Методика организации и проведения физкультминуток и физкультпауз
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физи­ческой подготовленности детей. Для детей средней группы вклю­чают 2—3 упражнения, для старшей и подготовительной к школе групп — 3—4. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом а также с выходом из-за стола.

На занятиях рисованием и лепкой детям даются движения для кисти, пальцев (потряхивания, вращение, сгибание, разгибание и др.), наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево, повороты туловища вправо и влево и др.

На занятиях по математике и развитию речи даются комби­нированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в орга­низме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо обще-развивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой.

Заканчивается физкультминутка ходьбой в медленном темпе, при­водящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия.

Упражнения подбираются хорошо знакомые детям и повторя­ются для детей средней группы 3—4 раза, для старшего воз­раста —.5—6 раз.

Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей.

Физкультпауза – это кратковременный отдых в перерыве между занятиями. Физические упражнения проводятся и в перерывах между занятиями с целью активного отдыха. Для этого подбираются хо­рошо знакомые детям общеразвивающие упражнения без предме­тов и с предметами, попадание в цель, набрасывание колец и др. спокойные игры. Порядок выполнения общеразвивающих упражнений такой же, как на утренней гимнастике: вначале идут упражнения для рук и плечевого пояса, потом — для мышц туловища и ног. После этого дается бег в чередовании с ходьбой. Упражнения выполняются 5—6 мин под руководством воспи­тателя или самостоятельно. Но и в последнем случае воспитатель может подсказывать детям, какими упражнениями целесообразнее им заниматься.

Формы проведения динамических пауз

Оздоровительно-гигиенические.

Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить пле­чи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать» ножками.

      На занятиях необходимо проводить и зарядку для глаз. Не по­ворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить глазами за движением руки воспитателя. А можно просто, закрыв глаза, немножко «подремать». Можно использовать сенсорно-координаторные тренажеры В.Ф. Базарного для проведения гимнастики для глаз, а также комплекс гимнастики для глаз - своеобразную физкультуру для глаз. Этот комплекс  разработан профессором-оф­тальмологом Э. С. Аветисовым, кандидатом медицинских наук.

Танцевальные.

Они особенно любимы детьми, так как всегда выполняются под веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет, при этом желающие могут петь.

Ритмические.

Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Данный дикторский текст звучит в сопровождении ритмичной музыки, которая создает у детей приподнятое настроение..

Физкультурно-спортивные.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каж­дое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте и т. д.

Двигательно-речевые

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют раз­личные движения, как бы инсценируя их, например:

Подражательные.

Успех этих физкультминуток целиком зависит от фантазии и творчества учителя. Читая с детьми «Азбуку» или рассматривая картинки с машинами и паровозиками, можно имитировать их дви­жения и звуки или работу шофера, когда он сидит за рулем. Не менее охотно дети подражают движениям лягушат, обезьянок, кузнечиков.

В форме подвижных игр

Используя такую форму проведения физкультминуток, следует подбирать подвижные игры, которые связаны с содержанием занятия, следует включать в физкультминутки подвижные игры с оздоровительной направленностью, которые можно найти в пособии В. Страковской «300 подвижных игр для оздоровления», М. Галанова «Игры, которые лечат». Современные федеральные государственные требования нацеливают педагогов современного ДОУ на развитие креативности у детей. 

Релаксационные

Это форма проведения физкультминуток предполагает использование релаксационных упражнений, направленных на снятие мышечного напряжения, эмоциональных зажимов, на расслабление.

Физкультурные досуги.

Основным назначением физкультурных досугов является орга­низация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического вос­питания.

Досуги проводятся 1—2 раза в месяц со второй младшей группы. Длительностью 15 - 20 мин. во второй младшей группе, 15— 25 мин. в средней группе, 25—35 мин в старшей и подготовительной группах.

Для досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловко­сти, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности. Дети выполняют задания: пройти по скамейке, не разлив воду в чашке; с завязанными глазами найти погремушку, подвешенную на лен­точке, и др.

В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттрак­ционы, эстафеты. Интересны для детей дидактические игры с раз­резными картинками, на которых изображены физические упраж­нения. Дети должны добежать до стола, найти вторую часть картинки, выполнить упражнение, которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связано с физическим воспитанием.

