Состав обеспечивающей части ЭИС

 

Состав, структура и характер взаимодействия обеспечивающих подсистем, термины, определяющие понятия, связанные с элементами обеспечения системы, изменяются и уточняются в ходе развития методологии создания информационных систем. И в большей или меньшей степени они продолжают уточняться, детализироваться, отрабатываться по мере совершенствования компьютерной техники, средств и методов программирования, развития информационного обеспечения.

В настоящее время в составе обеспечивающей части информационной системы принято выделять подсистемы информационного, технического, математического, программного, кадрового, организационно-правового и других видов обеспечения.

Информационное обеспечение

Информация столь же необходима управленческому аппарату, как объекту управления – сырье и ресурсы. Она формируется в результате обработки специфического сырья, известного под названием данные. Последние отражают конкретные финансово-хозяйственные факты, состояние или процессы и имеют собственный материальный носитель (бухгалтерские и финансовые документы, сигналы, поступающие от датчиков, дисплеи, магнитные носители и т.д.). Любая система управления имеет дело с двумя видами информации: внешней (информация о внешней среде) и внутренней (циркулирующей между управленческим аппаратом и объектом управления).

Для внешней информации характерны приблизительность, неточность, обрывистость, противоречивость. В основном, она касается состояния рынка и конкурентов, прогнозов процентных ставок и цен, налоговой политики и политической ситуации. По своей природе такая информация носит вероятностный характер, и поэтому ее обработка стандартными программными средствами затруднена. Это потребовало создания особых информационных систем, получивших название экспертных. Такие системы способны давать точные выводы на основе недетерминированной информации.

Внутренняя информация возникает в самой системе управления и отражает в различные временные интервалы развития объекта управления его финансово-хозяйственное состояние и директивные цели на случай отклонений от установленных параметров. Как правило, эти данные измеряются, и в управленческих документах фиксируется точная информация.

В зависимости от уровня управления используются различные виды информации. Так, для высшего руководства, разрабатывающего стратегию деятельности, применяется, в основном, внешняя и в меньшем объеме внутренняя информация. На оперативном уровне используется только внутренняя, а на среднем – большей частью внутренняя и частично – внешняя. Эти виды информации хранятся на своих носителях, составляя информационную базу, на основе которой функционирует ЭИС. Информационная база состоит из двух взаимосвязанных частей: внемашинной и внутримашинной.

К внемашинной относится та часть, которая обслуживает систему управления в виде, воспринимаемом человеком без каких-либо технических средств, например, документы (наряды, акты, накладные, счета или регистры, ведомости и т.д.).

Внемашинное информационное обеспечение включает: системы классификации и кодирования информации, классификаторы технико-экономической информации системы унифицированной документации.

Однозначное формализованное описание всех данных, используемых при решении задач ЭИС, обеспечивающее автоматизацию процессов хранения, поиска, обработки и выдачи данных без искажения их смысла, осуществляется с помощью средств формализованного описания экономической информации, в состав которых входит и система общегосударственных и локальных классификаторов, с помощью которых идентифицируются материальные объекты, устанавливаются их свойства.

При разработке информационного обеспечения большое значение придается вопросам классификации.

Классификация является результатом упорядоченного распределения объектов заданного множества на подмножества.

В соответствии с системой классификации производится классифицирование выбранных объектов (или элементов множества) и выделение группировок, объединяющих часть объектов классификации по одному или нескольким признакам (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид, подвид, тип).

Всем объектам классификации и классификационным группировкам должно быть присвоено свое кодовое обозначение в принятой системе кодирования. Каждое кодовое обозначение (код) есть обозначение объекта или группировки в виде знака или группы знаков по правилам, установленным данной системой кодирования.

Таким образом, классификатор – это систематизированный свод наименований группировок объектов, признаков и их кодовых обозначений.

На практике используют в основном две системы классификации: иерархическую и фасетную.

В иерархической системе между классификационными группировками устанавливается строгое отношение подчиненности (иерархии).

При фасетной системе некоторый набор признаков сформирован в параллельные независимые фасеты. Конкретные значения признаков внутри фасетов располагаются в классифицированном иерархическом порядке или в виде перечисления. Группировки образуются путем комбинаций значений признаков, взятых из соответствующих фасетов. Последовательность расположения фасетов при образовании группировки задается структурной формулой, определяемой характером решаемых задач и алгоритмов обработки.

Информация, содержащаяся в классификаторах, представляется в закодированном виде с помощью специальных систем.

Системы кодирования, основанные на предварительной классификации, называют классификационными; их делят на последовательные и параллельные.

