Национальный рейтинг «ТехУспех»

Впервые национальный рейтинг «ТехУспех» был организован РВК в партнерстве с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) в 2012 году при поддержке Роснано и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В 2013 году к формированию рейтинга в качестве партнера проекта присоединилась компания PwC.

За годы своего существования рейтинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент поиска, мониторинга и продвижения перспективных быстрорастущих средних технологических компаний, которые обладают высоким потенциалом лидерства как на российском, так и на глобальном рынке [7].  Текущая методология проведения рейтинга разработана PwC в 2013 году и модифицирована в 2014 - 2016 годы.

 В настоящее время критериями отбора предприятий в национальный рейтинг «ТехУспех» являются [7, с. 39]:

-  средний бизнес - величина выручки: от 120 млн до 30 млрд руб.

-  быстроразвивающийся бизнес - среднегодовой темп роста выручки: не менее 15–20% за последние пять лет.

-  технологический бизнес - за последние три года доля средних затрат на НИОКР - не менее 5%, на технологические инновации - не менее 10%, доля новой или существенно улучшенной продукции -  не менее 20–30% от общей выручки.

Показателями, оцениваемыми в рейтинге, являются [7]:

Выручка за год

Доля расходов на НИОКР в выручке

Доля расходов на технологические инновации в выручке

Выручка на одного сотрудника

Количество сотрудников

Доля новой продукции в выручке

Медиана среднегодовых темпов роста выручки за 5 лет

Средняя доля экспорта в выручке.

В качестве результирующих составляющих рейтинга «ТехУспех» являются:

- рейтинг по выручке;

- рейтинг по темпам роста выручки;

- рейтинг по инновационности.

Методика оценки результатов рейтинга предполагает, что предприятия, обладающие лучшими результатами, имеют меньший балл в рейтинге (т.е. чем ниже суммарный балл, тем лучше).

Результаты рейтинга «ТехУспех – 2016» приведены в приложениях 1 и 2. В качестве обобщающих факторов, определяющих успешность компаний «ТехУспеха» можно определить следующие [7]:

Компании «ТехУспеха» продолжают быстрый рост.

 Компании ведут активную инновационную деятельность, что является основой их развития. Инновационная деятельность в данном сегменте поставлена на регулярную основу: большая часть компаний ежегодно выводит на рынок более чем один новый продукт. В большинстве случаев исследования и разработки проводятся за счет собственных средств, а для этих целей создается специальная команда сотрудников или отдельное подразделение.

Среди наиболее предпочтительных направлений инновационного развития для компании являются технологии: цифровое проектирование и моделирование, аддитивные технологии, робототехнику, интернет вещей, материалы с заданными свойствами.

Основным источником развития компаний «ТехУспеха» продолжают оставаться собственные средства.

Подавляющее большинство компаний являются участниками внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем средняя величина продаж за рубежом в общем объеме выручки экспортеров находится на не слишком высоком уровне и составляет чуть более 10%. Однако растет удельный вес экспортеров, работающих в развитых и развивающихся странах.

Чаще всего в качестве наиболее важных ресурсов, которые могут понадобиться для завоевания мирового рынка, руководители называют получение заказов от крупной зарубежной или российской компании, привлечение квалифицированных технических специалистов, госзаказ на НИОКР и получение зарубежных сертификатов на продукцию.

Итоги рейтинга «ТехУспех» можно использовать в качестве информационной базы для анализа рынка, конкурентов, выявления компаний-лидеров. При этом основой методики данного рейтинга является система показателей инновационной деятельности (корпоративный путь), приведенная на рис. 1.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 45.