Организационные системы управления

Организационная система – совокупность правил, устанавливающих порядок поведения персонала и работы технических средств; содержание и порядок представления информации, используемой для управления; организационной структуры; целей; критериев эффективности управления и правил стимулирования персонала.

Человек и организационная система. Современный период развития промышленности характеризуется наличием организационных систем управления. Это объясняется тем, что обязанности руководителя настолько возросли и усложнились, что он уже не в состоянии, опираясь на свой опыт и память, распределять обязанности и координировать действия отдельных исполнителей.

Управление производством с помощью организационных систем имеет следующие особенности.

1. Организационная система устанавливает жесткий, вполне определенный порядок решения производственных вопросов, не зависящих от вкусов, навыков и других характеристик управленческого персонала. Благодаря формализации система упрощает значительную часть управленческого персонала, но не исключает его.

2. Система принимает на себя организационную работу и освобождает руководителей для творческого труда, для решения важнейших производственных вопросов.

3. Система действует независимо от отдельных руководителей и исполнителей, и замена личного состава на неё не влияет.

4. Организационные системы, как правило, доводятся до сведения всего или части производственного персонала и рассчитаны на участие в работе многих людей.

Классификация организационных систем. Организационные системы предназначены для управления производственной деятельностью коллективов людей, использующих средства производства. Последнее является весьма важным обстоятельством, т.к. организационные системы должны учитывать специфику технических средств и особенно средств управления.

Объектом управления в системе является предприятие, производство, цех, участок, коллектив исполнителей или отдельные лица, располагающие определенными материальными ресурсами и выполняющие производственные операции, направленные на получение намеченного конечного результата.

Управляющим органом является лицо или группа лиц, использующих организационную систему для управления объектами.

В организационных планирующих системах исполнители получают план-график выполнения работ, которым предусматривается выполнение поставленной задачи в намеченный срок. Управление осуществляется путем изменения плана в соответствии с состоянием его выполнения и "помехами", а также путем перераспределения средств и ресурсов с целью оптимизации какого-либо показателя плана или минимизации возникающего рассогласования между планом и фактом.

С позиций управления производством промышленного предприятия можно привести следующую ориентировочную классификацию организационных систем управления.

1. По динамическим свойствам организационные системы можно подразделить на одновариантные и многовариантные. Под одновариантными системами понимаются организационные системы, которые в процессе работы однозначно определяют порядок операций. Такие системы не требуют принятия решения - всё определяется в процессе создания системы. Примерами одновариантных систем могут быть системы организации делопроизводства, технической информации, учета, отчетности.

В многовариантных системах предусмотрено принятие решений в процессе производства. К таким системам относятся, например, системы планирования и системы оперативного управления. Многовариантные системы принято разделять на восемь групп, в которых параметры управления сочетаются следующим образом:

– время;

– время, стоимость;

– время, ресурсы;

– время, стоимость, ресурсы;

– время, технико-экономические показатели (ТЭП);

– время, стоимость, ТЭП;

– время, ресурсы, ТЭП;

– время, стоимость, ресурсы, ТЭП.

2. По сложности систем механизации и автоматизации управления производством, сочетающихся с организационными системами, принято различать системы малого, среднего и большого масштаба.

В системах малого масштаба применяют отдельные средства оргтехники, не сблокированные в системы, включая отдельные вычислительные машины, кроме ЭВМ.

В системах среднего масштаба используются комплексы технических средств для переработки информации или специальные технические средства для сбора и передачи информации (при переработке информации без технических средств); имеется руководящий центр.

Системы большого масштаба состоят из сблокированных в комплексные системы средств сбора, переработки и вывода информации и руководящих центров (например, центрального диспетчерского пункта, диспетчерских пунктов, вычислительного центра).

В системах среднего и большого масштаба используют и отдельные средства оргтехники.

3. По используемым математическим моделям различают организационные системы с сетевыми линейными и прочими моделями.

Системы можно также классифицировать по назначению, параметрам управления, используемым техническим средствам и моделям комплексов операций.

Процесс принятия решения

 

В автоматизированной системе управления, несмотря на наличие контура информационной технологии, ответственность за принятое решение возлагается на человека – лицо, принимающее решение. Другими словами, решение принимает человек, а информационная технология помогает ему в этом.

Когда ученые выделили из процесса управления стадию принятия решения, то вначале казалось, что для полной автоматизации достаточно разработать математическую модель и реализовать ее в ЭВМ, и тогда АСУ превращается в САУ. Однако, как оказалось, процесс принятия решения человеком очень сложен. Иногда в этот процесс включаются такие механизмы, которые невозможно предусмотреть и тем более формализовать. При принятии решения человек может учитывать и такие аспекты, как мораль, традиции, человеческие взаимоотношения. Вот почему при управлении социально-экономическими системами (иначе – при организационно-экономическом управлении) процесс принятия решения не может быть осуществлен без человека.

На рис. 2.1. показана взаимосвязь фаз принятия решения.

 

Рис. 2.1. Фазы процесса принятия решения

 

Человек на основе анализа (АИ) осведомляющей информации I ОС от объекта управления и информации I ВХ от концептуальной модели объекта управления производит постановку задачи (ПЗ), решение которой должно позволить наилучшим образом управлять объектом (скажем, производством) в данной ситуации.

Однако решений (альтернатив) всегда несколько (если решение всегда одно, то проблемы выбора не существует, а значит, и теряет смысл сам процесс принятия решения). Поэтому далее идет фаза генерации альтернатив (ГА), т.е. выдвижение возможных решений задачи.

Как уже говорилось, управление всегда ведется с определенной целью. Решение поставленной задачи должно согласовываться с общей целью управления и частной целью в данной ситуации. Поэтому выбрать альтернативу невозможно, если нет критерия выбора, отражающего цель управления. Таким образом, следующая фаза – выбор критерия (ВК) решения поставленной задачи. На этом этапе анализа альтернатив (АА) производится их исследование по выбранному критерию, а далее – окончательный выбор одной из альтернатив (ВА), наилучшим образом удовлетворяющей критерию выбора. Выбранная альтернатива дополнительно анализируется, и выдается окончательное решение (ВР), принимающее в организационных системах вид потока управляющей информации I У.

Если рассматривать фазы принятия решения относительно возможности их автоматизации на базе информационной технологии, то в настоящее время, пожалуй, только фазы анализа информации (АИ), генерации альтернатив (ГА) и анализа альтернатив (АА) по выбранному критерию удается автоматизировать в достаточной мере (на рис. 2.1 изображены овалами). Для этого необходимо, чтобы в ЭВМ находились модели поставленной задачи, с помощью которых возможно было бы быстро просчитать результаты решения по различным альтернативам, исходным данным и критериям. Конечно, для этого желательно, чтобы ЛПР умел использовать средства информационной технологии, в противном случае приходится иметь штат системщиков, аналитиков и т.п. Развитие программно-аппаратных средств ИТ с каждым годом приводит к все большему упрощению взаимодействия человека с ЭВМ и, таким образом, уменьшает число посредников диалога, что ускоряет и повышает качество принимаемых решений. Большое значение для принятия быстрого и верного решения имеет автоматизация фазы обработки и анализа информации, поступающей с потоками I ОС и I ВХ. Для принятия решения всегда может потребоваться дополнительная информация, не содержащаяся в потоках I ОС  и I ВХ . В этих случаях важную роль играет информационное обеспечение ЛПР, которое в целях оперативности должно быть организовано с помощью средств ИТ (базы и банки данных).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 95.