Методика «Разрезные картинки»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследуется уровень развития целостного восприятия предметной картинки.

Стимулъный материал', картинки, разрезанные на части с разной конфигу­рацией разреза.

Нормативы. разрезная картинка из 2-х фрагментов - 2,5-3 года;

разрезная картинка из 3-х фрагментов - 3-3,5 года;

разрезная картинка из 3-5 фрагментов - 4-5 лет;

разрезная картинка из 5-8 фрагментов - 5-6 лет

Ход исследования:

Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получи­лась целая. Возможен предварительный показ.

Анализ результатов:

8) совершает целенаправленные действия;

9) соединяет части без анализа полученного целого;

10) прикладывание с разворотом;

11) зрительное соотношение частей без прикладывания. Уровни выполнения задания:

• Высокий уровень - выполнение задания зрительным соотнесением. Допустимы 1-2 практические пробы в случае 6-фрагментной картин­ки.

• Средний уровень - выполнение задания путем ошибок, прикладывания (3-6-фрагментных).

• Низкий уровень - составление с многочисленными неадекватными пробами или картинка не складывается.

Сенсорный уровень действий - складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой-нибудь признак.

Перцептивный уровень - ориентируется на какой-нибудь признак размера, цвет, форму, но собирает с ошибками.

Операциональный (умственный) уровень перцептивных действий - быстрое зрительное соотнесение. Особенности освоения детьми различных видов вос­приятия, причины нарушения восприятия даются в Приложениях 3.4.1.,3.4.2.

Конструирование их палочек

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 го­да), образцу (с 4 лет), по памяти.

Стимульный материал: 2-6 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования:

Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить за­дание по образцу.

Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»).

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величи­ны, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадек­ватным);

2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;

3,5-4 года - выполняет все задания.

б) 4-6 лет - показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, вни­зу, впереди, сзади.

в) Речевой вариант пробы Хэда.

1) Простая ориентировка (4-6 лет).

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет - прекращают.

2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой - за ле­вое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы: выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины наруше­ния восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 281.