Ганина Г.Э.,  Клементьева С.В
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ганина Г.Э.,  Клементьева С.В.

 

 

Методические указания

к выполнению домашнего задания по курсу «Управление инновационной деятельностью» для бакалавров, обучающихся по направлению «Инноватика»

Под общей редакцией профессора С.Г. Фалько

 

 

Москва

(С) 2017 МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА


УДК 338.33

ББК 65.301

Рецензент:

Рецензент:


Ганина Г.Э., Клементьева С.В.

Методические указания к выполнению домашнего задания по курсу «Управление инновационной деятельностью» для бакалавров, обучающихся по направлению «Инноватика» / под общ. ред. проф. С.Г. Фалько. Электронное учебное издание. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. 43с.

Приведены теоретические аспекты оценки инновационного потенциала. Изложена последовательность выполнения домашнего задания студентами бакалавриата. Рассмотрена тематика домашнего задания, изложены требования к содержанию работы.

Для студентов факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета « Инженерный бизнес и менеджмент » МГТУ им. Н.Э. Баумана

Учебное издание

Ганина Галина Эдуардовна

Клементьева Светлана Вячеславовна

 

Методические указания к выполнению домашнего задания по курсу «Управление инновационной деятельностью»для бакалавров, обучающихся по направлению «Инноватика»

 

© 2017 МГТУ им. Н.Э. Баумана


Содержание

 

Предисловие…………………………………………………………….………..3

 

1. Понятия и определения………………………………………………………..3

 

2. Уровни оценки инновационного потенциала………………………………..4

 

3. Оценка инновационного потенциала на макроуровне………………………5

 

3.1. Система показателей инновационной деятельности………………………5

 

3.2. Виды оценки инновационного потенциала на макроуровне………………7

 

3.3. Оценка инновационных проектов ……………………………………………8

 

3.3.1. Оценка инновационных проектов зрелых инновационных компаний…..8

 

3.3.2. Оценка инновационных проектов предпринимателей-инноваторов…….8

 

3.4. Оценка предприятий …………………………………………………………..9

 

3.4.1. Национальный рейтинг «ТехУспех»……………………………………….10

 

4. Оценка инновационного потенциала на микроуровне………………………...11

 

4.1. Виды оценки инновационного потенциала на микроуровне………………..11

 

4.2 Оценка идеи стартапа…………………………………………………………..12

 

4.2.1. Методика оценки инновационного потенциала идеи стартапа………….13

 

4.3. Оценка инновационного потенциала существующего предприятия……….14

 

4.3.1. Критерии оценки……………………………………………………………...14

 

4.3.2. Методы оценки инновационного потенциала предприятия………………..15

 

4.3.3. Классификация методов оценки инновационного потенциала предприятия..22

 

Список использованных источников…………………….…………………………26

 

Приложения…………………………………………………………………………27

ПРЕДИСЛОВИЕ

В задачи управления инновационной деятельности входит оценка готовности реализовать нововведение при имеющемся объеме информации об инновации и предприятии, ее реализующей. Такая оценка может производится как на уровне государства, так и на уровне предприятия или проектной команды, имеющей идею для создания будущего стартапа. Оценка готовности реализовать инновацию сводится по своей сути к оценке имеющихся у инноваторов ресурсов, т.е. инновационного потенциала. Для каждого уровня оценки характерны свои подходы. Так, например, для оценки инновационного потенциала на уровне государства характерны стандартные методики, применимые к любому предприятию, проекту. Для оценки инновационного потенциала на уровне предприятия возможен выбор методов оценки, учитывающих особенности компании. При этом важно качество информации и ее сущность, т.е. какие именно данные содержаться в источнике информации. Например, данные, содержащиеся в бухгалтерской отчетности предприятия, имеют очень малый «срок годности» ввиду того, что они справедливы только на час составления баланса и др. форм. Поэтому для оценки инновационного потенциала предприятия необходимо использовать как статистику предприятия, так и управленческую информацию, а критериями оценки будут такие ресурсы как персонал, наличие производственных мощностей, результативность НИОКР. 