Вечер может начаться с загадок, ходьбы, общеразвивающих упражнений. Затем проводится 1—2 игры большой

после этого — 2—3 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой.

Дозировка физической нагрузки с возрастом увеличивается. Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.

Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении.

Программа физкультурного досуга в младших и средних груп­пах строится на простейших играх типа: «Кто скорей принесет иг­рушки, выполнит веселые игровые действия» и т.п.

В старших группах ребенок индивидуально и коллективно (ко­мандами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включают­ся интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.

Главной задачей педагога при проведении физкультурного до­суга является: создание бодрого, радостного настроения, стиму­лирование активности каждого ребенка с учетом его индивиду­альных возможностей, дифференцированный подход к оценке ре­зультатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

При проведении этого досуга ребенок выполняет различные дви­гательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность исполь­зования двигательных умений и навыков обеспечивает выразитель­ность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагруз­ки — лучший способ формирования раскованности и красоты дви­жений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.

 

28. Физкультурный праздник является особым, радостным событи­ем в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

Динамика двигательного содержания физкультурного праздни­ка, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка радостное, приподнятое на­строение.

В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические уп­ражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобре­тенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкуль­турных занятиях. Они доставляют ребенку радость и удоволь­ствие.

Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль в празднике играет музыка, созда­ющая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное на­строение.

Праздник состоит из трех частей. Первая часть праздника, как правило, проходит в форме физкультурного парада, который на­чинается общим шествием детей, разделенных на отдельные ко­манды, идущие со своими значками, вымпелами, эмблемами. Дви­жения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высо­кий эмоциональный подъем. После физкультурного парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в соревнованиях в беге, метании, прыжках и т.д.; иг­рах-эстафетах, играх с элементами соревнования, спортивных иг­рах. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы. Эта часть праздника проводится с учетом времени для каждой возраст­ной группы и всех участников.

Во второй части праздника могут быть организованы куколь­ный театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные про­гулки и т. д. В этой части обязательно вводятся разнообразные сюр­призные моменты: появление смазочных героев, фокусника, танцо­ров и т.д.

В заключение праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь.

Интересно и увлекательно проходят зимние физкультурные праздники. Их содержание отражает время года и включает в себя катание на санках, коньках, лыжах, а также спортивные игры (хоккей), различные подвижные игры, массовые несложные пляс­ки и сюрпризные моменты. На зимнем празднике песни и стихи ребенок не исполняет. Сюрпризные моменты — источник радо­сти детей.

На праздниках используются красочные атрибуты и оформле­ние, музыкальное сопровождение, что делает его привлекатель­ным и интересным.

В подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический коллектив: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культу­ре, воспитатели.

По мере возможности ребенок участвует в подготовке празд­ничного оформления. В рамках подготовки к празднику с ним про­водятся экскурсии на стадион, беседы, рассматриваются иллюст­рации, разучиваются стихи.

В день проведения праздника взрослые стараются не нарушать режим дня, избегать излишней нервозности. Обстановка праздни­ка должна доставлять радость ребенку. Длительность праздника не превышает 45 мин —1ч.

Другим видом активного отдыха детей является физкультурный досуг.

Физкультурные праздники.

В программу каждого праздника включаются физические уп­ражнения, пляски, танцы. Они вызывают положительные эмоции, создают праздничное настроение. Подготовка ведется на физкуль­турных, музыкальных и других занятиях в соответствии с «Про­граммой воспитания в детском саду». Движения, включенные в программу праздника, должны быть хорошо знакомы детям и про­водиться так, чтобы было интересно и зрителям, и исполнителям. Общеразвивающие упражнения выполняются с красиво оформ­ленными пособиями: палками, обручами, цветами, веточками. Подвижные игры подбираются с элементами соревнования («Кто первый пролезет в обруч», «Кто скорее добежит до флажка»). Большим успехом пользуются игры-аттракционы «Не разлей во­ду», «Накорми кролика».

