По обследованию детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По обследованию детей дошкольного возраста

С речевой патологией

(к оформлению документации)

 

3.1 Методические рекомендации к сбору анамнестических данных.

1. При изучении наследственных, нервно-психических, соматических, хронических заболеваний у родителей отметить:

Данные: со слов; по документам (подчеркнуть)

- данных нет;

- наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.;

- наследственность отягощена хроническими заболеваниями (кон­кретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания;

- наследственность отягощена соматическими заболеваниями (кон­кретизировать);

- наличие алкоголизма у родителей;

- характерологические особенности матери и отца.

2. При изучении речевой среды (5-ый, 6-ой г.ж.), данных о речевых наруше­ниях у родителей и родственников отметить:

- благополучная;

- ускоренный темп речи у родителей или близких родственников;

- задержка речевого развития у родителей;

- заикание у родителей, сестер, братьев;

- контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;

- нарушение звукопроизношения у родителей или близких родствен­ников;

- наличие двуязычия - какой язык преобладает в общении.

3. При изучении характера протекания беременности отметить:

- от которой по счету беременности ребенок;

- исход предыдущей(-их) беременности(-ей);

- токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);

- хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сер­дечно-сосудистые, эндокринные и др.);

- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина бере­менности);

- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина бере­менности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.;

- применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональ­ные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические);

- влияние химических веществ, широко применяющихся в промыш­ленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохи­микаты и др.);

- повышенный фон радиационного излучения;

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков.

4. При изучении характера протекания родов отметить:

- нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность;

- слабость родовой деятельности матери;

- применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение);

- травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль);

- наличие асфиксий (белая, синяя);

- резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость ре­зус-фактора матери и ребенка);

- вес и рост ребенка при рождении.

5. Когда закричал ребенок (сразу, не сразу; характер крика - слабый, моно­тонный, немодулированный, громкий, модулированный).

6. При изучении раннего постнатального периода отметить:

- характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществ­лялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (сме­шанное, искусственное);

- характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрство­вания); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство., отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и про­буждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических проводится анкетирование родителей (анкета №1, Приложение 3.1.1).

7. При изучении раннего психомоторного развития отметить: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году.

Возрастные особенности раннего психомоторного развития представлен в Приложении 3.1.2.

8. При изучении данных о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы.

9. При изучении характера раннего речевого развития ребенка отметить:

- время появления гуления (в норме с 3-х мес.);

- время появления лепета (в норме с 6 мес.);

- характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексе», бедность звуковых комплексов, назализованность гласных);

- первые слова (в норме около года);

- первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет);

- характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой струк­туры,

- аграмматизмы, неправильное звукопроизношение.

Особенности довербального и раннего вербального развития детей отражены в схеме развития речи ребенка (Приложение 3.1.3).

Для сбора дополнительных данных о ребенке разработана анкета №2 (Приложение 3.1.4).

Е) особенности памяти

Особенности развития памяти

Возраст Характеристика
Младенчество Проявляется в форме запечатления, затем узнавания. Характеризуется недлительным сохранением материала. Материал фиксируется непроизвольно. Развивается двигательная, эмоциональная и образная память. К 1 году формируются предпосылки для развития словесной памяти
Раннее детство Возрастает объем и прочность сохранения материала. Появляется воспроизведение материала. Бурное развитие получает словесная память.
Дошкольный возраст Преобладает непроизвольная образная память. Складываются элементы произвольной памяти. Формируются предпосылки овладения логическими приемами запоминания.

Отметить:


- запоминание информации;

- произвольность;

- объем;

- продуктивность разных видов памяти;

- сохранение;

- способы запоминания (в т.ч. символическое);

- воспроизведение


Задание 1:

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за сто­лик, открыть коробку с карандашами, взять карандаш; встать, подойти к книж­ной полке, взять книгу, сесть за стол, открыть книгу.

Нормативы:

1,5 года - выполняет 3 действия;

2 года - выполняет 3-4 действия;

3 года - выполняет 5 действий

Задание 2:

Игра «Что изменилось - чего не стало?»

Стимулъный материал: 4 картинки или 4 предмета

Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем просят отвер­нуться.

Одну из картинок заменяют другой или меняют их местами. Ребенка просят найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведе­ния.

Выводы:

запоминание произвольное (непроизвольное);

- быстрое запоминание (медленное, с трудом);

- снижение объема памяти (ограничение);

- длительное запоминание (быстрое забывание);

- трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтакси­ческих конструкций, текстового материала);

- непрочное сохранение;

- неточное воспроизведение (точное)



Конструирование их палочек

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 го­да), образцу (с 4 лет), по памяти.

