Методика оценки инновационного потенциала идеи стартапа

- Соответствие потребностям рынка – необходимо оценить потребности рынка, для которого инновация будет реализована, возможный спрос, конкурентов и пр. При этом важно понять, насколько рынок готов к использованию инновации, является ли инновация носителем старых, известных технологий или технологии еще только зарождаются. При этом обязательно надо рассмотреть вопрос о возможности технологий развиваться, остаться на рынке или «уйти в прошлое». Этот фактор является ключевым с точки зрения «жизнеспособности» идеи, чтобы не получилось, что инновация, не успев достигнуть уровня создания опытной партии, уже устарела. В связи с этим инноваторам целесообразно обращать внимания на рынки Национальной технологической инициативы [10], которые в настоящее время только зарождаются, но в будущем прогнозируется их развитие.

- Патентоспособность -  важнейшая составляющая успешного продвижения идеи. В настоящее время патентные исследования необходимо проводить параллельно с разработкой инновации, а то и раньше, прежде чем проводить затратные НИОКР. Поэтому компетенция инженера-патентоведа очень важна для проектной команды.

- Соответствие интересам инвестора - необходимо знать и прорабатывать идею инновации с точки зрения требований инвестора. Этот фактор определяет форму и содержание представления идеи. Важно не просто разбираться в технической стороне инновации, но и рассказывать о ней на языке потребителя, инвестора, зная их интересы. К сожалению, очень частой ошибкой инноваторов бывает представление идеи только с технической точки зрения, на языке, понятном только разработчику-специалисту в той или иной области техники и технологий. И зачастую идеи, имеющие огромный потенциал, не получают должной поддержки и продвижения только потому, что в процессе их презентации не были, например, определены показатели экономической эффективности проекта, не была представлена целевая аудитория и пр. Поэтому инноваторам крайне важно соблюдать требования инвесторов к представлению проекта.

- Наличие и компетентность проектной команды -  важный фактор, определяющий успешность продвижения идеи проекта. Наличие специалистов, знающих и умеющих решать как технические, так и организационно-экономические и юридические вопросы в процессе проектирования, а также умение работать в команде является залогом результативности инновации. Поэтому важным моментом при работе над проектом является формирование команды, ее потенциал и компетентность.

Оценка инновационного потенциала идеи стартапа может проводится как количественно, так и качественно, с использованием экспертных оценок. Результатом такой оценки будет показатель, характеризующий способность идеи коммерциализироваться (рис.2).

Оценка инновационного потенциала существующего предприятия

Критерии оценки

Цель оценки на уровне предприятия определить возможность реализации инновации с использованием имеющихся у предприятия ресурсов. Можно определить инновационный потенциал как совокупность различных видов ресурсов предприятия, включая материальные, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [2].

Определяющим при оценке совокупности ресурсов предприятия является информационная база оценки. Можно выделить два источника информации – бухгалтерскую отчетность и данные управленческого и статистического учета предприятия.

Особенности бухгалтерской отчетности заключаются в том, что данные предоставляются за прошлый период и только в финансовом выражении (в рублях). По этим данным оценивается только финансовая устойчивость предприятия на дату составления баланса.

Для оценки инновационного потенциала предприятия целесообразно использовать информацию управленческого и статистического учета, которая содержит как стоимостные, так и натуральные измерители, информация носит как исторический, так и прогнозный характер.

Оцениваются различные сферы деятельности предприятия, такие как

- кадры;

- производство;

- НИОКР;

- рыночные позиции предприятия;

- реализуемость проектов и т.п.

Оценка может быть двух видов:

– оценка инновационной активности предприятия;

– экспертная оценка по компонентам инновационного потенциала.

Для каждого вида характерна установка системы показателей, балльной оценки, критических значений показателей или критериальное значение доли показателя, их веса.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 44.