони выпрямленных рук; приподнимает голову, поворачивается на бок; на животе пытается ползти к игрушкам; хорошо опирается на ножки при поддержке под мышки, начинает подпрыгивать.
От 5-ти до 6-ти мес. Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе; поворачивается с живота на спину; не долго может стоять у опоры; ходит за 2 руки.
От 6-ти до 12-ти мес. Хорошо поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.); встаёт, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно; ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встаёт (12 мес.).
1-2 года Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При лёгкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трёхколёсного велосипеда.
2 – 3 года Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.
3 – 4 года Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
4 – 5 лет Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.
5 – 6 лет Хорошо прыгает, бегает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколёсном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.

 

Приложение 3.1.3

Диагностика нервно-психического развития детей

 от рождения до трёх лет.

Развитие речи ребёнка

(Данная схема является сокращённым вариантом методики

Э. Фрухт, НА. Рычковой)

Первый месяц.

Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорождённых по таким реакциям:

- изменение общей двигательной активности;

- сморщивание лба;

- движение век;

- вздрагивания;

- изменение ритма и частоты дыхания;

- поворота глаз и головы к источнику звука;

- торможение сосательных движений.

На 3-4 неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на от­носительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослых. Подготовительные этапы развития активной речи: издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним: после нескольких обращений взрослого ребёнок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция.

Второй месяц.

Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит - «аа», «оо», «уу». К 2 мес. гуление усложняется с включением согласных звуков «гу» или «бу», «зы». Подготовительный этап развития активной речи: повторно произносит отдель­ные звуки.

Третий месяц.

Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д. В ответ на поощрение ребёнок активизирует гуление, происходит как бы разго­вор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребёнок от­вечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков.

Четвёртый месяц.

Гуление преобразуется в «свирель», т. е. Произнесение цепочки звуков «аль-ле-е», «лы-алы-аы».

Подготовительный этап развития активной речи: гулит; гулит сам или через 1-2 мин. после общения с ним взрослого.

Пятый месяц.

Подготовительный этап развития активной речи: подолгу певуче гулит - дли­тельно нараспев произносит гласные.

Шестой месяц.

Подготовительный этап развития активной речи: произносит отдельные слоги. Однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»). Может произнести слог повторно за взрослым. Развивается понимание речи окружающих.

Седьмой месяц.

Подготовительный этап развития понимания речи: на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте; поворачивает­ся к игрушке и смотрит на неё, иногда хочет её взять. Подготовительный этап развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги типа «ба-ба», «да-да», «ма-ма». В первую очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначаю­щие предмет и действия.

Восьмой месяц.

Подготовительный этап развития понимания речи:

а). На вопрос «Где?..» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах:

на вопрос «Где?..» поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит 2 предмета;

б). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.: по просьбе выполняет одно из движений. Подготовительный этап развития активной речи: громко, чётко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепе­те.

Девятый месяц.

Подготовительный этап развития понимания речи:

а). На вопрос «Где ..?» находит взглядом насколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других местах.

б). Знает своё имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идёт к тому, кто зовёт, на чужое имя не реагирует.

Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повто­ряя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движениями губ взрос­лого и сразу или через 1-2 мин. повторяет слоги.

Десятый месяц.

Понимание речи: по просьбе «Дай...» - находит знакомые предметы среди других и даёт их: находит, берёт и даёт две из трёх называемых игрушек. Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повто­ряет за ним новые слоги, которых ещё не было в лепете ребёнка: слушает, следит за движением губ говорящего и подражая, повторно произносит 2-3 сочетания слогов.

Одиннадцатый месяц.

Понимание речи:

а). По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.): по предложению взрослого во­дит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия.

б). Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, мячик, все машины, часы и др.; находит 2-3 игрушки одного вида и даёт их. Ребёнок находит одно­родные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.). Активная речь: Произносит первые слова-обозначения, например: «мама», «ав-ав», «би-би», «дай» и др.; во время игры или при виде показанных игрушек, ребё­нок называет их облегчёнными словами, повторяет слова за взрослым. Произно­сит одно-два слова.

Первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста, простые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия. Ребёнок чётко произносит гласные «а», «о», «у», согласные «м», «б», «к», «г». Словарный запас 8-12 слов. Первые слова у девочек в 8-9 месяцев, у мальчиков - в 11-12 месяцев. До начала развёрнутой речи понимает 50-100 слов.

Двенадцатый месяц.

Понимание речи:

а). Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тёте», «положи на место») ребёнок выполняет любые просьбы взрослого: нахо­дит, приносит, даёт игрушки, идёт к названным взрослым, отдаёт им игрушки, на­ходит одежду и прочее.

б). Понимает слово «нельзя».

в). Чётко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трёх повторе­ний.

г). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: бе­рёт куклу и укачивает её, кормит собачку, кладёт кирпич.

Активная речь:

а). Легко подражает новым слогам, повторяет за проверяющим слоги. Допусти­ма отсроченная реакция.

б). Произносит 5-10 облегчённых слов, повторяет за проверяющим слова «дай, так, топ-топ» и пр., при показе игрушек называет их облегчёнными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция.

Второй год жизни.

Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап ав­тономной детской речи, который приходится на начало 2-го года жизни. Слова ребёнка отличаются от взрослых слов и по значению и по звучанию. Например: «адика», «гилига». Обломки слов («па» - упала; «бо-бо» - больно и т. д.), сильно искажённые слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок («ти-ти» -часы, «ниняня» - не надо, «абаля» - яблоко и др.). Таким образом ребёнок изобре­тает свои собственные сочетания.

В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком возрастании словаря (до 400 слов) и повышенном интересе к речи. Ребёнок задаёт вопросы о названиях предметов. Возникает описательная речь.

К 1.5 годам ребёнок начинает пользоваться фразами из 2-3 слов; к концу 2-го года -3-5 слов. Слова ставит в правильных падежах и глаголах. К 1.5 годам произносит почти все гласные и согласные: «м», «п», «б», «к», «г», «т», «д», «н», «в», «ф», «х» и звук «и». Многие из согласных произносит смягчённо («дай» - «дяй»). Пользуется звукоподражательными словами: «ав-ав» (собака), «би-би» (машина). Вместо целого слова произносит ударный или первый слог: «ку» (кукла), «са» (собака).

Понимание речи: К концу 2-го года жизни понимание речи основано на правиль­ном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет внимани­ем детей, восприятием, движениями, действиями. Ребёнок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. На­чинает овладевать слушанием. Усваивается речевая интонация. Начинает разли­чать мн. и ед. число.

Третий год.

Понимание речи.

Интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании. Воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений. Понимает содержание литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом.

Активная речь.

Ребёнок начинает пользоваться 3-сложными словами («машина», «ворона», «ко­рова»), повторяет за взрослым сложные слова, свободно связывает слова в пред­ложения («Мама, ты куда пося (пошла)?»).

Словарный запас достигает 1000-1500 слов. В словарном запасе встречаются поч­ти все части речи. Ребёнок активно пользуется вопросами «Что это?», «Почему?», «Зачем?».

Для речи характерна общая смягчённость. Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими: «зюк» - жук, «сяпка» - шапка, «сенок» - щенок, «тясы» - часы. Твёрдые свистящие звуки заменяются мягкими: «сянки» - санки, «зяйка» - заика. У части детей твёрдые свистящие уже сформированы, согласные «р»\»рь» и «л» отсутствуют или заменяются звуками «ль», «и» («ыба» - рыба, «ябоко» - яблоко, «мей» - мел).

Ребёнок воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру. Появляется способность разговаривать с персонажем игры. Происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложении, падежей, предлогов, союзов и т. д.). Быстро увеличивается количе­ство предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.—2 года 3 мес.), а потом служебных слов (2 года 3 мес. - 3 года). Овладевает употреблением большинства союзов (как, потому что, а, и, ко­гда, только и т.д.) и предлогов (над, под, на, рядом и т. д.).

Приложение 3.2.2

Дата: 2018-12-28, просмотров: 211.