Стимульный материал: 2-6 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования:

Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить за­дание по образцу.

Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»).

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величи­ны, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадек­ватным);

2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;

3,5-4 года - выполняет все задания.

б) 4-6 лет - показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, вни­зу, впереди, сзади.

в) Речевой вариант пробы Хэда.

1) Простая ориентировка (4-6 лет).

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет - прекращают.

2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой - за ле­вое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы: выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины наруше­ния восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2).

Умение вступать в диалог

Умение поддержать и завершить диалог

  Легкость контактирования Затрудненность контактирования Владение речевыми оборотами для установления контакта   Умение отвечать на вопросы Умение задавать вопросы в ходе диалога   Умение слушать собеседника Умение своевременно вступать в диалог   Умение завершать разговор                                                              

 

Для оценки состояния диалогической речи рекомендуется следующая схема (Приложение 3.15.2)

Уровни

выполнения заданий

Виды заданий

Диалог   Пересказ Описание предмета Рассказ по серии картинок I «хороший» *       П «удовлетворительный»   * *   Ш «недостаточный»       * IV «низкий»         V задание не выполнено        

Такой профиль наглядно показывает, в каких видах развернутых высказывая у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе исследующей коррекционной работы.

Для оценки пересказа рекомендуется схема (Приложение 3.15.2).

После окончания обследования логопед оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию и делает заключение о степени и характере нарушения речи. Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, в:

заносится в комплексную диагностическую карту (Приложение 3.15.3).

Итоговая информация имеет следующие условные обозначения:

V - низкий уровень;

о - средний уровень;

Λ - высокий уровень.

При заполнении графы «психолого-педагогическая характеристика» и «логопедическое заключение» рекомендуем использовать характеристику уровней по Кирьяновой Р.А. (Приложение 3.15.4).

 

 

ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Серия I

Субтест 1

Серия I

Субтест 2

Фонематический анализ

П/п

Слова

Имя, фамилия ребенка

                          1 Дом                           2 Хлеб                           3 Мостик                           4 Каша                           5 Кошка                           6 Крыша                           7 Капуста                           8 Помидоры                           9 Панама                           10 Пуговица                           11 Бегемот                           12 Автобус                          

Сумма в баллах

                         

Серия II                                        Субтест 1

Звуки,слоги, слова

 

 

Имя, фамилия ребенка

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р»

1 Р, з, р, л, к, м, р, т, ф, р 2 Ар, ам, ур, ук, ро, то, бы, ры 3 Мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар

Сумма в баллах

Серия III                                         Субтест 1

Верификация предложений

 

п/п

 

 

Предложения для коррекции

 

Имя, фамилия ребенка

             
1 У Ани большой груша.              
2 По речке плывут лодка.              
3 Котенок умывалась лапкой.              
4 Папа пилит пилу.              
5 Заяц сидит за дерево.              
6 У утки маленькие утенок.              
7 Мама купила ма­ленькая дочка конфеты.              

Сумма в баллах

             

 

Серия III                              Субтест 3

Конструирование предложений

п\п

 

 

Образцы слов в начальной форме

 

Имя, фамилия ребенка

 

                                                               
1.   Белочка - орешки                                                                  
2.   Девочка - цветы                                                                  
3.   Яблоко - кусать                                                                  
4.   Доктор - лечить -дети                                                                  
5.   Рисовать - краски -девочка                                                                  

Сумма в баллах

 

                                                               

Серия III                                 Субтест 4

Имя, фамилия ребенка

 

                                                               

Один ..., нет чего? - ...

 

1.   Мячик                                                                   2.   Мяч                                                                   3.   Домик                                                                   4.   Дом                                                                   5.   Головка                                                                   6.   Голова                                                                   7.   Листик                                                                   8.   Лист                                                                   9.   Ручка                                                                   10.   Рука                                                                  

Сумма баллов

 

                                                               

 

 

Серия III

Субтест 5

Задание 3        Согласование существительных с прилагательным в роде

п/п

Слова-стимулы

Имя, фамилия ребенка

Назови цвет предмета.

