Общие данные, полученные в процессе обследования:
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное общение, избирательный негативизм);
б) характер игровой деятельности (для детей от 2 до 4 лет)
Ребенку предлагают поиграть со знакомыми игрушками. Логопед ведет наблюдение за игрой.
Игра:
- манипулятивная;
- предметная;
- процессуальная;
- с элементом замысла;
- сюжетная;
- ролевая
Нормы:
1) манипуляция с предметами - до 2 лет;
2) процессуальные игровые действия - с 2-х лет (одевает и раздевает куклу; возит машину);
3) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (катает куклу; нагружает машину кубиками);
4) сюжетная игра - к 3 годам.
Анализ уровня развития игры:
1) использование игрушек (адекватное, неадекватное, неспецифические манипуляции с игрушками; предметы-заменители, любимые игрушки; не использует);
2) замысел игр (с помощью взрослого, самостоятельно, с участием речи);
1) характер замыслов (разнообразный, однообразный);
2) характер игровых действий с игрушками (разнообразные, однообразные, использование речи при этом);
3) взаимодействие в игре (вступает, не вступает; характер речевых реакций в ходе взаимодействия);
4) длительность взаимодействия (кратковременное, длительное).
в) индивидуальные особенности ребенка
При исследовании индивидуальных особенностей ребенка выявляются:
• особенности эмоционально-волевой сферы;
• личностно-характерологические особенности;
• некоторые типологические особенности
Особенности эмоционально-волевой сферы.
фон настроения (нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий); беспричинный смех, крик, плач:
эмоциональная лабильность; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность; преобладающее настроение на занятиях (в быту): жизнерадостное, подавление. без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в течение дня)
Личностные и характерологические особенности:
без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству
Некоторые типологические особенности:
активный, подвижный (инертный, медлительный); спокойный, уравновешенный (возбудимый, неуравновешенный); быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление.
г) особенности внимания (объем, устойчивость, распределение, умственная работоспособность, переключение)
Методика «Зрительный диктант» (Приложение 3.2.1)
Стимульный материал: 3 таблицы из 16 клеток, где изображены знакомые
предметы.
Для детей 2-2,5 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 1.
Для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 2.
Для детей 5-6 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 3.
Инструкция: « Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) как можно быстрее. Но не ошибайся.
Анализ результатов:
1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);
2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражителей);
3) застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;
4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации).
Выводы:
- внимание устойчивое (неустойчивое);
- взгляд фиксирует (не фиксирует);
- переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);
- с явлениями генерализации;
- общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);
- слабая концентрация внимания;
- общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).
д) особенности мышления
Для обследования умственных способностей предлагаются следующие задания:
- Разложить серию из 3 и более картин с развитием сюжета.
- Задания на классификацию, обобщение, выделение липшего предмета из группы однородных.
- Определение уровня смысловой целостности рассказа.
В выводах отметить:
- уровень познавательной активности (высокий, снижен, низкий, требует развития);
- сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование): сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);
- преобладание формы мышления (наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое).
Специфические показатели (характеристики) психического развития детей и динамика развития мышления отражены в Приложении 3.2.2 (схемы 1 и 2).
Е) особенности памяти
Особенности развития памяти
Возраст | Характеристика |
Младенчество | Проявляется в форме запечатления, затем узнавания. Характеризуется недлительным сохранением материала. Материал фиксируется непроизвольно. Развивается двигательная, эмоциональная и образная память. К 1 году формируются предпосылки для развития словесной памяти |
Раннее детство | Возрастает объем и прочность сохранения материала. Появляется воспроизведение материала. Бурное развитие получает словесная память. |
Дошкольный возраст | Преобладает непроизвольная образная память. Складываются элементы произвольной памяти. Формируются предпосылки овладения логическими приемами запоминания. |
Отметить:
- запоминание информации;
- произвольность;
- объем;
- продуктивность разных видов памяти;
- сохранение;
- способы запоминания (в т.ч. символическое);
- воспроизведение
Задание 1:
Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку с карандашами, взять карандаш; встать, подойти к книжной полке, взять книгу, сесть за стол, открыть книгу.
Нормативы:
1,5 года - выполняет 3 действия;
2 года - выполняет 3-4 действия;
3 года - выполняет 5 действий
Задание 2:
Игра «Что изменилось - чего не стало?»
Стимулъный материал: 4 картинки или 4 предмета
Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем просят отвернуться.
Одну из картинок заменяют другой или меняют их местами. Ребенка просят найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.
Выводы:
запоминание произвольное (непроизвольное);
- быстрое запоминание (медленное, с трудом);
- снижение объема памяти (ограничение);
- длительное запоминание (быстрое забывание);
- трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);
- непрочное сохранение;
- неточное воспроизведение (точное)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 294.