По обследованию детей дошкольного возраста
С речевой патологией
(к оформлению документации)
3.1 Методические рекомендации к сбору анамнестических данных.
1. При изучении наследственных, нервно-психических, соматических, хронических заболеваний у родителей отметить:
Данные: со слов; по документам (подчеркнуть)
- данных нет;
- наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.;
- наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания;
- наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать);
- наличие алкоголизма у родителей;
- характерологические особенности матери и отца.
2. При изучении речевой среды (5-ый, 6-ой г.ж.), данных о речевых нарушениях у родителей и родственников отметить:
- благополучная;
- ускоренный темп речи у родителей или близких родственников;
- задержка речевого развития у родителей;
- заикание у родителей, сестер, братьев;
- контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;
- нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников;
- наличие двуязычия - какой язык преобладает в общении.
3. При изучении характера протекания беременности отметить:
- от которой по счету беременности ребенок;
- исход предыдущей(-их) беременности(-ей);
- токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);
- хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сердечно-сосудистые, эндокринные и др.);
- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);
- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.;
- применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические);
- влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохимикаты и др.);
- повышенный фон радиационного излучения;
- употребление алкоголя, никотина, наркотиков.
4. При изучении характера протекания родов отметить:
- нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность;
- слабость родовой деятельности матери;
- применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение);
- травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль);
- наличие асфиксий (белая, синяя);
- резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка);
- вес и рост ребенка при рождении.
5. Когда закричал ребенок (сразу, не сразу; характер крика - слабый, монотонный, немодулированный, громкий, модулированный).
6. При изучении раннего постнатального периода отметить:
- характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);
- характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрствования); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство., отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и пробуждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических проводится анкетирование родителей (анкета №1, Приложение 3.1.1).
7. При изучении раннего психомоторного развития отметить: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году.
Возрастные особенности раннего психомоторного развития представлен в Приложении 3.1.2.
8. При изучении данных о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы.
9. При изучении характера раннего речевого развития ребенка отметить:
- время появления гуления (в норме с 3-х мес.);
- время появления лепета (в норме с 6 мес.);
- характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексе», бедность звуковых комплексов, назализованность гласных);
- первые слова (в норме около года);
- первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет);
- характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой структуры,
- аграмматизмы, неправильное звукопроизношение.
Особенности довербального и раннего вербального развития детей отражены в схеме развития речи ребенка (Приложение 3.1.3).
Для сбора дополнительных данных о ребенке разработана анкета №2 (Приложение 3.1.4).
Е) особенности памяти
Особенности развития памяти
Возраст | Характеристика |
Младенчество | Проявляется в форме запечатления, затем узнавания. Характеризуется недлительным сохранением материала. Материал фиксируется непроизвольно. Развивается двигательная, эмоциональная и образная память. К 1 году формируются предпосылки для развития словесной памяти |
Раннее детство | Возрастает объем и прочность сохранения материала. Появляется воспроизведение материала. Бурное развитие получает словесная память. |
Дошкольный возраст | Преобладает непроизвольная образная память. Складываются элементы произвольной памяти. Формируются предпосылки овладения логическими приемами запоминания. |
Отметить:
- запоминание информации;
- произвольность;
- объем;
- продуктивность разных видов памяти;
- сохранение;
- способы запоминания (в т.ч. символическое);
- воспроизведение
Задание 1:
Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку с карандашами, взять карандаш; встать, подойти к книжной полке, взять книгу, сесть за стол, открыть книгу.
Нормативы:
1,5 года - выполняет 3 действия;
2 года - выполняет 3-4 действия;
3 года - выполняет 5 действий
Задание 2:
Игра «Что изменилось - чего не стало?»
Стимулъный материал: 4 картинки или 4 предмета
Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем просят отвернуться.
Одну из картинок заменяют другой или меняют их местами. Ребенка просят найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.
Выводы:
запоминание произвольное (непроизвольное);
- быстрое запоминание (медленное, с трудом);
- снижение объема памяти (ограничение);
- длительное запоминание (быстрое забывание);
- трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);
- непрочное сохранение;
- неточное воспроизведение (точное)
Конструирование их палочек
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 года), образцу (с 4 лет), по памяти.