1. Понятия и определения

Инновация – новшество в областях техники, технологии, организации труда и управления процессами, реализуемыми на предприятиях, основанные на использовании достижений науки, техники и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях деятельности.

Оценка предприятий

Целями оценки предприятий на макроуровне является, прежде всего, выявление лидеров в различных сферах деятельности. Известны, например, различные рейтинги вузов, рейтинги компаний, занятых в различных отраслях и пр. При этом ключевую роль в рейтингах играет инновационная составляющая, т.е. инновационный потенциал предприятий.

Представляет интерес рейтинг российских промышленных предприятий с целью выявления компаний, имеющих быстрый рост и способность инновационного развития. Потенциальные лидеры должны в перспективе сыграть ключевую роль в развитии и модернизации российских технологических отраслей. Ключевым рейтингом российских быстрорастущих технологических компаний является рейтинг «ТехУспех» [7].

Оценка идеи стартапа

Выбор методики оценки идеи стартапа зависит, прежде всего, от целей предпринимателей-инноваторов, от уровня компетенций проектной команды и степени проработанности идеи. В качестве определяющего содержания методики оценки прежде всего могут служить требования, предъявляемые к представлению проектов на различные конкурсы с целью продвижения идеи. Такие требования обычно публикуются в открытом доступе на сайтах венчурных фондов, акселераторов и пр. Поэтому если у предпринимателей стоит цель продвинуть свой проект на какой-либо конкурс в поисках инвестора, целесообразно еще в процессе проработки идеи обратиться к материалам сайтов, чтобы своевременно и в должном объеме собрать информацию по проекту.

На рисунке 2 представлены структурные составляющие инновационного потенциала идеи стартапа. Эти компоненты обобщенно определяют содержание методики оценки идеи в процессе формирования и проработки инновации.

 

Критерии оценки

Цель оценки на уровне предприятия определить возможность реализации инновации с использованием имеющихся у предприятия ресурсов. Можно определить инновационный потенциал как совокупность различных видов ресурсов предприятия, включая материальные, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [2].

Определяющим при оценке совокупности ресурсов предприятия является информационная база оценки. Можно выделить два источника информации – бухгалтерскую отчетность и данные управленческого и статистического учета предприятия.

Особенности бухгалтерской отчетности заключаются в том, что данные предоставляются за прошлый период и только в финансовом выражении (в рублях). По этим данным оценивается только финансовая устойчивость предприятия на дату составления баланса.

Для оценки инновационного потенциала предприятия целесообразно использовать информацию управленческого и статистического учета, которая содержит как стоимостные, так и натуральные измерители, информация носит как исторический, так и прогнозный характер.

Оцениваются различные сферы деятельности предприятия, такие как

- кадры;

- производство;

- НИОКР;

- рыночные позиции предприятия;

- реализуемость проектов и т.п.

Оценка может быть двух видов:

– оценка инновационной активности предприятия;

– экспертная оценка по компонентам инновационного потенциала.

Для каждого вида характерна установка системы показателей, балльной оценки, критических значений показателей или критериальное значение доли показателя, их веса.

 

Задания на семинарское занятие

Задание 1.

Используя исходные данные (табл. 3), оценить инновационный потенциал предприятия, входящего в корпорацию. По полученным оценкам представить графическую информацию и дать рекомендации предприятию по полученным данным.