Подвижные игры должны соответствовать содержанию празд­ника. В День Земли рекомендуется проводить народные игры с весенним сюжетом, игры с пением («Иван, Иван», «Еще вейся, плетень» и др.); на Новый год — игры с зимним сюжетом, в которых уча­ствуют лесные звери (медведь, лиса, зайчики), Дед Мороз и Снегурочка, а также игры в снежки.

В программе праздника должно быть предусмотрено чередо­вание движений с отдыхом: исполнив упражнение или танец, пляску, дети наблюдают за выступлениями своих товарищей.

Одежда для праздника должна быть не только нарядной и удобной, но и отвечающей гигиеническим требованиям. Детям, выполняющим физические упражнения, лучше всего надеть оди­наковую физкультурную форму. Дети участвуют в подготовке костюмов, пособий и атрибутов, а также в украшении помещения и участка.

Ведущий и его помощники организуют и направляют деятель­ность детей на празднике и создают условия для хорошего наст­роения. Этому способствуют также музыкальное сопровождение и красочное оформление помещения.

В течение года 2—3 раза проводятся физкультурные праздни­ки, содержанием которых являются одни упражнения.

Физкультурный праздник начинается торжественным входом в помещение или выходом на площадку. Дети выполняют строевые и общеразвивающие упражнения (с предметами и без них),

основные движения, участвуют в подвижных играх; играх-эстафе­тах, спортивных играх, сюрпризных моментах, танцуют, пляшут. В конце праздника подводятся итоги и награждаются победители.

Зимой праздник организуется на катке с играми на коньках; на лыжне, проложенной вокруг елки; на снежной горке, где вы­полняются различные задания для проверки ловкости (съезжая с горы, снять ленту, подвешенную на высоте вытянутой руки: по­пасть в цель снежком, проезжая мимо нее на санках).Летом праздник проводится на физкультурной площадке или лесной поляне, на берегу реки, водоема.     Физкультурный праздник может быть проведен в бассейне (День Нептуна)

В празднике могут участвовать одна или несколько одновозрастных групп, а также дети разных возрастов. Чтобы они не переутомлялись, нужно дозировать упражнения и танцы (с уче­том особенностей каждого возраста) и не превышать установ­ленные нормы длительности праздника (не больше 50 минут или одного часа.

 

29. Детский туризм. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ И ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК

Экскурсии и прогулки за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач и включают в себя упражнения, которые можно проводить с ребенком 3—4 лет. Они содействуют укреплению здоровья, физическому, эстетическому, нравствен­ному, интеллектуальному развитию.

Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно, начиная с первой младшей группы, с учетом возрастных особенностей и воз­можностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, ин­дивидуальных показателей и рекомендаций врача.

К проведению прогулок воспитатель тщательно готовится, пла­нирует их в календарном плане. Наиболее благоприятным сезоном для проведения прогулок яв­ляется лето.

Воспитатель перед прогулками и экскурсиями тщательно изу­чает район, дорогу, по которой пройдет прогулка: в городе — парк, сквер, сад; на даче — ближайший лес, луг, поляну, реку, озеро и т.д. Определяется дальность маршрута и место отдыха.

Прогулки и экскурсии позволяют познакомить ребенка с об­щественными учреждениями, например дворцом детского творче­ства, оздоровительным лагерем, стадионом, физкультурными пло­щадками и т.д.

В 5—7 лет ребенок уже обладает довольно большим двигатель­ным опытом, самостоятельностью, организованностью, что по­зволяет проводить туристские прогулки.

Исследование, проведенное Н. И. Бочаровой по данной пробле­ме, раскрывает необходимость постоянных, а не эпизодических педагогических воздействий для достижения оздоровительно-вос­питательного эффекта. Она рекомендует систему работы по орга­низации круглогодичных туристских прогулок, которые предус­матривают планомерную их подготовку, регулярное проведение и подведение итогов. Овладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно во время этого неформального воспитатель­ного мероприятия. Туристские прогулки может проводить как специалист по фи­зической культуре, так и воспитатель. Наилучший результат до­стигается при усилии всех сотрудников дошкольного образователь­ного учреждения, особенно воспитателя и специалиста по физи­ческой культуре.

