Исследуется уровень развития целостного восприятия предметной картинки.
Стимулъный материал', картинки, разрезанные на части с разной конфигурацией разреза.
Нормативы. разрезная картинка из 2-х фрагментов - 2,5-3 года;
разрезная картинка из 3-х фрагментов - 3-3,5 года;
разрезная картинка из 3-5 фрагментов - 4-5 лет;
разрезная картинка из 5-8 фрагментов - 5-6 лет
Ход исследования:
Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая. Возможен предварительный показ.
Анализ результатов:
8) совершает целенаправленные действия;
9) соединяет части без анализа полученного целого;
10) прикладывание с разворотом;
11) зрительное соотношение частей без прикладывания. Уровни выполнения задания:
• Высокий уровень - выполнение задания зрительным соотнесением. Допустимы 1-2 практические пробы в случае 6-фрагментной картинки.
• Средний уровень - выполнение задания путем ошибок, прикладывания (3-6-фрагментных).
• Низкий уровень - составление с многочисленными неадекватными пробами или картинка не складывается.
Сенсорный уровень действий - складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой-нибудь признак.
Перцептивный уровень - ориентируется на какой-нибудь признак размера, цвет, форму, но собирает с ошибками.
Операциональный (умственный) уровень перцептивных действий - быстрое зрительное соотнесение. Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины нарушения восприятия даются в Приложениях 3.4.1.,3.4.2.
Конструирование их палочек
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 года), образцу (с 4 лет), по памяти.
Стимульный материал: 2-6 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования:
Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить задание по образцу.
Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»).
Анализ результатов:
1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадекватным);
2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины;
3) сопоставление и исправление ошибок;
4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений;
5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Пространственный гнозис
Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.
Пример инструкций:
«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».
Нормативы:
2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;
3,5-4 года - выполняет все задания.
б) 4-6 лет - показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
в) Речевой вариант пробы Хэда.
1) Простая ориентировка (4-6 лет).
Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет - прекращают.
2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой - за левое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы: выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания.
Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.
Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины нарушения восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 281.