Стимульный материал: 2-6 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования:
Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить задание по образцу.
Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»).
Анализ результатов:
1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадекватным);
2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины;
3) сопоставление и исправление ошибок;
4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений;
5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Пространственный гнозис
Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.
Пример инструкций:
«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».
Нормативы:
2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;
3,5-4 года - выполняет все задания.
б) 4-6 лет - показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
в) Речевой вариант пробы Хэда.
1) Простая ориентировка (4-6 лет).
Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет - прекращают.
2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой - за левое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы: выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания.
Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.
Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины нарушения восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2).
Умение вступать в диалог
Умение поддержать и завершить диалог
Для оценки состояния диалогической речи рекомендуется следующая схема (Приложение 3.15.2)
Уровни
выполнения заданий
Виды заданий
Такой профиль наглядно показывает, в каких видах развернутых высказывая у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе исследующей коррекционной работы.
Для оценки пересказа рекомендуется схема (Приложение 3.15.2).
После окончания обследования логопед оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию и делает заключение о степени и характере нарушения речи. Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, в:
заносится в комплексную диагностическую карту (Приложение 3.15.3).
Итоговая информация имеет следующие условные обозначения:
V - низкий уровень;
о - средний уровень;
Λ - высокий уровень.
При заполнении графы «психолого-педагогическая характеристика» и «логопедическое заключение» рекомендуем использовать характеристику уровней по Кирьяновой Р.А. (Приложение 3.15.4).
ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Серия I
Субтест 1
Серия I
Субтест 2
Фонематический анализ
№ |
П/п
Слова
Имя, фамилия ребенка
Сумма в баллах
Серия II Субтест 1
Звуки,слоги, слова
Имя, фамилия ребенка
Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р»
Сумма в баллах
Серия III Субтест 1
Верификация предложений
№ п/п |
Предложения для коррекции
|
Имя, фамилия ребенка | ||||||
1 | У Ани большой груша. | |||||||
2 | По речке плывут лодка. | |||||||
3 | Котенок умывалась лапкой. | |||||||
4 | Папа пилит пилу. | |||||||
5 | Заяц сидит за дерево. | |||||||
6 | У утки маленькие утенок. | |||||||
7 | Мама купила маленькая дочка конфеты. | |||||||
Сумма в баллах |
Серия III Субтест 3
Конструирование предложений
№ п\п
|
Образцы слов в начальной форме
| Имя, фамилия ребенка
| |||||||||||||||
1. | Белочка - орешки | ||||||||||||||||
2. | Девочка - цветы | ||||||||||||||||
3. | Яблоко - кусать | ||||||||||||||||
4. | Доктор - лечить -дети | ||||||||||||||||
5. | Рисовать - краски -девочка | ||||||||||||||||
Сумма в баллах
|
Серия III Субтест 4
Имя, фамилия ребенка
Один ..., нет чего? - ...
Сумма баллов
Серия III
Субтест 5
Задание 3 Согласование существительных с прилагательным в роде
№ п/п | Слова-стимулы | Имя, фамилия ребенка | ||||||
Назови цвет предмета. | ||||||||
1 | Шар (какой?) | |||||||
2 | Карандаш | |||||||
3 | Машина | |||||||
4 | Чашка | |||||||
Сумма в баллах |
Серия III
Субтест 5
Задание 4 Множественное число существительных в родительном падеже
№ п/п |
Задания
Имя, фамилия ребенка
Множественное число существительных в родительном падеже
Один…, а много (чего?) - …
Сумма в баллах
Серия III
Субтест 5
Задание 5. Существительные в косвенных падежах без предлога
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка | ||||||||
Существительные в косвенных падежах без предлога | |||||||||
1 | У меня есть… (карандаш) | ||||||||
2 | У меня нет… | ||||||||
3 | Я рисую (чем?)… | ||||||||
4 | У меня есть…(кукла) | ||||||||
5 | У меня нет… | ||||||||
6 | Я люблю… | ||||||||
7 | Я любуюсь… | ||||||||
Сумма в баллах |
Серия I V Субтест 1
Названия детенышей животных
№ П/П | Слова |
Имя, фамилия ребенка | ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
У кошки - котенок | ||||||||||||||||||||||
1 | У гусыни - … |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
2 | У утки - … |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
3 | У лисы - … |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
Сумма баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
Серия I V Субтест 2
Серия IV
Субтест 3
Задание 1. Подбор определений
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Слова стимулы | Сумма баллов | ||
мяч | яблоко | книга | |||
Серия IV
Субтест 3
Задание 2 Ассоциативное дополнение слов в предложении
№ |
П/п
Предложения
Имя, фамилия ребенка
Мама моет вилки, чашки… Что еще? Продолжай дальше.