Методика организации туристских прогулок. Педагог заранее определяет маршрут похода, способы передви­жения. Маршрут должен быть с наименьшими переходами автомо­бильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатель заранее хорошо ознакомился. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познаватель­ными задачами. В зависимости от времени года и погодных условий воспитатель совместно с родителями обеспечивает ребенка одеж­дой. Это могут быть спортивные костюмы, штормовки на случай дождя, кеды или утепленные ботинки, удобные для передвиже­ния. Взрослые и дети готовят снаряжение: посуду, топорики, ро­гульки, аптечку с набором медикаментов, палатку или полиэти­леновую пленку.

Личное снаряжение ребенка включает: рюкзак, сухой паек, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук.

Перед выходом педагог напоминает детям общие правила пове­дения во время похода: всем детям необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблю­дать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнако­мые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остат­ки пищи и т.д.

Привалы на месте назначения могут быть от 30 мин до 2 ч. По возвращении подводится итог похода.

Работа по организации туристских прогулок на протяжении всего года входит в план воспитательно-образовательной работы с ре­бенком. Педагогические исследования показали целесообразность планирования работы по данному разделу в соответствии с цик­лическим принципом. Это позволяет установить тесную связь с различными видами деятельности ребенка, обеспечивает преем­ственность в содержании, формах и методах работы дошкольного образовательного учреждения и школы. В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы.

Каждый цикл — неразрывное единство трех взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.

Целью подготовительного этапа является создание психологи­ческой и двигательной готовности детей к новому виду деятельности.

По данным Н. И. Бочаровой, на этом этапе задается общая эмо­циональная направленность. Затем перед детьми ставится цель пред­стоящей деятельности, уточняются и расширяются знания ребен­ка, формируются необходимые навыки.

Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы или педагог читает им художественную литературу, показывает слайды и туристское снаряжение, что помогает формировать у де­тей яркие образные представления, активизирует их воображение и память, побуждает к поиску новых знаний и желанию овладеть туристскими умениями.

Важное место на подготовительном этапе отводится организа­ции сюжетно-ролевой игры, в которой ребенка ненавязчиво учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.

На этапе подготовки педагог организует практическую продук­тивную деятельность. Она связана с изготовлением эмблем, знач­ков для участников похода, подготовкой и оформлением группо­вого и личного снаряжения (ремонт палатки, подготовка колыш­ков для палатки и т.д.). Важную роль в этом играют развивающие игры и упражнения, подвижные игры, сюжетные физкультурные занятия и т.д.

При проведении туристских прогулок у ребенка значительно расширяется словарь по туристической тематике.

Для детей 5—6 лет вводится следующая лексика: слова-предметы: турист, палатка, котелок, спальный мешок, компас;

слова-определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыж­ный, водный туризм;

слова-действия: поход, привал, сбор, преодоление.

Для детей 6—7 лет:

слова-предметы: руководитель группы, штурман, маршрут, кар­та, снаряжение, бивак;

слова-определения: горный, конный, автомобильный туризм; слова-действия: страховать, ориентироваться, сигналить; словосочетания: туристский слет, полоса препятствий.

В формировании словаря ребенка огромную роль играет исполь­зование педагогом соответствующих понятий как во время предва­рительной работы, так и при проведении туристских прогулок.

Важная роль в подготовке к походам отводится предваритель­ной двигательной тренировке ребенка. В основном уделяется вни­мание индивидуальной физической подготовленности ребенка, а также специальным упражнениям для укрепления свода стопы, овладения техникой передвижения на велосипеде, лыжах и т.д.

Содержание туристских прогулок разнообразно. Они могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут про­ходить под девизом «Туризм — лучший отдых», «Туризм — путь к здоровью» и т.д.

Организуются туристские прогулки к местам боевой и трудовой славы, на животноводческую ферму, на сельскохозяйственные работы и т.д. Задачи таких походов — воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к памятникам, обелискам, раз­вить нравственно-патриотические чувства.

Туристские походы носят также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний де­тей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.

Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, на­стойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимо­помощь и взаимовыручку.

На протяжении похода педагог должен стремиться поддержи­вать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным усло­виям.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 787.