При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:
- губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухстороняя);
- зубов (отсутствие зубов; зубы мелкие, редкие, неправильной формы; крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние; диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);
- прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия);
- языка (складчатый, раздвоенный кончик, макроглоссия, микроглоссия);
- подъязычной связки (короткая укороченная, толстая утолщенная, наличие послеоперационного узла);
- твердого и мягкого неба (высокое или готическое; низкое; высокое уплощенное; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого неба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задрей стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).
З.7 Исследование состояния звукопроизношения
При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах - в начале, в середине, в конце; во фразах).
Задание 1. Состояние звукопроизношения
Цель: выявить уровень сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребёнка.
Материал: список фонем, предметные картинки, перечень слов и фраз. Ход выполнения задания. Педагог предлагает ребёнку повторить произнесён им звуки. Затем предлагается назвать картинки (или повторить слова, фразы, включающие те или иные фонемы).
Инструкция: а) «Повтори звуки, которые я буду называть»; б) «Назови картинки (повтори слова, предложения)».
Результаты обследования звукопроизношения заносятся в таблицу (см. схемы обследования детей; Приложения 2.1, 2.2, 2.3, 2.4). Отмечаем характер нарушения согласных звуков:
• отсутствие (-);
• замена на другие звуки (записывается звук-заместитель);
• искажения (записывается характер искажения) .
Свистящий сигматизм
Межзубный - м\з Шипящий - ш\с
Губно-зубной - г\з Боковой - б\с
Призубный - п\з Носовой - н\с
Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего, могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ) - шипящиий сигматизм.
Ротацизмы велярный - вел., увулярный - ув.
Состояние дыхательной и голосовой функции
Обследование проводится с 3 лет.
При исследовании дыхательной функции (неречевого и речевого дыхания) отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшке е. смешанное), дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет):
• объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный);
• частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);
• продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное), и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, гнусавый, глухой, монотонный). При исследовании голосовой функции отметить:
• громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
• тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, сиплый, резкий и др.);
• атака голоса (твердая, мягкая);
• высота голоса (высокий, низкий)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 249.