1 Шар (какой?)
2 Карандаш
3 Машина
4 Чашка

Сумма в баллах

Серия III

Субтест 5

Задание 4    Множественное число существительных в родительном падеже

п/п

Задания

Имя, фамилия ребенка

Множественное число существительных в родительном падеже

Один…, а много (чего?) - …

1 Стол 2 Кубик 3 Машина 4 Книга 5 Спичка 6 Бабочка

Сумма в баллах

Серия III

Субтест 5

Задание 5.   Существительные в косвенных падежах без предлога

п/п

Имя, фамилия ребенка

Существительные в косвенных падежах без предлога

1 У меня есть… (карандаш)
2 У меня нет…
3 Я рисую (чем?)…
4 У меня есть…(кукла)
5 У меня нет…
6 Я люблю…
7 Я любуюсь…

Сумма в баллах

Серия I V                     Субтест 1

Названия детенышей животных

П/П

Слова

Имя, фамилия ребенка

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

У кошки - котенок

1 У гусыни - …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

2 У утки - …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

3 У лисы - …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

                                             

Серия I V                     Субтест 2

Серия IV

Субтест 3

Задание 1.                        Подбор определений

п/п

Имя, фамилия ребенка

Слова стимулы

Сумма баллов

мяч яблоко книга

Серия IV

Субтест 3

Задание 2       Ассоциативное дополнение слов в предложении

П/п

Предложения

Имя, фамилия ребенка

Мама моет вилки, чашки… Что еще? Продолжай дальше.

1 Мама купила свежие овощи: картофель…                           2 Было холодно. Таня пошла гулять и надела шубу…                           3 Какие фрукты и ягоды растут в саду?                           4 Какая мебель есть у вас дома?                          

Сумма в баллах

Серия V

Субтест 1

Имя, фамилия ребенка

Для детей младше 5-ти лет

1 Уложи маленького ребенка спать 2 Кошка поймана мальчиком 3 Шарик (собака) позволяет Пушку (заяц) улечься 4 Девочка вымыта мамой 5 Муська (кошка) позволяет Шарику прыгнуть на кубик. 6 Утка убегает, прежде чем на нее прыгает овца. 7 После того, как убегает лошадь, прыгает слон.

Сумма в баллах

Серия VI

Субтест 1

Диалог

Критерии оценки диалога

Имя, фамилия ребенка

Умение вступать в диалог Умение поддерживать и завершать диалог Лексико-грамматическое оформление Сумма в баллах

 

Серия VI                              Субтест 2

Пересказ

Критерии оценки

Имя, фамилия ребенка

Смысловая целостность Лексико-грамматическое оформление Самостоятельность выполнения Сумма в баллах

Приложение 3.1.1

АНКЕТА 1 (анамнестические сведения)

Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

Как протекали беременность и роды? Не было ли серьёзных заболеваний, травм на первом году жизни? ____________________________________________________

Каким был плач ребёнка на первом году жизни и потом? Громким, тихим;

напористым слабым; высоким, низким.,._____________________________________

Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?_____________________________

Не было ли у Вас ощущения, что малыш беспричинно плачет, заходится криком?___

 

Чем можно было успокоить малыша? ________________________________________

Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились?)____________

 

Можно ли было понять, что требовал ребёнок криком, и какова была его ответная реакция на Ваше понимание? ____________________________________________

Когда появился интерес к погремушкам или к каким-либо другим предметам?__________________________________________________________________________

Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами?______

Когда появились звуки, сочетания звуков? ___________________________________

 

Насколько разнообразными они были, какими интонациями сопровождались? Призывными, гневными, радостными... ____________________________________

Когда появились первые слоговые цепочки?___________________________________

Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно, или в ответ на Ваше обращение? ____________________________________________________

 

Приложение 3.1.4

АНКЕТА 2

Для целостного представления о личности и проблемах Вашего малыша заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

Каков состав Вашей семьи?_________________________________________________

Каков характер отношений между членами семьи?_____________________________

Какие сложились отношения у ребенка с членами семьи?_______________________

Кому малыш отдаёт предпочтение? ___________________________________________

 

Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к ребенку, гиперопеки?___________________________________________________________

Нет ли у ребёнка субъективного ощущения дефицита внимания?_______________________________________________________________

Не сложилось ли у малыша негативного отношения к кому-либо из членов семьи? _____________

 

Кто занимается воспитанием ребёнка?________________________________________

Посещает ли ребёнок дошкольные детские учреждения? (Если да - нравится ли ему там? Долго ли он привыкал к детскому саду?) ____________________________________________

Легко ли ребёнок контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется ли, когда к Вам приходят гости? _______________________________________________________

Избирателен ли малыш в общении? ______________________________________

 

Какую дистанцию предпочитает для общения со взрослыми и со сверстниками?________________

Зависит ли речевая активность от степени и характера знакомства ребёнка с человеком? _________________________________________

