Исследование анатомического строения органов артикуляции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается на­личие аномалий в строении:

- губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухстороняя);

- зубов (отсутствие зубов; зубы мелкие, редкие, неправильной формы; крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, от­сутствуют резцы верхние, нижние; диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);

- прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия);

- языка (складчатый, раздвоенный кончик, макроглоссия, микроглоссия);

- подъязычной связки (короткая укороченная, толстая утолщенная, нали­чие послеоперационного узла);

- твердого и мягкого неба (высокое или готическое; низкое; высокое уплощенное; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, не­сквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого неба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изме­нения неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных ще­лей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задрей стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндали­ны).

З.7 Исследование состояния звукопроизношения

При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носо­вых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах - в начале, в середине, в конце; во фразах).

Задание 1. Состояние звукопроизношения

Цель: выявить уровень сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребёнка.

Материал: список фонем, предметные картинки, перечень слов и фраз. Ход выполнения задания. Педагог предлагает ребёнку повторить произнесён им звуки. Затем предлагается назвать картинки (или повторить слова, фразы, включающие те или иные фонемы).

Инструкция: а) «Повтори звуки, которые я буду называть»; б) «Назови картинки (повтори слова, предложения)».

Результаты обследования звукопроизношения заносятся в таблицу (см. схемы обследования детей; Приложения 2.1, 2.2, 2.3, 2.4). Отмечаем характер нарушения согласных звуков:

• отсутствие (-);

• замена на другие звуки (записывается звук-заместитель);

• искажения (записывается характер искажения) .

Свистящий сигматизм

Межзубный - м\з           Шипящий - ш\с

Губно-зубной - г\з           Боковой - б\с

Призубный - п\з             Носовой - н\с

Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего, могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ) - шипящиий сигматизм.

Ротацизмы    велярный - вел., увулярный - ув.

Состояние дыхательной и голосовой функции

Обследование проводится с 3 лет.

При исследовании дыхательной функции (неречевого и речевого дыхания) отме­чается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюш­ке е. смешанное), дается характеристика речевого дыхания (по результатам произне­сения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет):

• объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный);

• частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);

• продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное), и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, гнусавый, глухой, монотонный). При исследовании голосовой функции отметить:

• громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

• тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, сиплый, резкий и др.);

• атака голоса (твердая, мягкая);

• высота голоса (высокий, низкий)

Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.