Методы оценки инновационного потенциала предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Оценка инновационной активности предприятия

Данная оценка проводится с целью определить инновационные возможности предприятия реализовывать инновации и выбрать стратегию инновационной деятельности. Оценка проводится по ряду показателей инновационной активности. Для выбора стратегии и принятия решения о возможности внедрить новшество задаются критериальные значения показателей. Один из примеров показателей инновационной активности предприятия и оценки по их значениям приведен в работе [4].

Показатели инновационной активности предприятия [4]:

1) Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью

Кис = Кнма / Квн, где

Кнма – нематериальные активы,

Квн – внеоборотные активы.

 

Если Кис > 0,1 – стратегия лидера

    Кис ≤ 0,1 – стратегия последователя.

 

2) Коэффициент персонала, занятого НИР и ОКР

Кпр = Пн / Чр, где

Пн – численность персонала, занятого в НИОКР,

Чр – среднесписочная численность работников.

 

Если Кис > 0,2 – стратегия лидера

    Кис ≤ 0,2 – стратегия последователя.

 

3) Коэффициент имущества, занятого в НИОКР

Кни = Ооп / Опн, где

Ооп – стоимость оборудования опытно-приборного назначения,

Опн – стоимость оборудования производственного назначения.

 

Если Кис > 0,3 – стратегия лидера

    Кис ≤ 0,3 – стратегия последователя.

 

4) Коэффициент освоения новой техники

Кот = ОСвн / ОСср, где

ОСвн – стоимость вновь введенных основных средств,

ОСср – среднегодовая стоимость основных средств.

 

Если Кис > 0,4 – стратегия лидера

    Кис ≤ 0,4 – стратегия последователя.

 

5) Коэффициент освоения новой продукции

Коп = ВРнп / ВРоб, где

ВРнп – выручка от реализации новой продукции,

ВРоб – общая выручка.

 

Если Кис > 0,5 – стратегия лидера

    Кис ≤ 0,5 – стратегия последователя.

 

6) Коэффициент инновационного роста

Кир = Иис / Иоб, где

Иис – стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов,

Иоб – стоимость прочих инвестиционных проектов.

 

Если Кис > 0,6 – стратегия лидера

    Кис ≤ 0,6 – стратегия последователя.

 

Оценка инновационной активности позволяет определить готовность предприятия реализовывать инновации, выбрать стратегию инновационной деятельности.

 

Экспертная оценка по компонентам инновационного потенциала

Экспертная оценка по компонентам инновационного потенциала в свою очередь делится на две категории:

– балльная оценка;

– балльная оценка по относительным показателям.

Балльная оценка инновационного потенциала

 

Проводится экспертная оценка компонентов ИП по выбранной шкале. Достоинства балльной оценки - можно оценивать качественную информацию по предприятию, выраженную вербально (рост, снижение и т.п.), т.е. проводить оценку при минимуме информации. Недостатки – субъективность экспертной оценки.

 

Рассмотрим пример оценки [6].

Экспертам предлагается оценить по 5-балльной шкале компоненты инновационного потенциала предприятия. В качестве компонентов рассматриваются различные блоки и их компоненты (табл.1).

 

Шкала оценки:

5 – очень хорошее состояние, полностью удовлетворяющее поставленной инновационной цели, характеризуется как очень сильная сторона инновационного потенциала;

4 – хорошее состояние, удовлетворяющее нормальной модели, не требует изменения – сильная сторона;

3 – среднее состояние, требует ограниченных изменений, чтобы довести до требования нормативной модели;

2 – плохое состояние, требует серьезных изменений, классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;

1 – очень плохое состояние, требует радикальных преобразований, очень слабая сторона.

 

Таблица 1.

Экспертная оценка инновационного потенциала по компонентам

 

 

1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

(компоненты функционального блока - стадии жизненного цикла изделий)

2.1.

НИОКР, опытно-экспериментальные и испытательные работы

1 2

3

4 5

2.2.

Производство: основное и вспомогательное

1 2

3

4 5

2.3.

Маркетинг и сбыт (продажи)

1 2

3

4 5

Дата: 2018-12-28, просмотров: 460.