Виды и классификация информационных систем

 

Изучение и создание сложной человекомашинной системы требует четкого определения ее внутренней структуры, т.е. решения задачи структуризации. В процессе структуризации система разделяется на части, имеющие меньшую сложность, на подсистемы и их элементы (задачи). При этом должны решаться вопросы выбора и реализации определенных принципов деления системы.

Даже относительно небольшие предприятия являются сложными системами, поскольку обладают непростой иерархической структурой с многочисленными взаимосвязями между объектами управления и управляющей системой. В свою очередь, участники процесса управления обычно ставят перед собой свои цели, которые могут не совпадать с целью системы в целом. Процесс управления характеризуется многофункциональностью, которая проявляется в особенностях реализации основных функций управления: учета, анализа, планирования и регулирования. Предприятие как система в условиях изменения среды сохраняет свойство целостности и обладает такой характеристикой, как эмерджентность, а управление ориентировано на сохранение своего основного качества, поскольку утеря целостности влечет за собой разрушение системы. В экономических системах управление строится на основе экономико-организационных моделей, так как управляющая система должна иметь представление об образе объекта. И поскольку модель в некоторой форме отражает реально протекающие процессы, возникает проблема ее адекватности. Модель всегда отличается деталями от самого объекта, но обязательно имеет с ним нечто общее. Сравнительно простыми являются функциональные модели, описывающие зависимость выхода от входа, более сложными – структурные модели, включающие и функциональный и структурный аспекты. Модели, как и системы, могут быть вероятностными и детерминированными. ЭИС обычно представляет собой детерминированную модель системы управления, отражая происходящие процессы через призму своих технологий, именно поэтому она является сложной системой. Обилие и разнообразие экономических систем порождает большое разнообразие ЭИС: ведь, отражая систему управления, она, таким образом, впитывает в себя особенности структуры управления, схемы декомпозиции управленческих целей, предметных технологий.

В связи с большим количеством функциональных особенностей для ЭИС может быть выделено множество различных классификационных признаков.

В настоящее время не существует единой классификации информационных систем (ИС). Поскольку долгое время различные направления ИС развивались относительно независимо, то и классификации предлагались независимые.

В соответствии с известными способами классификации информации, а именно, разделением информации на документальную и фактографическую, информационные системы могут быть разделены на документальные, фактографические и документально-фактографические.

Рассмотрим вначале предлагавшиеся классификации фактографических, документальных и документально-фактографических систем (основные признаки классификации, предлагавшиеся для этих классов ИС, рис. 3.1), а затем проведем классификацию информационных систем по типам сложности.

 

Классификация фактографических информационных систем

Типа АСУ и АИС

 

Разработка АИС и АСУ была инициирована научно-техническим прогрессом и возникшими в связи с этим проблемами организационного управления. Автоматизированная система управления представляет собой технологический комплекс, наиболее рационально осуществляющий обработку информации, необходимой для организации эффективного управления. Ядром любой АСУ является информационная система, а основной задачей проектирования АСУ – формирование, обработка и комплексное использование информационных массивов.

 

Рис. 3.1. Классификация информационных систем

 

В отличие от зарубежной практики, в нашей стране проблема обеспечения информацией управленческих работников была поставлена сразу системно. Была разработана классификация АСУ, в которой, прежде всего, выделялись АСУ разных уровней системы управления. Автоматизированная система управления трактовалась как развивающаяся система и вводилось понятие очереди. АСУ первой очереди, как правило, разрабатывались как информационные системы – АИС, а по мере осознания сложности проблемы разработки АСУ и последующие очереди в большинстве случаев создавались как развитие АИС.

Такие АИС создавались как фактографические системы с представлением информации пользователям в виде регламентированных форм, в которых фактографическая информация была сгруппирована в соответствии с решаемыми на ее основе прикладными задачами.

При классификации АСУ и АИС используют различные признаки классификации:

· степень автоматизации (форма участия человека в системе при выполнении функций управления);

· назначение системы (тип процесса, являющегося объектом автоматизации);

· степень использования технических средств (ТС) человеком для принятия управленческих решений;

· структурированность проблем, решаемых системой;

· степень централизации обработки информации;

· уровень управления.

По степени автоматизации АСУ и АИС делят на ручные, автоматизированные и автоматические.

К ручным системам относятся такие, в которых все функции по сбору, передаче, обработке информации и принятия решений выполняются человеком.

В автоматизированных системах управления ТС используются для сбора, передачи, обработки информации и выдачи управленческих решений; окончательное решение принадлежит человеку.

В автоматических системах ТС выполняет весь комплекс заранее предписанных действий. Управляющая информация непосредственно передается исполнительным механизмам, регулируя их работу без участия человека. За человеком остается функция контроля за исправностью ТС.

По назначению системы (характеру использования) различают такие типы АСУ и АИС: автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), системы организационного или административного управления (АСОУ), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), системы автоматизированного проектирования (САПР).

По степени использования ТС человеком для принятия управленческих решений АСУ и АИС делят на информационные, в которых обеспечивается сбор и частичная систематизация первичной информации, и управляющие, которые, кроме этого, обеспечивают выработку некоторых управленческих решений, передающихся непосредственно исполнительным механизмам по заранее заданным программам.

Информационные системы, в свою очередь, делят на информационно-справочные, которые выполняют задачу обеспечения руководства необходимыми справочными данными по запросам, и информационно-советующие, в которых кроме сбора, передачи и обработки информации подготавливаются рекомендации, используемые при принятии решений.

Управляющие системы делят на информационно-управляющие (например, система сетевого планирования и управления), управляющие системы с запрограммированными командами, в которых решаются задачи регулирования (например, АСУТП), самонастраивающиеся и самообучающиеся системы, способы функционирования которых меняются в зависимости от воздействия внешней среды.

При классификации ИС можно учитывать структурированность проблем.

Задачи, решаемые в системе, можно считать структурированными, если их решения носят повторяющийся характер (учет материалов, расчет заработной платы и др.). Часть АИС предназначена для решения таких задач.

Плохо структурированные задачи – это такие, характер решения которых представляется не полностью. Информационные системы, используемые для их решения, делят на системы, ориентированные на обработку данных и формирование специальных управленческих отчетов, и системы, в которых сведения из отчетов используются для принятия решения на основе предлагаемых альтернатив.

По степени реализации обработки информации выделяют системы, имеющие несколько уровней обработки информации (характерны для крупных объектов), системы с централизованной обработкой информации (характерны для малых объектов, не имеющих своей вычислительной базы и пользующихся услугами вычислительных центров коллективного пользования – ВЦКП).

По уровню управления различают системы, относящиеся к низшему уровню управления (АСУП – для уровня предприятий и организаций, АСОУ, АСУТП и т.д.), среднему уровню управления (ОАСУ – отраслевые АСУ, РАСУ – республиканские региональные АСУ территориальных органов и др.) и высшему уровню управления (ОГАС).

На предприятии возможны и более детальные классификации в соответствии с видами информации, приведенными на рис. 3.2.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 169.