Сумма в баллах
Серия V
Субтест 1
Имя, фамилия ребенка
Для детей младше 5-ти лет
Сумма в баллах
Серия VI
Субтест 1
Диалог
Критерии оценки диалога |
Имя, фамилия ребенка
Серия VI Субтест 2
Пересказ
Критерии оценки
Имя, фамилия ребенка
Приложение 3.1.1
АНКЕТА 1 (анамнестические сведения)
Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.
Как протекали беременность и роды? Не было ли серьёзных заболеваний, травм на первом году жизни? ____________________________________________________
Каким был плач ребёнка на первом году жизни и потом? Громким, тихим;
напористым слабым; высоким, низким.,._____________________________________
Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?_____________________________
Не было ли у Вас ощущения, что малыш беспричинно плачет, заходится криком?___
Чем можно было успокоить малыша? ________________________________________
Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились?)____________
Можно ли было понять, что требовал ребёнок криком, и какова была его ответная реакция на Ваше понимание? ____________________________________________
Когда появился интерес к погремушкам или к каким-либо другим предметам?__________________________________________________________________________
Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами?______
Когда появились звуки, сочетания звуков? ___________________________________
Насколько разнообразными они были, какими интонациями сопровождались? Призывными, гневными, радостными... ____________________________________
Когда появились первые слоговые цепочки?___________________________________
Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно, или в ответ на Ваше обращение? ____________________________________________________
Приложение 3.1.4
АНКЕТА 2
Для целостного представления о личности и проблемах Вашего малыша заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.
Каков состав Вашей семьи?_________________________________________________
Каков характер отношений между членами семьи?_____________________________
Какие сложились отношения у ребенка с членами семьи?_______________________
Кому малыш отдаёт предпочтение? ___________________________________________
Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к ребенку, гиперопеки?___________________________________________________________
Нет ли у ребёнка субъективного ощущения дефицита внимания?_______________________________________________________________
Не сложилось ли у малыша негативного отношения к кому-либо из членов семьи? _____________
Кто занимается воспитанием ребёнка?________________________________________
Посещает ли ребёнок дошкольные детские учреждения? (Если да - нравится ли ему там? Долго ли он привыкал к детскому саду?) ____________________________________________
Легко ли ребёнок контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется ли, когда к Вам приходят гости? _______________________________________________________
Избирателен ли малыш в общении? ______________________________________
Какую дистанцию предпочитает для общения со взрослыми и со сверстниками?________________
Зависит ли речевая активность от степени и характера знакомства ребёнка с человеком? _________________________________________
Улавливает ли он шутку в общении, в играх? ______________________
Использует ли ребёнок неречевые средства общения: мимику (движения мышц лица), пантомимику (движения всего тела), жесты (движение отдельных частей тела)? Что предпочитает из перечисленных средств?______________________________
Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина и т. п.)? ___________________
Использует ли малыш речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы? ________________
Понимаете ли Вы и другие члены семьи то, что ребёнок хочет объяснить неречевыми средствами? _________________________________
Каким образом малыш реагирует на речевые трудности? __________________________
Каковы взаимоотношения ребёнка с другими детьми? Является ли он фактическим лидеров? _________________________________
Понимает ли ребёнок Ваши эмоции? ________________________________________
Каковы эмоциональные проявления малыша в настоящее время? Адекватные,
бурные, безразличные, сдержанные... __________________________
Каким образом ребёнок реагирует на новую игрушку? Радостно восклицает, взмахивает руками, подпрыгивает, молча берет и рассматривает, фактически не реагирует ... ________________________________________
Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами?______________________________________________________________
Откликается ли ребёнок на эмоциональные проявления, переживания других людей и героев книг? Может ли сопереживать? _____________________
Как Вы можете определить характер ребёнка? Вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, негативный, послушный, ласковый...___________
Какие черты беспокоят Вас в его характере?______________________