 

Таблица 3

Исходные данные

 

Наименование параметра Обозначение параметра Значение параметра
Количество  работников  предприятия,  обладающих степенями и званиями в отчетном периоде, чел. Чуч.ст.и.зван. 4
Количество работников предприятия, занятых НИОКР в отчетном периоде, чел. ЧНИОКР 19
Количество руководителей и специалистов предприятия ,имеющих высшее образование, чел. РОБР 522
Общее количество  руководителей  и  специалистов предприятия в отчетном периоде, чел. предприятии PОБЩ 702
Количество  работников,  прошедших  обучение  или повышение квалификации в ответном периоде, чел. Чобуч       592
Затраты на обучение и подготовку персонала в отчетном периоде, тыс.руб. ЗОБУЧ 2847,405
Общие затраты на технологические инновации в отчетном периоде тыс.руб. ЗТЕХН.ИННОВ. 516638,405
Собственный капитал предприятия тыс.руб. Ксобств 1735626
Общая сумма капитала (активов) предприятия  тыс. руб. КОБЩ 18447391
Общий объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг за отчетный период, тыс. руб. ПОБЩ 5275736
Затраты на исследования и разработки в отчетном периоде, тыс. руб. ЗНИОКР 111000
Основные средства, млн. руб. ОС 974,970
Стоимость вновь введенных основных производственных фондов(ОПФ) в отчетном периоде, тыс. руб. ОПФН 179769
Среднегодовая стоимость ОПФ за отчетный период, тыс. руб. ОПФСР 1214948
Объем отгруженной инновационной продукции за отчетный период, тыс. руб. ПИННОВ 33553681
Затраты на приобретение машин и оборудования в отчетном периоде, тыс. руб. ЗМАШ.И.ОБОРУД. 194200
Затраты на приобретение технологий в отчетном периоде, тыс. руб. ЗТЕХНОЛ 66221

 

Задание 2.

Используя информацию о компаниях рейтинга «ТехУспех» (приложения 1 и 2), выявить предприятия-лидеры в различных группах и отраслях. Например, в группе 1 (крупные) по отраслям, по регионам и пр. По ссылке http://www.ratingtechup.ru/images/catalog2016.pdf. Найти данные этих компаний и сформировать отчет в виде диаграмм и пояснений к ним.

 

Домашнее задание.

Студенты могут выбрать вариант задания.

1 вариант.

1.1 Студент индивидуально проводит оценку инновационного потенциала предприятия. При этом можно взять для рассмотрения данные любого предприятия, например, базы ВКРБ студента.

Для выбранного предприятия необходимо использовать несколько методов оценки инновационного потенциала, дополнив их информацией, учитывающей особенности предприятия. По данным проведенной оценки необходимо сделать выводы, дать рекомендации предприятию о его готовности к инновационной деятельности.

Данную работу можно использовать как часть ВКРБ студента, если это предусмотрено содержанием ВКР.

1.2 Студент может выбрать для оценки идею будущего стартапа. Провести как качественную, так и количественную оценку соответствия идеи потребностям рынка, требованиям инвестора. Эти данные также можно использовать для ВКРБ.

 

2 вариант.

Студенты оценивают статистические данные о проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП). Информация находится в открытом доступе сайта http://fcpir.ru/. Данные использовать из раздела «Проекты» http://fcpir.ru/participation_in_program/contracts/ [8]. Для анализа берется репрезентативная выборка – 100 проектов, исполняемых на данный момент времени. Оценивается инновационная активность предприятий, реализующих проекты. Показатели оценки согласуются с преподавателем, ведущим практические занятия. В качестве показателей могут быть количество проектов, выполняемых вузами, предприятиями, затраты на проекты, тематика проектов и пр. Студенты объединяются в полгруппы по 2-3 человека. В результате студентами формируется отчет в виде таблиц, диаграмм, графиков, комментариев. Объем отчета не более 3-5 страниц.

 

Приложения

Приложение 1.

Рейтинг «Техуспех» - 2016 [7]

 

Предприятие, регион, отрасль Рейтинг по выручке Рейтинг по темпам роста выручки Рейтинг по инновационности Итоговый балл (сумма 3-х рейтингов)

Ганина Г.Э.,  Клементьева С.В.

 

 

Методические указания

к выполнению домашнего задания по курсу «Управление инновационной деятельностью» для бакалавров, обучающихся по направлению «Инноватика»

Дата: 2018-12-28, просмотров: 413.