Улавливает ли он шутку в общении, в играх? ______________________

Использует ли ребёнок неречевые средства общения: мимику (движения мышц лица), пантомимику (движения всего тела), жесты (движение отдельных частей тела)? Что предпочитает из перечисленных средств?______________________________

Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина и т. п.)? ___________________

 

Использует ли малыш речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы? ________________

Понимаете ли Вы и другие члены семьи то, что ребёнок хочет объяснить неречевыми средствами? _________________________________

 

Каким образом малыш реагирует на речевые трудности? __________________________

Каковы взаимоотношения ребёнка с другими детьми? Является ли он фактическим лидеров? _________________________________

Понимает ли ребёнок Ваши эмоции? ________________________________________

Каковы эмоциональные проявления малыша в настоящее время? Адекватные,

бурные, безразличные, сдержанные... __________________________

Каким образом ребёнок реагирует на новую игрушку? Радостно восклицает, взмахивает руками, подпрыгивает, молча берет и рассматривает, фактически не реагирует ... ________________________________________

 

Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами?______________________________________________________________

Откликается ли ребёнок на эмоциональные проявления, переживания других людей и героев книг? Может ли сопереживать? _____________________

 

Как Вы можете определить характер ребёнка? Вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, негативный, послушный, ласковый...___________

Какие черты беспокоят Вас в его характере?______________________

Есть ли у Вас в доме животные, птицы, растения и т.д.? Каково отношение ребёнка к ним?______________________________________

 

Как Ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск? _______________

Чем больше всего малыш любит заниматься?____________________________________

Какие игрушки и игры у него есть? Какие из них любимые?_______________________

В какие совместные игры Вы играете с ребёнком? Сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения ... ______________________________

Каким образом привлекает Вас ребёнок к совместной игре? Предлагает поиграть, посмотреть ... _________________________________

 

Играет ли малыш сам? __________________________________

Каков характер его игры? Манипулирует, переставляет игрушки с места на место, разбирает игрушки, исследует их ... _______________________

Есть ли замысел в его игре? _______________________________

Играет ли ребёнок с Вами в настольные игры? (Если да, то запишите их названия.) __________________________________________

Вовлекаете ли Вы малыша в совместную деятельность: накрывать на стол, убирать игрушки... __

 

Чем занимается ребёнок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим? ____________________________

Какие книжки Вы читаете ребёнку? (Запишите их названия.)______________________

При чтении к чему проявляет интерес? К картинкам, содержанию_________________

С какого возраста?_________________________________________________________

 

Приложение 3.1.2

Первый месяц.

Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорождённых по таким реакциям:

- изменение общей двигательной активности;

- сморщивание лба;

- движение век;

- вздрагивания;

- изменение ритма и частоты дыхания;

- поворота глаз и головы к источнику звука;

- торможение сосательных движений.

На 3-4 неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на от­носительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослых. Подготовительные этапы развития активной речи: издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним: после нескольких обращений взрослого ребёнок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция.

Второй месяц.

Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит - «аа», «оо», «уу». К 2 мес. гуление усложняется с включением согласных звуков «гу» или «бу», «зы». Подготовительный этап развития активной речи: повторно произносит отдель­ные звуки.

Третий месяц.

Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д. В ответ на поощрение ребёнок активизирует гуление, происходит как бы разго­вор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребёнок от­вечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков.

Четвёртый месяц.

Гуление преобразуется в «свирель», т. е. Произнесение цепочки звуков «аль-ле-е», «лы-алы-аы».

Подготовительный этап развития активной речи: гулит; гулит сам или через 1-2 мин. после общения с ним взрослого.

Пятый месяц.

Подготовительный этап развития активной речи: подолгу певуче гулит - дли­тельно нараспев произносит гласные.

Шестой месяц.

Подготовительный этап развития активной речи: произносит отдельные слоги. Однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»). Может произнести слог повторно за взрослым. Развивается понимание речи окружающих.

Седьмой месяц.

Подготовительный этап развития понимания речи: на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте; поворачивает­ся к игрушке и смотрит на неё, иногда хочет её взять. Подготовительный этап развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги типа «ба-ба», «да-да», «ма-ма». В первую очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначаю­щие предмет и действия.

Восьмой месяц.

Подготовительный этап развития понимания речи:

а). На вопрос «Где?..» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах:

на вопрос «Где?..» поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит 2 предмета;

б). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.: по просьбе выполняет одно из движений. Подготовительный этап развития активной речи: громко, чётко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепе­те.