Есть ли у Вас в доме животные, птицы, растения и т.д.? Каково отношение ребёнка к ним?______________________________________
Как Ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск? _______________
Чем больше всего малыш любит заниматься?____________________________________
Какие игрушки и игры у него есть? Какие из них любимые?_______________________
В какие совместные игры Вы играете с ребёнком? Сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения ... ______________________________
Каким образом привлекает Вас ребёнок к совместной игре? Предлагает поиграть, посмотреть ... _________________________________
Играет ли малыш сам? __________________________________
Каков характер его игры? Манипулирует, переставляет игрушки с места на место, разбирает игрушки, исследует их ... _______________________
Есть ли замысел в его игре? _______________________________
Играет ли ребёнок с Вами в настольные игры? (Если да, то запишите их названия.) __________________________________________
Вовлекаете ли Вы малыша в совместную деятельность: накрывать на стол, убирать игрушки... __
Чем занимается ребёнок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим? ____________________________
Какие книжки Вы читаете ребёнку? (Запишите их названия.)______________________
При чтении к чему проявляет интерес? К картинкам, содержанию_________________
С какого возраста?_________________________________________________________
Приложение 3.1.2
Первый месяц.
Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорождённых по таким реакциям:
- изменение общей двигательной активности;
- сморщивание лба;
- движение век;
- вздрагивания;
- изменение ритма и частоты дыхания;
- поворота глаз и головы к источнику звука;
- торможение сосательных движений.
На 3-4 неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослых. Подготовительные этапы развития активной речи: издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним: после нескольких обращений взрослого ребёнок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция.
Второй месяц.
Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит - «аа», «оо», «уу». К 2 мес. гуление усложняется с включением согласных звуков «гу» или «бу», «зы». Подготовительный этап развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки.
Третий месяц.
Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д. В ответ на поощрение ребёнок активизирует гуление, происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребёнок отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков.
Четвёртый месяц.
Гуление преобразуется в «свирель», т. е. Произнесение цепочки звуков «аль-ле-е», «лы-алы-аы».
Подготовительный этап развития активной речи: гулит; гулит сам или через 1-2 мин. после общения с ним взрослого.
Пятый месяц.
Подготовительный этап развития активной речи: подолгу певуче гулит - длительно нараспев произносит гласные.
Шестой месяц.
Подготовительный этап развития активной речи: произносит отдельные слоги. Однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»). Может произнести слог повторно за взрослым. Развивается понимание речи окружающих.
Седьмой месяц.
Подготовительный этап развития понимания речи: на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте; поворачивается к игрушке и смотрит на неё, иногда хочет её взять. Подготовительный этап развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги типа «ба-ба», «да-да», «ма-ма». В первую очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предмет и действия.
Восьмой месяц.
Подготовительный этап развития понимания речи:
а). На вопрос «Где?..» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах:
на вопрос «Где?..» поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит 2 предмета;
б). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.: по просьбе выполняет одно из движений. Подготовительный этап развития активной речи: громко, чётко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете.
Девятый месяц.
Подготовительный этап развития понимания речи:
а). На вопрос «Где ..?» находит взглядом насколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других местах.
б). Знает своё имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идёт к тому, кто зовёт, на чужое имя не реагирует.
Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движениями губ взрослого и сразу или через 1-2 мин. повторяет слоги.
Десятый месяц.
Понимание речи: по просьбе «Дай...» - находит знакомые предметы среди других и даёт их: находит, берёт и даёт две из трёх называемых игрушек. Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых ещё не было в лепете ребёнка: слушает, следит за движением губ говорящего и подражая, повторно произносит 2-3 сочетания слогов.
Одиннадцатый месяц.
Понимание речи:
а). По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.): по предложению взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия.
б). Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, мячик, все машины, часы и др.; находит 2-3 игрушки одного вида и даёт их. Ребёнок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.). Активная речь: Произносит первые слова-обозначения, например: «мама», «ав-ав», «би-би», «дай» и др.; во время игры или при виде показанных игрушек, ребёнок называет их облегчёнными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.
Первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста, простые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия. Ребёнок чётко произносит гласные «а», «о», «у», согласные «м», «б», «к», «г». Словарный запас 8-12 слов. Первые слова у девочек в 8-9 месяцев, у мальчиков - в 11-12 месяцев. До начала развёрнутой речи понимает 50-100 слов.
Двенадцатый месяц.
Понимание речи:
а). Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тёте», «положи на место») ребёнок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, даёт игрушки, идёт к названным взрослым, отдаёт им игрушки, находит одежду и прочее.
б). Понимает слово «нельзя».
в). Чётко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трёх повторений.
г). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: берёт куклу и укачивает её, кормит собачку, кладёт кирпич.
Активная речь:
а). Легко подражает новым слогам, повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция.
б). Произносит 5-10 облегчённых слов, повторяет за проверяющим слова «дай, так, топ-топ» и пр., при показе игрушек называет их облегчёнными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция.
Второй год жизни.
Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало 2-го года жизни. Слова ребёнка отличаются от взрослых слов и по значению и по звучанию. Например: «адика», «гилига». Обломки слов («па» - упала; «бо-бо» - больно и т. д.), сильно искажённые слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок («ти-ти» -часы, «ниняня» - не надо, «абаля» - яблоко и др.). Таким образом ребёнок изобретает свои собственные сочетания.
В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком возрастании словаря (до 400 слов) и повышенном интересе к речи. Ребёнок задаёт вопросы о названиях предметов. Возникает описательная речь.
К 1.5 годам ребёнок начинает пользоваться фразами из 2-3 слов; к концу 2-го года -3-5 слов. Слова ставит в правильных падежах и глаголах. К 1.5 годам произносит почти все гласные и согласные: «м», «п», «б», «к», «г», «т», «д», «н», «в», «ф», «х» и звук «и». Многие из согласных произносит смягчённо («дай» - «дяй»). Пользуется звукоподражательными словами: «ав-ав» (собака), «би-би» (машина). Вместо целого слова произносит ударный или первый слог: «ку» (кукла), «са» (собака).
Понимание речи: К концу 2-го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребёнок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. Начинает овладевать слушанием. Усваивается речевая интонация. Начинает различать мн. и ед. число.
Третий год.
Понимание речи.
Интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании. Воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений. Понимает содержание литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом.
Активная речь.
Ребёнок начинает пользоваться 3-сложными словами («машина», «ворона», «корова»), повторяет за взрослым сложные слова, свободно связывает слова в предложения («Мама, ты куда пося (пошла)?»).
Словарный запас достигает 1000-1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи. Ребёнок активно пользуется вопросами «Что это?», «Почему?», «Зачем?».
Для речи характерна общая смягчённость. Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими: «зюк» - жук, «сяпка» - шапка, «сенок» - щенок, «тясы» - часы. Твёрдые свистящие звуки заменяются мягкими: «сянки» - санки, «зяйка» - заика. У части детей твёрдые свистящие уже сформированы, согласные «р»\»рь» и «л» отсутствуют или заменяются звуками «ль», «и» («ыба» - рыба, «ябоко» - яблоко, «мей» - мел).
Ребёнок воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру. Появляется способность разговаривать с персонажем игры. Происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложении, падежей, предлогов, союзов и т. д.). Быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.—2 года 3 мес.), а потом служебных слов (2 года 3 мес. - 3 года). Овладевает употреблением большинства союзов (как, потому что, а, и, когда, только и т.д.) и предлогов (над, под, на, рядом и т. д.).
Приложение 3.2.2
Схема 2
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА
Наглядно-действенное мышление | Наглядно-образное мышление | Зародыш словесно-логического мышления |
Приложение 3.4.1
Приложение 3.5.5
Батарея тестов для определения ведущей руки
(М.Г. Князева, В.Л. Вильдавский)
• Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: « Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
· Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
· Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
· Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой (ребенок выбирает ведущую руку).
