Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Для детей средней группы включают 2—3 упражнения, для старшей и подготовительной к школе групп — 3—4. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом а также с выходом из-за стола.
На занятиях рисованием и лепкой детям даются движения для кисти, пальцев (потряхивания, вращение, сгибание, разгибание и др.), наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево, повороты туловища вправо и влево и др.
На занятиях по математике и развитию речи даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо обще-развивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой.
Заканчивается физкультминутка ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия.
Упражнения подбираются хорошо знакомые детям и повторяются для детей средней группы 3—4 раза, для старшего возраста —.5—6 раз.
Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей.
Физкультпауза – это кратковременный отдых в перерыве между занятиями. Физические упражнения проводятся и в перерывах между занятиями с целью активного отдыха. Для этого подбираются хорошо знакомые детям общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, попадание в цель, набрасывание колец и др. спокойные игры. Порядок выполнения общеразвивающих упражнений такой же, как на утренней гимнастике: вначале идут упражнения для рук и плечевого пояса, потом — для мышц туловища и ног. После этого дается бег в чередовании с ходьбой. Упражнения выполняются 5—6 мин под руководством воспитателя или самостоятельно. Но и в последнем случае воспитатель может подсказывать детям, какими упражнениями целесообразнее им заниматься.
Формы проведения динамических пауз
Оздоровительно-гигиенические.
Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать» ножками.
На занятиях необходимо проводить и зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить глазами за движением руки воспитателя. А можно просто, закрыв глаза, немножко «подремать». Можно использовать сенсорно-координаторные тренажеры В.Ф. Базарного для проведения гимнастики для глаз, а также комплекс гимнастики для глаз - своеобразную физкультуру для глаз. Этот комплекс разработан профессором-офтальмологом Э. С. Аветисовым, кандидатом медицинских наук.
Танцевальные.
Они особенно любимы детьми, так как всегда выполняются под веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет, при этом желающие могут петь.
Ритмические.
Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
Данный дикторский текст звучит в сопровождении ритмичной музыки, которая создает у детей приподнятое настроение..
Физкультурно-спортивные.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте и т. д.
Двигательно-речевые
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их, например:
Подражательные.
Успех этих физкультминуток целиком зависит от фантазии и творчества учителя. Читая с детьми «Азбуку» или рассматривая картинки с машинами и паровозиками, можно имитировать их движения и звуки или работу шофера, когда он сидит за рулем. Не менее охотно дети подражают движениям лягушат, обезьянок, кузнечиков.
В форме подвижных игр
Используя такую форму проведения физкультминуток, следует подбирать подвижные игры, которые связаны с содержанием занятия, следует включать в физкультминутки подвижные игры с оздоровительной направленностью, которые можно найти в пособии В. Страковской «300 подвижных игр для оздоровления», М. Галанова «Игры, которые лечат». Современные федеральные государственные требования нацеливают педагогов современного ДОУ на развитие креативности у детей.
Релаксационные
Это форма проведения физкультминуток предполагает использование релаксационных упражнений, направленных на снятие мышечного напряжения, эмоциональных зажимов, на расслабление.
Физкультурные досуги.
Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания.
Досуги проводятся 1—2 раза в месяц со второй младшей группы. Длительностью 15 - 20 мин. во второй младшей группе, 15— 25 мин. в средней группе, 25—35 мин в старшей и подготовительной группах.
Для досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности. Дети выполняют задания: пройти по скамейке, не разлив воду в чашке; с завязанными глазами найти погремушку, подвешенную на ленточке, и др.
В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты. Интересны для детей дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения. Дети должны добежать до стола, найти вторую часть картинки, выполнить упражнение, которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связано с физическим воспитанием.
Вечер может начаться с загадок, ходьбы, общеразвивающих упражнений. Затем проводится 1—2 игры большой
после этого — 2—3 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой.
Дозировка физической нагрузки с возрастом увеличивается. Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.
Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении.
Программа физкультурного досуга в младших и средних группах строится на простейших играх типа: «Кто скорей принесет игрушки, выполнит веселые игровые действия» и т.п.
В старших группах ребенок индивидуально и коллективно (командами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включаются интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.
Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.
При проведении этого досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки — лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.
28. Физкультурный праздник является особым, радостным событием в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.
Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка радостное, приподнятое настроение.
В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурных занятиях. Они доставляют ребенку радость и удовольствие.
Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль в празднике играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение.
Праздник состоит из трех частей. Первая часть праздника, как правило, проходит в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделенных на отдельные команды, идущие со своими значками, вымпелами, эмблемами. Движения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высокий эмоциональный подъем. После физкультурного парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в соревнованиях в беге, метании, прыжках и т.д.; играх-эстафетах, играх с элементами соревнования, спортивных играх. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы. Эта часть праздника проводится с учетом времени для каждой возрастной группы и всех участников.