Девятый месяц.

Подготовительный этап развития понимания речи:

а). На вопрос «Где ..?» находит взглядом насколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других местах.

б). Знает своё имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идёт к тому, кто зовёт, на чужое имя не реагирует.

Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повто­ряя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движениями губ взрос­лого и сразу или через 1-2 мин. повторяет слоги.

Десятый месяц.

Понимание речи: по просьбе «Дай...» - находит знакомые предметы среди других и даёт их: находит, берёт и даёт две из трёх называемых игрушек. Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повто­ряет за ним новые слоги, которых ещё не было в лепете ребёнка: слушает, следит за движением губ говорящего и подражая, повторно произносит 2-3 сочетания слогов.

Одиннадцатый месяц.

Понимание речи:

а). По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.): по предложению взрослого во­дит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия.

б). Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, мячик, все машины, часы и др.; находит 2-3 игрушки одного вида и даёт их. Ребёнок находит одно­родные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.). Активная речь: Произносит первые слова-обозначения, например: «мама», «ав-ав», «би-би», «дай» и др.; во время игры или при виде показанных игрушек, ребё­нок называет их облегчёнными словами, повторяет слова за взрослым. Произно­сит одно-два слова.

Первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста, простые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия. Ребёнок чётко произносит гласные «а», «о», «у», согласные «м», «б», «к», «г». Словарный запас 8-12 слов. Первые слова у девочек в 8-9 месяцев, у мальчиков - в 11-12 месяцев. До начала развёрнутой речи понимает 50-100 слов.

Двенадцатый месяц.

Понимание речи:

а). Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тёте», «положи на место») ребёнок выполняет любые просьбы взрослого: нахо­дит, приносит, даёт игрушки, идёт к названным взрослым, отдаёт им игрушки, на­ходит одежду и прочее.

б). Понимает слово «нельзя».

в). Чётко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трёх повторе­ний.

г). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: бе­рёт куклу и укачивает её, кормит собачку, кладёт кирпич.

Активная речь:

а). Легко подражает новым слогам, повторяет за проверяющим слоги. Допусти­ма отсроченная реакция.

б). Произносит 5-10 облегчённых слов, повторяет за проверяющим слова «дай, так, топ-топ» и пр., при показе игрушек называет их облегчёнными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция.

Второй год жизни.

Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап ав­тономной детской речи, который приходится на начало 2-го года жизни. Слова ребёнка отличаются от взрослых слов и по значению и по звучанию. Например: «адика», «гилига». Обломки слов («па» - упала; «бо-бо» - больно и т. д.), сильно искажённые слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок («ти-ти» -часы, «ниняня» - не надо, «абаля» - яблоко и др.). Таким образом ребёнок изобре­тает свои собственные сочетания.

В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком возрастании словаря (до 400 слов) и повышенном интересе к речи. Ребёнок задаёт вопросы о названиях предметов. Возникает описательная речь.

К 1.5 годам ребёнок начинает пользоваться фразами из 2-3 слов; к концу 2-го года -3-5 слов. Слова ставит в правильных падежах и глаголах. К 1.5 годам произносит почти все гласные и согласные: «м», «п», «б», «к», «г», «т», «д», «н», «в», «ф», «х» и звук «и». Многие из согласных произносит смягчённо («дай» - «дяй»). Пользуется звукоподражательными словами: «ав-ав» (собака), «би-би» (машина). Вместо целого слова произносит ударный или первый слог: «ку» (кукла), «са» (собака).

Понимание речи: К концу 2-го года жизни понимание речи основано на правиль­ном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет внимани­ем детей, восприятием, движениями, действиями. Ребёнок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. На­чинает овладевать слушанием. Усваивается речевая интонация. Начинает разли­чать мн. и ед. число.

Третий год.

Понимание речи.

Интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании. Воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений. Понимает содержание литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом.

Активная речь.

Ребёнок начинает пользоваться 3-сложными словами («машина», «ворона», «ко­рова»), повторяет за взрослым сложные слова, свободно связывает слова в пред­ложения («Мама, ты куда пося (пошла)?»).

Словарный запас достигает 1000-1500 слов. В словарном запасе встречаются поч­ти все части речи. Ребёнок активно пользуется вопросами «Что это?», «Почему?», «Зачем?».