· Построить колодец из палочек (спичек). Ведущая рука - которая используется более активно.
· Раскладывание карточек лото (карты). Все карточки (10-15) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.
· Составление цепочек из скрепок. Ведущей считается та рука, которой ребенок пытается присоединить другую скрепку.
· Построить из кубиков дом (забор), сложить рисунок по образцу. Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая, поправляющая кубики, детали.
· Ребенка просят бросить и поймать мяч (теннисный) одной рукой. Мяч кладется прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить и ему и поймать несколько раз. Активные действия выполняет ведущая рука.
· Ребенку предлагают нарисовать то, что он хочет или может (правой рукой, левой рукой). Рисунок, выполненный ведущей рукой, более четкий, пропорциональный, тремор значительно меньше, нет дополнительных штрихов.
Приложение 3.12.1
Развитие словаря
Возраст детей | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Различают и называют части предетов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли - ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель | Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги | Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно, точно по смыслу | Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу |
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Приложение 3.13.1
Развитие грамматического строя речи
Раздел грамма- тика | Возраст детей | |||
3-4года | 4-5лет | 5-6лет | 6-7лет | |
Морфо-логия | Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. | Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать | Совершенствуется умение согласовывать в предложения существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные | Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существительными |
Слово-образова-ние | Употребляют существительные в форме ед., мн. ч., существительные, обозначающие животных и их детенышей, форму мн. ч существительных в родительном падеже (ленточек) | Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употребляют эти существительные в им., род. п. (котята - котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных (яблок) | Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова (по образцу) | Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова |
Синтаксис | Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении | Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений | Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью | Используют предложения разных видов |
Приложение 3.15.2
Примерная схема оценки уровней выполнения заданий
(диалог, пересказ)
Уровень выполнения заданий | Вид задания | |
Пересказ | Диалог | |
1 - хороший | Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. Пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм. | Умеет слушать и понимать речь. Активен в общении. Умеет вовремя вступить в разговор. Использует невербальные и вербальные средства общения. Отвечает, точно следуя содержанию вопроса. Задает вопросы в процессе диалога. Отвечает аргументирование. Пользуется краткими и распространенными ответами. Грамматическое оформление фраз верное. |
2 - удовлетворительный | Пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения). Содержание текста передается полностью. Пересказ не содержит аграмматизмов. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений. | Умеет слушать и понимать речь. Недостаточно активен в общении. Не всегда вовремя вступает в диалог. Использует разнообразные речевые формы. Может отвечать кратко или распространенно. Иногда нарушается логичность и связность высказывания. Возможны неточности словаря. |
3 - низкий | Пересказ составлен по вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы. | Принимает участие в диалоге. Отвечает неохотно. Малоактивен, малоразговорчив. Требует постоянного побуждения к речи. Невнимателен. Часто не вовремя вступает в диалог. Преобладают односложные ответы. Не может последовательно излагать свои мысли. Словарь ограничен. Аграмматизмы; парафазии. |
Задание не выполнено | Пересказ даже по вопросам недоступен. | В диалог не вступает. |
Приложение 3.15.3
Примерная схема оценки уровней выполнения заданий
(рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ-описание)
Уровень выполнения заданий | Вид задания | |
Рассказ по серии сюжетных картинок | Рассказ - описание | |
1 - «хороший» | Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учётом возраста детей). | В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств - к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.). |
2 - «удовлетворительный» | Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. | Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершённостью, в нём отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершённость одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний. |
3 - «недостаточный» | Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия. | Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен - в нём не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. |
4- «низкий» | Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. | Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребёнок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно. |
Приложение 3.15.4
Характеристика уровней
Параметры | Низкий уровень | Пограничный уровень между средним и низким | Средний уровень | Пограничный уровень между средним и высоким |
Познавательная деятельность | Не проявляет интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий; проявляет упрямство | Проявляет избирательный интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; на занятиях пассивен | Проявляет интерес к учебной деятельности; иногда на занятиях активен; учебные навыки сформированы | Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях; учебные навыки сформированы |
