Современные подходы к управлению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современный менеджмент опирается на несколько общих мировоззренческих и методологических подходов. Они тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую практическую и теоретическую основу. Общим для них является понимание того факта, что все процессы, происходящие в организации и вне нее, взаимозависимы. На первый план выходят проблемы гибкости и адаптации предприятий к изменениям внешней среды.

Процессный подход. Он широко применяется в настоящее время и рассматривает управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей. Все функции управления (планирование, организация, координация, мотивация, контроль) взаимосвязаны и объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство при этом рассматривается как самостоятельная деятельность.

Системный подход. Он основан на использовании теории систем и позволяет решать задачи управления в единстве всех составных частей организации. Применение системного подхода связано с решением задач приспосабливаемости (адаптивности) организации к внешней среде. Организация рассматривается как открытая социотехническая система. Важнейшие принципы системного подхода:

- процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей, которые вытекают из анализа внешней среды;

- необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

- необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

- цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт в целями всей системы.

Ситуационный подход. Он базируется на анализе ситуаций с применением различных моделей. При этом выделяются различные ситуационные переменные, состав и содержание которых предопределяются свойствами как самой организации, так и ее окружения. Оперируют не отдельными параметрами или характеристиками, а конкретными многомерными ситуациями. На эффективность применения подхода влияют число проанализированных ситуаций, правильность их интерпретации. Практически методология ситуационного подхода рассматривается как пошаговый процесс:

- ознакомление с эффективными средствами профессионального управления (набором ситуаций);

- сопоставление и оценка имеющихся управленческих концепций и методик с имеющейся ситуацией, определение их сильных и слабых сторон;

- интерпретация имеющейся ситуации, определение факторов, являющихся наиболее важными, и вероятностного эффекта от изменения одной или нескольких переменных;

- увязывание применяемых приемов с конкретной ситуацией для обеспечения целей организации самым эффективным в существующих условиях способом.

Комплексный подход. При применении этого подхода учитываются все конкретные технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и др. (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если, например, при проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, то они становятся неконкурентоспособными. При формировании новых производственных коллективов или реорганизации структур следует учитывать социальные и психологические факторы.

Интеграционный подход. Здесь основное внимание уделяется взаимосвязям, их исследованию и усилению. Связи рассматриваются между:

- стадиями жизненного цикла объекта управления;

- отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

- уровнями управления по вертикали;

- субъектами управления по горизонтали.

Этот подход дает возможность углублять сотрудничество субъектов управления, усиливать взаимозависимость отдельных компонент системы управления.

Маркетинговый подход. Он предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Основной идеей подхода является логическое продолжение мысли о приспосабливаемости организации к внешней среде, к потребителю. Конкретная практическая реализация маркетингового подхода состоит в проведении подробных рыночных исследований, выборе на их основе целевых рынков и обеспечении на этих рынках сбыта продукции или услуг более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Нормативный подход. Сущность его заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по всем важнейшим элементам организации:

- целевой подсистеме (показатели качества и ресурсоемкости, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства);

- функциональной подсистеме (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля);

- обеспечивающей подсистеме (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для работы и выполнения стоящих перед ними задач).

Нормативный подход в современном менеджменте служит основой для оптимизации процессов управления в больших организациях и в сочетании с другими подходами позволяет решать самые сложные управленческие задачи.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.