Последовательная система соответствует иерархической системе классификации. Значение признака, записанного в виде цифры или буквы на определенном разряде кодового обозначения, зависит от признаков, записанных в предыдущих разрядах, т.е. код нижестоящей группировки образуется путем добавления соответствующего кода к коду вышестоящей группировки. Основной недостаток системы – сложная структура и большая длина кода.

Параллельная система используется только при фасетной классификации. Для обозначения отдельного фасета в случае нестандартного расположения их в соответствии со структурной формулой выделяется определенный разряд или группа разрядов. Значение признака на определенном разряде не зависит от значений признаков на других разрядах. Система дает многоаспектную классификацию, хорошо приспособлена к машинной обработке. Система достаточно гибкая, однако длина кода весьма значительна. Классификационные коды строятся по разрядной (позиционной) или комбинированной системам кодирования.

При разрядной системе кодирования каждому классификационному признаку отводится определенное число разрядов, которое зависит от количества предметов кодируемого множества. В комбинированной системе применяются комбинации рациональных систем, например, разрядной и серийной и др., поэтому она является наиболее гибкой. Разновидность разрядной системы - шахматная, применяется к номенклатурам, характеризующимся двумя признаками, из которых один располагается по вертикали, а другой – по горизонтали.

Системы кодирования, не требующие предварительной классификации, называют регистрационными. Они бывают двух типов: порядковые и серийные.

Порядковая система применяется для кодирования однопризначных номенклатур и предусматривает присвоение объектам цифр натурального ряда чисел без пропуска номеров.

Серийная система служит для кодирования аналогичных простых номенклатур и предполагает присвоение серий номеров объектам, выделенным в группу, а в пределах серии объектам присваиваются номера по порядку.

При построении кодов следует также предусмотреть возможность автоматического обнаружения ошибок кодирования с помощью ЭВМ. С этой целью коды объектов дополняются контрольными разрядами, определяемыми по установленному алгоритму. Такие защитные коды называют кодами обнаружения ошибок. Для расчета контрольного разряда наиболее широко используются методы контроля по модулю.

Работа по классификации и кодированию информации реализуется путем создания классификаторов технико-экономической информации. Классификатор устанавливает взаимнооднозначное соответствие между кодом объекта и его наименованием. В зависимости от уровня действия все классификаторы, применяемые в АИС, делятся на общегосударственные и локальные.

При проектировании АИС для каждого предприятия составляется перечень необходимых локальных классификаторов, которые должны быть разработаны с учетом имеющихся общегосударственных классификаторов и специфических особенностей конкретного предприятия, и определяются правила пользования ими.

Для обмена информацией между системами разных уровней управления должна быть учтена возможность перехода от кодов одного классификатора к кодам другого классификатора той же номенклатуры, т.е. требуется унификация и увязка всех применяемых классификаторов.

При проектировании информационного обеспечения необходимо изучать характеристики потоков информации. Под информационным потоком понимается совокупность данных в процессе ее движения в пространстве и во времени. В качестве единицы потока используют документ, показатель или сообщение.

Документы являются основными носителями информации на предприятии и представляют совокупность некоторых элементов, называемых показателями.

Показатель – это информационная совокупность, дающая характеристику объекта и определяющая все входящие в совокупности признаки количественно или качественно.

Совокупность взаимосвязанных форм документов, используемых в процессе управления предприятием, называется системой документации.

Внутримашиннаяинформационная база содержится на машинных носителях и состоит их файлов. Она может быть создана либо как множество локальных, т.е. независимых файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (например, накладных), либо как база данных. Разница состоит в том, что при создании базы данных файлы не являются независимыми, ибо структура одних файлов (состав полей) зависит от структуры других. Это служит причиной несоответствия структуры файлов базы данных структуре управленческих документов, на основе которых эти файлы создаются. Файлы базы данных разрабатываются с соблюдением определенных принципов и ориентацией на одну из моделей базы данных (реляционную, иерархическую, сетевую). Файлы обрабатываются с помощью специального программного обеспечения – систем управления базами данных (СУБД).

Все документы, имеющие отношение к ЭИС, а также файлы внутримашинной информационной базы можно разбить на входные и результатные.

Входные документы, а значит, и получаемые на их основе файлы, в свою очередь, делятся на оперативные, где отражаются факты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и условно-постоянные, где указаны материальные, трудовые, технологические и прочие нормы и нормативы, а также все справочные данные (наименования, фамилии и др.).

Выходные документы и файлы также имеют свою классификацию. Они делятся на те, которые предназначены для применения конечным пользователем, для использования информационной системой при решении других задач (транзиты) и решении задач в последующий период. Кроме того, существуют вспомогательные, корректировочные файлы и рабочие, уничтожающиеся после каждого решения задачи.