Во второй части праздника могут быть организованы кукольный театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные прогулки и т. д. В этой части обязательно вводятся разнообразные сюрпризные моменты: появление смазочных героев, фокусника, танцоров и т.д.
В заключение праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь.
Интересно и увлекательно проходят зимние физкультурные праздники. Их содержание отражает время года и включает в себя катание на санках, коньках, лыжах, а также спортивные игры (хоккей), различные подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты. На зимнем празднике песни и стихи ребенок не исполняет. Сюрпризные моменты — источник радости детей.
На праздниках используются красочные атрибуты и оформление, музыкальное сопровождение, что делает его привлекательным и интересным.
В подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический коллектив: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели.
По мере возможности ребенок участвует в подготовке праздничного оформления. В рамках подготовки к празднику с ним проводятся экскурсии на стадион, беседы, рассматриваются иллюстрации, разучиваются стихи.
В день проведения праздника взрослые стараются не нарушать режим дня, избегать излишней нервозности. Обстановка праздника должна доставлять радость ребенку. Длительность праздника не превышает 45 мин —1ч.
Другим видом активного отдыха детей является физкультурный досуг.
Физкультурные праздники.
В программу каждого праздника включаются физические упражнения, пляски, танцы. Они вызывают положительные эмоции, создают праздничное настроение. Подготовка ведется на физкультурных, музыкальных и других занятиях в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Движения, включенные в программу праздника, должны быть хорошо знакомы детям и проводиться так, чтобы было интересно и зрителям, и исполнителям. Общеразвивающие упражнения выполняются с красиво оформленными пособиями: палками, обручами, цветами, веточками. Подвижные игры подбираются с элементами соревнования («Кто первый пролезет в обруч», «Кто скорее добежит до флажка»). Большим успехом пользуются игры-аттракционы «Не разлей воду», «Накорми кролика».
Подвижные игры должны соответствовать содержанию праздника. В День Земли рекомендуется проводить народные игры с весенним сюжетом, игры с пением («Иван, Иван», «Еще вейся, плетень» и др.); на Новый год — игры с зимним сюжетом, в которых участвуют лесные звери (медведь, лиса, зайчики), Дед Мороз и Снегурочка, а также игры в снежки.
В программе праздника должно быть предусмотрено чередование движений с отдыхом: исполнив упражнение или танец, пляску, дети наблюдают за выступлениями своих товарищей.
Одежда для праздника должна быть не только нарядной и удобной, но и отвечающей гигиеническим требованиям. Детям, выполняющим физические упражнения, лучше всего надеть одинаковую физкультурную форму. Дети участвуют в подготовке костюмов, пособий и атрибутов, а также в украшении помещения и участка.
Ведущий и его помощники организуют и направляют деятельность детей на празднике и создают условия для хорошего настроения. Этому способствуют также музыкальное сопровождение и красочное оформление помещения.
В течение года 2—3 раза проводятся физкультурные праздники, содержанием которых являются одни упражнения.
Физкультурный праздник начинается торжественным входом в помещение или выходом на площадку. Дети выполняют строевые и общеразвивающие упражнения (с предметами и без них),
основные движения, участвуют в подвижных играх; играх-эстафетах, спортивных играх, сюрпризных моментах, танцуют, пляшут. В конце праздника подводятся итоги и награждаются победители.
Зимой праздник организуется на катке с играми на коньках; на лыжне, проложенной вокруг елки; на снежной горке, где выполняются различные задания для проверки ловкости (съезжая с горы, снять ленту, подвешенную на высоте вытянутой руки: попасть в цель снежком, проезжая мимо нее на санках).Летом праздник проводится на физкультурной площадке или лесной поляне, на берегу реки, водоема. Физкультурный праздник может быть проведен в бассейне (День Нептуна)
В празднике могут участвовать одна или несколько одновозрастных групп, а также дети разных возрастов. Чтобы они не переутомлялись, нужно дозировать упражнения и танцы (с учетом особенностей каждого возраста) и не превышать установленные нормы длительности праздника (не больше 50 минут или одного часа.
29. Детский туризм. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ И ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК
Экскурсии и прогулки за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач и включают в себя упражнения, которые можно проводить с ребенком 3—4 лет. Они содействуют укреплению здоровья, физическому, эстетическому, нравственному, интеллектуальному развитию.
Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно, начиная с первой младшей группы, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача.
К проведению прогулок воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане. Наиболее благоприятным сезоном для проведения прогулок является лето.
Воспитатель перед прогулками и экскурсиями тщательно изучает район, дорогу, по которой пройдет прогулка: в городе — парк, сквер, сад; на даче — ближайший лес, луг, поляну, реку, озеро и т.д. Определяется дальность маршрута и место отдыха.