Для речи характерна общая смягчённость. Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими: «зюк» - жук, «сяпка» - шапка, «сенок» - щенок, «тясы» - часы. Твёрдые свистящие звуки заменяются мягкими: «сянки» - санки, «зяйка» - заика. У части детей твёрдые свистящие уже сформированы, согласные «р»\»рь» и «л» отсутствуют или заменяются звуками «ль», «и» («ыба» - рыба, «ябоко» - яблоко, «мей» - мел).

Ребёнок воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру. Появляется способность разговаривать с персонажем игры. Происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложении, падежей, предлогов, союзов и т. д.). Быстро увеличивается количе­ство предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.—2 года 3 мес.), а потом служебных слов (2 года 3 мес. - 3 года). Овладевает употреблением большинства союзов (как, потому что, а, и, ко­гда, только и т.д.) и предлогов (над, под, на, рядом и т. д.).

Приложение 3.2.2

Схема 2

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА

Наглядно-действенное мышление Наглядно-образное мышление Зародыш словесно-логического мышления

 

 


Приложение 3.4.1


Приложение 3.5.5

Батарея тестов для определения ведущей руки

(М.Г. Князева, В.Л. Вильдавский)

• Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: « Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая откры­вает и закрывает коробок.                                  

· Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчи­вающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, не­ведущая рука держит пузырек.

· Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).     

· Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой (ребенок выбирает ведущую руку).                                 

· Построить колодец из палочек (спичек). Ведущая рука - которая исполь­зуется более активно. 

· Раскладывание карточек лото (карты). Все карточки (10-15) ребенок дол­жен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.

· Составление цепочек из скрепок. Ведущей считается та рука, которой ре­бенок пытается присоединить другую скрепку.

· Построить из кубиков дом (забор), сложить рисунок по образцу. Как ве­дущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая, поправляющая кубики, детали. 

· Ребенка просят бросить и поймать мяч (теннисный) одной рукой. Мяч кладется прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить и ему и поймать несколько раз. Активные действия выполняет ведущая ру­ка.

· Ребенку предлагают нарисовать то, что он хочет или может (правой рукой, левой рукой). Рисунок, выполненный ведущей рукой, более четкий, пропорциональный, тремор значительно меньше, нет дополнительных штрихов.         

Приложение 3.12.1

Развитие словаря

Возраст детей

3-4 года     4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Различают и назы­вают части предетов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сход­ные по назначе­нию предметы (туфли - ботинки), понимают обоб­щающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, ме­бель Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаго­лы, обозначающие трудовые дейст­вия; определяют и называют место­положение пред­мета (слева, спра­ва, между, около, рядом), время су­ток, характеризу­ют состояние и на­строение людей; используют суще­ствительные, обо­значающие назва­ния частей и дета­лей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги Употребляют су­ществительные, обозначающие на­звания профессий; прилагательные, обозначающие признаки предме­тов; наречия, ха­рактеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятель­ность людей; слова со сходным значе­нием, с обобщаю­щим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употреб­ляют правильно, точно по смыслу Расширяется запас слов, обозначаю­щих названия предметов, дейст­вий, признаков. Используют в речи синонимы, анто­нимы, существи­тельные с обобщающим значени­ем. Употребляют разные части речи точно по смыслу  

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Приложение 3.13.1

Развитие грамматического строя речи

 

Раздел грамма-

ти­ка

Возраст детей

3-4года 4-5лет 5-6лет 6-7лет
Морфо-логия Согласуют слова в роде, числе, паде­же, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Упот­ребляют формы повелительного наклонения глаго­лов: хотеть, бе­жать, ехать, ле­жать Совершенствуется умение согласовы­вать в предложе­ния существитель­ные с числитель­ными, прилага­тельными; форми­руется умение ис­пользовать не­склоняемые суще­ствительные Закрепляется уме­ние согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с су­ществительными
Слово-образова-ние Употребляют су­ществительные в форме ед., мн. ч., существительные, обозначающие животных и их детенышей, фор­му мн. ч сущест­вительных в родительном падеже (ленточек) Образуют форму мн. ч. существи­тельных, обозна­чающих детёны­шей животных (по аналогии), упот­ребляют эти суще­ствительные в им., род. п. (котята - котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных (яблок) Образуют форму мн. ч. существи­тельных, обозна­чающих детёны­шей животных, однокоренные слова (по образцу) Образуют (по об­разцу) существи­тельные с суф­фиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилага­тельных. Совер­шенствуется уме­ние образовывать однокоренные слова
Синтаксис Употребляют предложения с од­нородными суще­ствительными, учатся правильно согласовывать слова в предло­жении Правильно согла­суют слова в пред­ложении, учатся использовать про­стейшие виды сложносочинённых и сложноподчи­нённых предложений Продолжают учиться состав­лять простые, сложные предло­жения, учатся пользоваться пря­мой и косвенной речью Используют пред­ложения разных видов