Особенности поведения | Двигательно расторможен; повышенная утомляемость | Двигательно расторможенный, требует смены деятельности, быстро устает; внимание неустойчивое | Усидчив, распределяет внимание на протяжении всего занятия | Поведение организованное, усидчив; внимание устойчивое; активен на протяжении всего занятия |
Особенности памяти, мышления | Плохая зрительная и слуховая память; затрудняется в обобщении и классификации | Зрительная память развита лучше, чем слуховая; допускает ошибки в обобщении и классификации; затрудняется отвечать на вопросы причинно-следственного характера | Хорошая память, устойчивое внимание; самостоятельно обобщает понятия по родовому сходству, выделяет лишнее; может дать объяснение по наводящим вопросам | Быстро запоминает новый материал, не требует повторения; Самостоятельно рассуждает, классифицирует, делает обобщения и выводы. |
Речевое развитие | Системное нарушение речи. Диагноз: общее недоразвитие речи (II - Ш уровень) | Системное нарушение речи. Диагноз: общее недоразвитие речи (III уровень) | Диагнозы: НОНР; ФФНР. Дизартрия; Заикание | Диагнозы: ФФНР: ФНР |
Состояние эмоционально-волевой сферы | Снижение эмоционально-волевой сферы. Быстрая смена настроения: упрямы, плаксивы, агрессивны, замкнуты, бурно реагируют на положительную или отрицательную оценку своей деятельности | Эмоционально-волевая сфера в пределах нормы | Адекватно реагирует на оценку своей деятельности, умеет управлять своими эмоциями | |
Знания, умения, навыки | Представления об окружающем не сформированы | Представления об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний об окружающем мире | Представления об окружающем есть, путается в понятиях, сходных по родовому свойству (овощи и фрукты, дикие и домашние животные) | Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности |
по обследованию детей дошкольного возраста
С речевой патологией
(к оформлению документации)
3.1 Методические рекомендации к сбору анамнестических данных.
1. При изучении наследственных, нервно-психических, соматических, хронических заболеваний у родителей отметить:
Данные: со слов; по документам (подчеркнуть)
- данных нет;
- наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.;
- наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания;
- наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать);
- наличие алкоголизма у родителей;
- характерологические особенности матери и отца.
2. При изучении речевой среды (5-ый, 6-ой г.ж.), данных о речевых нарушениях у родителей и родственников отметить:
- благополучная;
- ускоренный темп речи у родителей или близких родственников;
- задержка речевого развития у родителей;
- заикание у родителей, сестер, братьев;
- контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;
- нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников;
- наличие двуязычия - какой язык преобладает в общении.
3. При изучении характера протекания беременности отметить:
- от которой по счету беременности ребенок;
- исход предыдущей(-их) беременности(-ей);
- токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);
- хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сердечно-сосудистые, эндокринные и др.);
- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);
- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.;
- применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические);
- влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохимикаты и др.);
- повышенный фон радиационного излучения;
- употребление алкоголя, никотина, наркотиков.
4. При изучении характера протекания родов отметить:
- нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность;
- слабость родовой деятельности матери;
- применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение);
- травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль);
- наличие асфиксий (белая, синяя);
- резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка);
- вес и рост ребенка при рождении.
5. Когда закричал ребенок (сразу, не сразу; характер крика - слабый, монотонный, немодулированный, громкий, модулированный).
6. При изучении раннего постнатального периода отметить:
- характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);
- характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрствования); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство., отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и пробуждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических проводится анкетирование родителей (анкета №1, Приложение 3.1.1).
7. При изучении раннего психомоторного развития отметить: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году.
Возрастные особенности раннего психомоторного развития представлен в Приложении 3.1.2.
8. При изучении данных о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы.
9. При изучении характера раннего речевого развития ребенка отметить:
- время появления гуления (в норме с 3-х мес.);
- время появления лепета (в норме с 6 мес.);
- характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексе», бедность звуковых комплексов, назализованность гласных);
- первые слова (в норме около года);
- первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет);
- характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой структуры,
- аграмматизмы, неправильное звукопроизношение.
Особенности довербального и раннего вербального развития детей отражены в схеме развития речи ребенка (Приложение 3.1.3).
Для сбора дополнительных данных о ребенке разработана анкета №2 (Приложение 3.1.4).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.