Прогулки и экскурсии позволяют познакомить ребенка с общественными учреждениями, например дворцом детского творчества, оздоровительным лагерем, стадионом, физкультурными площадками и т.д.
В 5—7 лет ребенок уже обладает довольно большим двигательным опытом, самостоятельностью, организованностью, что позволяет проводить туристские прогулки.
Исследование, проведенное Н. И. Бочаровой по данной проблеме, раскрывает необходимость постоянных, а не эпизодических педагогических воздействий для достижения оздоровительно-воспитательного эффекта. Она рекомендует систему работы по организации круглогодичных туристских прогулок, которые предусматривают планомерную их подготовку, регулярное проведение и подведение итогов. Овладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно во время этого неформального воспитательного мероприятия. Туристские прогулки может проводить как специалист по физической культуре, так и воспитатель. Наилучший результат достигается при усилии всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения, особенно воспитателя и специалиста по физической культуре.
Методика организации туристских прогулок. Педагог заранее определяет маршрут похода, способы передвижения. Маршрут должен быть с наименьшими переходами автомобильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатель заранее хорошо ознакомился. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами. В зависимости от времени года и погодных условий воспитатель совместно с родителями обеспечивает ребенка одеждой. Это могут быть спортивные костюмы, штормовки на случай дождя, кеды или утепленные ботинки, удобные для передвижения. Взрослые и дети готовят снаряжение: посуду, топорики, рогульки, аптечку с набором медикаментов, палатку или полиэтиленовую пленку.
Личное снаряжение ребенка включает: рюкзак, сухой паек, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук.
Перед выходом педагог напоминает детям общие правила поведения во время похода: всем детям необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблюдать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнакомые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остатки пищи и т.д.
Привалы на месте назначения могут быть от 30 мин до 2 ч. По возвращении подводится итог похода.
Работа по организации туристских прогулок на протяжении всего года входит в план воспитательно-образовательной работы с ребенком. Педагогические исследования показали целесообразность планирования работы по данному разделу в соответствии с циклическим принципом. Это позволяет установить тесную связь с различными видами деятельности ребенка, обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы дошкольного образовательного учреждения и школы. В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы.
Каждый цикл — неразрывное единство трех взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.
Целью подготовительного этапа является создание психологической и двигательной готовности детей к новому виду деятельности.
По данным Н. И. Бочаровой, на этом этапе задается общая эмоциональная направленность. Затем перед детьми ставится цель предстоящей деятельности, уточняются и расширяются знания ребенка, формируются необходимые навыки.
Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы или педагог читает им художественную литературу, показывает слайды и туристское снаряжение, что помогает формировать у детей яркие образные представления, активизирует их воображение и память, побуждает к поиску новых знаний и желанию овладеть туристскими умениями.
Важное место на подготовительном этапе отводится организации сюжетно-ролевой игры, в которой ребенка ненавязчиво учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.
На этапе подготовки педагог организует практическую продуктивную деятельность. Она связана с изготовлением эмблем, значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения (ремонт палатки, подготовка колышков для палатки и т.д.). Важную роль в этом играют развивающие игры и упражнения, подвижные игры, сюжетные физкультурные занятия и т.д.
При проведении туристских прогулок у ребенка значительно расширяется словарь по туристической тематике.
Для детей 5—6 лет вводится следующая лексика: слова-предметы: турист, палатка, котелок, спальный мешок, компас;
слова-определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный туризм;
слова-действия: поход, привал, сбор, преодоление.
Для детей 6—7 лет:
слова-предметы: руководитель группы, штурман, маршрут, карта, снаряжение, бивак;
слова-определения: горный, конный, автомобильный туризм; слова-действия: страховать, ориентироваться, сигналить; словосочетания: туристский слет, полоса препятствий.
В формировании словаря ребенка огромную роль играет использование педагогом соответствующих понятий как во время предварительной работы, так и при проведении туристских прогулок.
Важная роль в подготовке к походам отводится предварительной двигательной тренировке ребенка. В основном уделяется внимание индивидуальной физической подготовленности ребенка, а также специальным упражнениям для укрепления свода стопы, овладения техникой передвижения на велосипеде, лыжах и т.д.
Содержание туристских прогулок разнообразно. Они могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут проходить под девизом «Туризм — лучший отдых», «Туризм — путь к здоровью» и т.д.
Организуются туристские прогулки к местам боевой и трудовой славы, на животноводческую ферму, на сельскохозяйственные работы и т.д. Задачи таких походов — воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к памятникам, обелискам, развить нравственно-патриотические чувства.
Туристские походы носят также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.
Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, настойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручку.
На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 787.