Состав внутримашинной базы определяется исходя из информационных потребностей каждого уровня управленческого аппарата.

Техническое обеспечение

Технические возможности ЭИС определяются рядом обеспечивающих подсистем, к которым относятся подсистемы технического обеспечения, организационного обеспечения и др.

Технические средства служат основой построения ЭИС. Мощность этих средств в значительной мере определяет состав решаемых задач управления. К техническим средствам ЭИС – техническое обеспечение относятся компьютеры, средства коммуникации и оргтехника.

Весь компьютерный парк условно можно разделить на два класса: персональные и высокопроизводительные компьютеры (Mainframe System). Последние необходимы для создания больших хранилищ данных и обеспечения доступа к ним. К надежности таких компьютеров предъявляются высокие требования при круглосуточной работе, по защите данных и производительности. Одна из наиболее известных фирм, выпускающая машины такого класса, – Tandem Computers, ориентируется на безостановочную обработку данных высокой степени важности в реальном масштабе времени, а между ними существует большой спектр других средств вычислительной техники.

Но даже компьютеры типа Mainframe System не всегда могут обеспечить требуемую оперативность принимаемых решений. Так, использование компьютерных систем для оценки степени риска и оптимизации операций с ценными бумагами оправдано только в том случае, когда реакция на запрос не превышает нескольких минут. Но при больших объемах сделок Mainframe System способен ответить на запрос лишь через несколько часов, а персональный компьютер – через сутки. Без проблем решают подобную задачу лишь суперкомпьютеры. Так, компьютер CRAY, используемый в компании Country Net West для оценки портфелей ценных бумаг, показал, что расчеты, которые на компьютерах с процессором Pentium потребовалось бы 20 ч, на сeперЭВМ занимают лишь 6 мин, а для Уолл-стрит разница между 6 мин и 20 ч эквивалентна половине стоимости компьютера CRAY.

Компьютеры могут объединяться в вычислительные сети.

Вычислительные сети являются высшей формой многомашинных ассоциаций. Основные отличия вычислительной сети от многомашинного вычислительного комплекса:

1. Размерность.

2. Разделение функций между ЭВМ.

3. Необходимость решения в сети задач маршрутизации сообщений.

Объединение в один комплекс средств вычислительной техники, аппаратуры связи и каналов передачи данных предъявляет специфические требования со стороны каждого элемента многомашинной ассоциации, а также требует формирования специальной терминологии.

Совокупность абонента и станции принято называть абонентской системой. Для организации взаимодействия абонентов необходима физическая передающая среда. Абонентами сети могут быть отдельные ЭВМ, комплексы ЭВМ, терминалы, промышленные роботы, станки с ЧПУ и т.д.

На базе физической передающей среды строится коммуникационная сеть, которая обеспечивает передачу информации между абонентскими системами. Такой подход позволяет рассматривать любую вычислительную сеть как совокупность абонентских систем и коммуникационной сети.

Классификация вычислительных сетей. В зависимости от территориального расположения абонентских систем вычислительные сети можно разделить на три основных класса:

· глобальные сети (WAN);

· региональные сети (MAN);

· локальные сети (LAN).

Глобальная вычислительная сеть объединяет абонентов, расположенных в различных странах, на различных континентах. Взаимодействие между абонентами такой сети может осуществляться на базе телефонных линий связи, радиосвязи и систем спутниковой связи. Глобальные вычислительные сети позволяют решить проблему объединения информационных ресурсов всего человечества и организации доступа к этим ресурсам.

Региональная вычислительная сеть связывает абонентов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Она может включать абонента внутри большого города, экономического региона, отдельной страны. Обычно расстояния между абонентами региональной вычислительной сети составляют десятки – сотни километров.

Локальная вычислительна сеть (ЛВС) объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. В настоящее время не существует четких ограничений на территориальный разброс абонентов локальной вычислительной сети. Обычно такая сеть привязана к конкретному месту. К классу ЛВС относятся сети отдельных предприятий, фирм, банков, офисов и т.д. Протяженность такой сети можно ограничить пределами 2-2,5 км.