 

Приложение 3.15.2

Примерная схема оценки уровней выполнения заданий

(диалог, пересказ)

Уровень выполнения заданий

Вид задания

Пересказ Диалог
1 - хороший Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. Пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм. Умеет слушать и понимать речь. Активен в общении. Умеет вовремя вступить в разговор. Использует невербальные и вербальные средства общения. Отвечает, точно следуя содержанию вопроса. Задает вопросы в процессе диалога. Отвечает аргументирование. Пользуется краткими и распространенными ответами. Грамматическое оформление фраз верное.
2 - удовлетворительный Пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения). Содержание текста передается полностью. Пересказ не содержит аграмматизмов. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений. Умеет слушать и понимать речь. Недостаточно активен в общении. Не всегда вовремя вступает в диалог. Использует разнообразные речевые формы. Может отвечать кратко или распространенно. Иногда нарушается логичность и связность высказывания. Возможны неточности словаря.
3 - низкий Пересказ составлен по вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы. Принимает участие в диалоге. Отвечает неохотно. Малоактивен, малоразговорчив. Требует постоянного побуждения к речи. Невнимателен. Часто не вовремя вступает в диалог. Преобладают односложные ответы. Не может последовательно излагать свои мысли. Словарь ограничен. Аграмматизмы; парафазии.
Задание не выполнено Пересказ даже по вопросам недоступен. В диалог не вступает.

Приложение 3.15.3

Примерная схема оценки уровней выполнения заданий

(рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ-описание)

Уровень выполнения заданий

Вид задания

Рассказ по серии сюжетных картинок Рассказ - описание
1 - «хо­роший» Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет. Соблюдается последователь­ность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с граммати­ческими нормами языка (с учётом возраста детей). В рассказе отображены все основ­ные признаки предмета, дано ука­зание на его функции или назна­чение. Соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств - к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микроте­мами), используются различные средства словесной характеристи­ки предмета (определения, срав­нения и др.).
2 - «удов­летворитель­ный» Рассказ составлен с некото­рой помощью (стимулирую­щие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание карти­нок (возможны пропуски от­дельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сю­жету). Отмечаются нерезко выра­женные нарушения связнос­ти повествования; единичные ошибки в построении фраз. Рассказ-описание достаточно ин­формативен, отличается логичес­кой завершённостью, в нём отра­жена большая часть основных свойств и качеств предмета. От­мечаются единичные случаи на­рушения логической последова­тельности в описании признаков (перестановка или смешение ря­дов последовательности), смыс­ловая незавершённость одной-двух микротем, отдельные недос­татки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.
3 - «недос­таточный» Рассказ составлен с примене­нием наводящих вопросов и указаний на соответствую­щую картинку или её конк­ретную деталь. Нарушена связность повествования. От­мечаются пропуски несколь­ких моментов действия, отдельные смысловые несо­ответствия. Рассказ составлен с помощью от­дельных побуждающих и наводя­щих вопросов, недостаточно ин­формативен - в нём не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.
4- «низкий» Рассказ составлен с по­мощью наводящих вопросов. Его связность резко наруше­на. Отмечается пропуск су­щественных моментов дейст­вия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соот­ветствие рассказа изображённому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отобража­ет многих его существенных свойств и признаков. Не отмеча­ется какой-либо логически обус­ловленной последовательности рассказа-сообщения: простое пе­речисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотич­ный характер. Отмечаются выра­женные лексико-грамматические нарушения. Ребёнок не в состоя­нии составить рассказ-описание самостоятельно.

 

