Классификация методов оценки инновационного потенциала предприятия

В [6] предложена классификация методов оценки инновационного потенциала предприятия с учетом их особенностей. Она даст возможность выбрать метод оценки в зависимости от информационной базы, цели и интересов всех потребителей результатов оценки. Классификация приводится в табл.2.

Таблица 2.

Классификация методов оценки инновационного потенциала предприятия

 

Метод оценки ИП Особенности метода

 

Оценка инновационной активности предприятия

 

Оценка показателей инновационной активности Для выбора стратегии и принятия решения о возможности внедрить новшество задаются критериальные значения показателей. Достоинства – учитываются особенности предприятия Недостатки – необходим большой объем информации для качественной оценки  

Оценка по компонентам инновационного потенциала

 

- балльная оценка Оцениваются отдельные блоки сфер деятельности предприятия и компоненты этих блоков путем экспертной оценки (простановки баллов) Достоинства: - можно проводить оценку при минимальном объеме информации, информация может быть представлена как количественно, так и качественно. Недостатки: - большое влияние оказывает субъективизм экспертной оценки
- балльная оценка по относительным показателям Каждому значению относительного показателя присваивается балльная оценка. Достоинства: - выявление особенностей предприятия, «узких» мест при реализации инновации; - подготовка рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия и по механизмам ее реализации, которая позволит укрепить позиции на рынке; - создание и развитие информационных потоков для принятия эффективных управленческих решений. Недостатки: - необходим большой объем информации для качественной оценки

 

Приведенные методы оценки инновационного потенциала предприятия и их классификация позволяют выбрать метод исходя из имеющихся целей и информации о предприятии. Данные подходы представляют интерес с точки зрения информационно-аналитической поддержки инновационной деятельности. Важно также определить интересы участников использования информации об имеющемся инновационном потенциале предприятия, т.к. проводимая различными методами оценка позволяет рассматривать различные сферы деятельности предприятия, его возможности и «узкие» места.

Как видно из приведенных методов оценки инновационного потенциала на существующем предприятии, методика оценки совпадает со схемой, приведенной на рисунке 2. Также можно определить, что ключевыми показателями оценки ИП являются показатели, приведенные на рисунке 1 (корпоративный путь).

Задания на семинарское занятие

Задание 1.

Используя исходные данные (табл. 3), оценить инновационный потенциал предприятия, входящего в корпорацию. По полученным оценкам представить графическую информацию и дать рекомендации предприятию по полученным данным.

 

Таблица 3

Исходные данные

 

Наименование параметра Обозначение параметра Значение параметра
Количество  работников  предприятия,  обладающих степенями и званиями в отчетном периоде, чел. Чуч.ст.и.зван. 4
Количество работников предприятия, занятых НИОКР в отчетном периоде, чел. ЧНИОКР 19
Количество руководителей и специалистов предприятия ,имеющих высшее образование, чел. РОБР 522
Общее количество  руководителей  и  специалистов предприятия в отчетном периоде, чел. предприятии PОБЩ 702
Количество  работников,  прошедших  обучение  или повышение квалификации в ответном периоде, чел. Чобуч       592
Затраты на обучение и подготовку персонала в отчетном периоде, тыс.руб. ЗОБУЧ 2847,405
Общие затраты на технологические инновации в отчетном периоде тыс.руб. ЗТЕХН.ИННОВ. 516638,405
Собственный капитал предприятия тыс.руб. Ксобств 1735626
Общая сумма капитала (активов) предприятия  тыс. руб. КОБЩ 18447391
Общий объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг за отчетный период, тыс. руб. ПОБЩ 5275736
Затраты на исследования и разработки в отчетном периоде, тыс. руб. ЗНИОКР 111000
Основные средства, млн. руб. ОС 974,970
Стоимость вновь введенных основных производственных фондов(ОПФ) в отчетном периоде, тыс. руб. ОПФН 179769
Среднегодовая стоимость ОПФ за отчетный период, тыс. руб. ОПФСР 1214948
Объем отгруженной инновационной продукции за отчетный период, тыс. руб. ПИННОВ 33553681
Затраты на приобретение машин и оборудования в отчетном периоде, тыс. руб. ЗМАШ.И.ОБОРУД. 194200
Затраты на приобретение технологий в отчетном периоде, тыс. руб. ЗТЕХНОЛ 66221

 

Задание 2.

Используя информацию о компаниях рейтинга «ТехУспех» (приложения 1 и 2), выявить предприятия-лидеры в различных группах и отраслях. Например, в группе 1 (крупные) по отраслям, по регионам и пр. По ссылке http://www.ratingtechup.ru/images/catalog2016.pdf. Найти данные этих компаний и сформировать отчет в виде диаграмм и пояснений к ним.

 

Домашнее задание.

Студенты могут выбрать вариант задания.

1 вариант.

1.1 Студент индивидуально проводит оценку инновационного потенциала предприятия. При этом можно взять для рассмотрения данные любого предприятия, например, базы ВКРБ студента.

Для выбранного предприятия необходимо использовать несколько методов оценки инновационного потенциала, дополнив их информацией, учитывающей особенности предприятия. По данным проведенной оценки необходимо сделать выводы, дать рекомендации предприятию о его готовности к инновационной деятельности.

Данную работу можно использовать как часть ВКРБ студента, если это предусмотрено содержанием ВКР.

1.2 Студент может выбрать для оценки идею будущего стартапа. Провести как качественную, так и количественную оценку соответствия идеи потребностям рынка, требованиям инвестора. Эти данные также можно использовать для ВКРБ.

 

2 вариант.

Студенты оценивают статистические данные о проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП). Информация находится в открытом доступе сайта http://fcpir.ru/. Данные использовать из раздела «Проекты» http://fcpir.ru/participation_in_program/contracts/ [8]. Для анализа берется репрезентативная выборка – 100 проектов, исполняемых на данный момент времени. Оценивается инновационная активность предприятий, реализующих проекты. Показатели оценки согласуются с преподавателем, ведущим практические занятия. В качестве показателей могут быть количество проектов, выполняемых вузами, предприятиями, затраты на проекты, тематика проектов и пр. Студенты объединяются в полгруппы по 2-3 человека. В результате студентами формируется отчет в виде таблиц, диаграмм, графиков, комментариев. Объем отчета не более 3-5 страниц.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 40.