В локальных вычислительных сетях (ЛВС) известно несколько режимов. Наиболее простой режим не предполагает специально выделенного компьютера, ресурсы которого распределяются между другими машинами. Каждая ЭВМ имеет свои собственные ресурсы, предоставляемые другим компьютерам. Второй режим предусматривает выделение отдельного компьютера для обслуживания сетевых программ и других компьютеров. Только на этой машине могут находиться общие программы и базы данных. Такой компьютер называется файл-сервером. Третий режим также предполагает выделение отдельного компьютера и известен под названием "клиент-сервер". В отличие от предыдущего в нем находятся не только общие базы данных, но и программы поиска и записи, что позволяет "клиентам" (другим программам, расположенным на удаленных компьютерах) запрашивать не всю информацию из базы данных, а только частично или полностью обработанную сервером. При этом снижается загруженность каналов передачи данных.

ЛВС могут объединяться между собой таким образом, что абоненты одной сети пользуются ресурсами другой.

Наиболее популярной глобальной компьютерной сетью является компьютерная сеть Internet. В ее состав входит множество свободно соединенных сетей. Внутри каждой сети, входящей в Internet, существует конкретная структура связей и определенная дисциплина управления. Внутри Internet структура и методы соединений между различными сетями для конкретного пользователя не имеют никакого значения.

Любая современная система обработки данных может быть подключена к глобальной компьютерной сети Internet. Это позволяет получить доступ к практически неограниченным информационным ресурсам.

Internet представляет собой глобальную компьютерную сеть. Само ее название означает "между сетей". Это сеть, соединяющая отдельные сети. С точки зрения логической структуры Internet представляет собой некое виртуальное объединение, имеющее свое собственное информационное пространство.

Internet обеспечивает обмен информацией между всеми компьютерами, которые входят в сети, подключенные к ней. Тип компьютера и используемая им операционная система значения не имеют. Соединение сетей обладает громадными возможностями.

С собственного компьютера любой абонент Internet может передавать сообщения в другой город, просматривать каталог библиотеки Конгресса в Вашингтоне, знакомиться с картинами на последней выставке, участвовать в конференциях IEEE и даже в играх с абонентами сети из разных стран. Internet предоставляет в распоряжение своих пользователей множество всевозможных ресурсов.

Основные ячейки Internet – локальные вычислительные сети. Это значит, что Internet не просто устанавливает связь между отдельными компьютерами, а создает путь соединения для более крупных единиц – групп компьютеров. Если некоторая локальная сеть непосредственно подключена к Internet, то каждая рабочая станция этой сети также может подключаться к Internet. Существуют также компьютеры, самостоятельно подключенные к Internet. Они называются хост-компьютерами (host – хозяин). Каждый подключенный к сети компьютер имеет свой адрес, по которому его может найти абонент из любой точки света. Важной особенностью Internet является то, что она, объединяя различные сети, не создает при этом никакой иерархии – все компьютеры, подключенные к сети, равноправны.

Internet в настоящее время является наиболее удобным способом получения (и передачи) самой различной информации. Метасеть Internet – это всемирное объединение различных региональных и корпоративных компьютерных сетей, образующих единое информационное пространство благодаря использованию общих стандартных протоколов данных. Основными протоколами являются IP – Internet Protocol (Протокол Интернет) и ТСР – Transmission Control Protocol (Протокол Управления Передачей). Эти протоколы, как правило, объединяют, определяя базовый протокол метасети Интернет как ТСР/ IP.

Каждый компьютер (а также любое другое устройство, подключающееся к сети, – принтер и др.) имеет уникальный адрес.

В основных видах информационных услуг, предоставляемых Internet, используется архитектура "клиент – сервер". Для специалистов наибольший интерес представляет получение информации, предоставляемой системой WWW (всемирная паутина) в виде гипертекстов и файловым сервисом FTR (File Transfer Protocol – Протокол Передачи Файлов). Для работы в системе WWW используется протокол HTTP – Hyper Text Transfer Protocol (Протокол Передачи Гипертекста). Гипертекст представляет собой множество отдельных документов, содержащих перекрестные ссылки, и создается с помощью специального языка HTML (Hyper Text Markup Language – Язык разметки гипертекста). Документ, составленный на языке HTML и доступный для просмотра называется Web-страницей. Web-страницы размещаются на Web-серверах. Для просмотра Web-страниц, а также для их создания и редактирования могут быть использованы программы – навигаторы, основными из которых являются Netscape Communication и Microsoft Internet Explorer.

Перечисленные классы машин и сети ЭВМ могут функционировать только с помощью общесистемного программного обеспечения.



Программное обеспечение

"Оживить" техническое обеспечение, т.е. заставить его выполнять операции по обработке информации, предназначено программное обеспечение (ПО). ПО – совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ. Различают общее и прикладное ПО. В общее ПО включают операционные системы, системы программирования, сервисные программы.