Приложение 3.15.4

Характеристика уровней

Параметры Низкий уровень Пограничный уровень между средним и низким Средний уровень Пограничный уровень между средним и высоким
Познавательная деятельность Не проявляет интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий; проявляет упрямство Проявляет избиратель­ный интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; на занятиях пассивен Проявляет интерес к учебной деятельности; иногда на занятиях ак­тивен; учебные навыки сфор­мированы Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях; учебные навыки сфор­мированы
Особенности поведения Двигательно растор­можен; повышенная утомляе­мость Двигательно растор­моженный, требует смены деятельности, быстро устает; внимание неустойчи­вое Усидчив, распределяет внимание на протяже­нии всего занятия Поведение организо­ванное, усидчив; внимание устойчивое; активен на протяжении всего занятия
Особенности памяти, мышления Плохая зрительная и слуховая память; затрудняется в обоб­щении и классифика­ции Зрительная память развита лучше, чем слуховая; допускает ошибки в обобщении и класси­фикации; затрудняется отвечать на вопросы причинно-следственного харак­тера Хорошая память, ус­тойчивое внимание; самостоятельно обоб­щает понятия по родо­вому сходству, выде­ляет лишнее; может дать объяснение по наводящим вопро­сам Быстро запоминает но­вый материал, не тре­бует повторения; Самостоятельно рас­суждает, классифици­рует, делает обобще­ния и выводы.
Речевое развитие Системное нарушение речи. Диагноз: общее недо­развитие речи (II - Ш уровень) Системное нарушение речи. Диагноз: общее недо­развитие речи (III уро­вень) Диагнозы: НОНР; ФФНР. Дизартрия; Заикание Диагнозы: ФФНР: ФНР
Состояние эмоционально-волевой сферы

Снижение эмоционально-волевой сферы. Быст­рая смена настроения: упрямы, плаксивы, агрес­сивны, замкнуты, бурно реагируют на положи­тельную или отрицательную оценку своей дея­тельности

Эмоционально-волевая сфера в пределах нор­мы Адекватно реагирует на оценку своей дея­тельности, умеет управлять своими эмо­циями
Знания, умения, навыки Представления об окружающем не сформи­рованы Представления об ок­ружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний об окружающем мире Представления об окружающем есть, пута­ется в понятиях, сход­ных по родовому свой­ству (овощи и фрукты, дикие и домашние животные) Прочные знания об ок­ружающем мире. Использует получен­ные знания в практи­ческой деятельности

 

по обследованию детей дошкольного возраста

С речевой патологией

(к оформлению документации)

 

3.1 Методические рекомендации к сбору анамнестических данных.

1. При изучении наследственных, нервно-психических, соматических, хронических заболеваний у родителей отметить:

Данные: со слов; по документам (подчеркнуть)

- данных нет;

- наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.;

- наследственность отягощена хроническими заболеваниями (кон­кретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания;

- наследственность отягощена соматическими заболеваниями (кон­кретизировать);

- наличие алкоголизма у родителей;

- характерологические особенности матери и отца.

2. При изучении речевой среды (5-ый, 6-ой г.ж.), данных о речевых наруше­ниях у родителей и родственников отметить:

- благополучная;

- ускоренный темп речи у родителей или близких родственников;

- задержка речевого развития у родителей;

- заикание у родителей, сестер, братьев;

- контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;

- нарушение звукопроизношения у родителей или близких родствен­ников;

- наличие двуязычия - какой язык преобладает в общении.

3. При изучении характера протекания беременности отметить:

- от которой по счету беременности ребенок;

- исход предыдущей(-их) беременности(-ей);

- токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);

- хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сер­дечно-сосудистые, эндокринные и др.);

- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина бере­менности);

- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина бере­менности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.;

- применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональ­ные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические);

- влияние химических веществ, широко применяющихся в промыш­ленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохи­микаты и др.);

- повышенный фон радиационного излучения;

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков.

4. При изучении характера протекания родов отметить:

- нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность;

- слабость родовой деятельности матери;

- применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение);

- травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль);

- наличие асфиксий (белая, синяя);

- резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость ре­зус-фактора матери и ребенка);

- вес и рост ребенка при рождении.

5. Когда закричал ребенок (сразу, не сразу; характер крика - слабый, моно­тонный, немодулированный, громкий, модулированный).

6. При изучении раннего постнатального периода отметить:

- характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществ­лялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (сме­шанное, искусственное);

- характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрство­вания); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство., отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и про­буждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических проводится анкетирование родителей (анкета №1, Приложение 3.1.1).

7. При изучении раннего психомоторного развития отметить: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году.

Возрастные особенности раннего психомоторного развития представлен в Приложении 3.1.2.

8. При изучении данных о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы.

9. При изучении характера раннего речевого развития ребенка отметить:

- время появления гуления (в норме с 3-х мес.);

- время появления лепета (в норме с 6 мес.);

- характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексе», бедность звуковых комплексов, назализованность гласных);

- первые слова (в норме около года);

- первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет);

- характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой струк­туры,

- аграмматизмы, неправильное звукопроизношение.

Особенности довербального и раннего вербального развития детей отражены в схеме развития речи ребенка (Приложение 3.1.3).

Для сбора дополнительных данных о ребенке разработана анкета №2 (Приложение 3.1.4).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.