Операционная система (ОС) – это программа, которая автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю базовый набор команд, с помощью которых можно обращаться с компьютером: запустить программу, отформатировать дискету, скопировать файл и т.д.

Система программирования представляет собой инструментальные средства для квалифицированных пользователей – программистов и непрограммистов. Инструментальные средства программиста определяют информационные технологии, предназначенные для проектирования функционального программного обеспечения. Функциональное ПО – это программная реализация конкретных функций информационного работника с использованием различных информационных технологий, т.е. это настройка автоматизированного рабочего места (АРМ), СУБД, гипертекстов, мультимедиа, экспертных систем, программного комплекса задач и подсистем ЭИС, построенных с помощью других средств проектирования, на конкретного информационного работника конкретного предприятия, учитывающая специфику сложившейся там системы обработки данных.

Инструментальные средства программиста определяют информационные технологии, доступные пользователю с любой квалификацией в области вычислительной техники и программирования.

Сервисные программы предоставляют ряд услуг по обеспечению эксплуатации ЭВМ и программного обеспечения.

Для общения пользователя с программным, техническим и информационным обеспечением применяют языки общения. Они могут быть формализованными, не полностью или полностью естественными языками. Совокупность языков общения, правил их формализации и терминов, используемых в ЭИС, образует лингвистическое обеспечение.

Совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование и использование технического, программного и информационного обеспечения и определяющих порядок выполнения действий, приводящих к получению и использованию искомого результата, образует методическое и организационноеобеспечение. В ЭИС они определяют технологический процесс работы системы. Кроме операционных систем для функционирования любой ЭИС необходимы также:

· тестовые и диагностические программы;

· программные средства телекоммуникации;

· программные средства защиты информации от несанкционированного доступа и воздействий;

· программные средства подтверждения целостности передаваемого документа и идентификации подписи автора;

· программный интерфейс с другими компьютерными системами и т.д.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение в качестве самостоятельного вида обеспечения стали выделять как один из важнейших компонентов успешной разработки и эффективного функционирования АИС, от которого зависит взаимодействие целей и функций системы, аппарата управления и разнообразных ресурсов.

Основная цель организационного обеспечения – анализ существующей системы управления и разработка комплекса организационных решений, направленных на повышение ее эффективности. Оно необходимо для обеспечения взаимодействия персонала АИС как с техническими средствами, так и между собой в процессе решения задач управления.

В составе организационного обеспечения можно выделить:

1) методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы, средства, необходимые для эффективного проектирования и функционирования АИС – комплекс задач, включая типовые, типовые структуры управления, унифицированные формы документов;

2) общегосударственные и отраслевые классификаторы;

3) техническую документацию, формируемую в процессе проектного обследования (техническое задание и технико-экономическое обоснование АИС), в ходе технического и рабочего проектирования (технический и рабочий проекты) и в период внедрения (документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию);

4) поскольку выполнение любой работы предполагает наличие исполнителей, необходим коллектив специалистов аппарата управления, осуществляющий процессы анализа данных и принятия решений, а также обработки данных и занимающийся вопросами разработки и развития самой системы управления объектом, что и составляет четвертую группу структурной схемы организационного обеспечения.

Организационное обеспечение объединяет в единую систему техническое, программное и информационное обеспечение.

ЭИС включает в себя собственный аппарат управления, обеспечивающий функционирование всех ее подсистем как единое целое. Такое структурное подразделение, как и всякое другое, должно выполнять:

· сбор первичной информации об объекте управления и окружающей среде на основе использования документов, применения вспомогательных средств или средств автоматической регистрации данных;

· передачу информации курьеру или ее рассылку с помощью локальных, региональных или других сетей;

· хранение и поддержку в работоспособном состоянии коллективно используемой информации в центральной базе данных или распределенной по узлам сети;

· обработку информации на основе централизованной или распределенной технологии.

В современных ЭИС для большинства сотрудников созданы средства поддержки принятия решения (СППР), связанные в локальную сеть. При этом управленческий персонал ЭИС обеспечивает ее функционирование и развитие. Главные же функции персонала ЭИС состоят в разработке:

· юридических и правовых норм для работы управленческого аппарата в условиях компьютеризации;

· документации, регулирующей порядок обмена информацией с другими компьютерными системами, правила выхода из нештатных ситуаций;

· методической документации для подготовки управленческих работников в условиях компьютеризации и др.

Как правило, персонал ЭИС состоит из сотрудников отдела разработок, внедрения и сопровождения новых программ.

Для разработки новых задач от высшего руководства предприятия поступает следующая информация: перспективные планы развития предприятия, содержащие цели, к достижению которых стремится руководство предприятия, а также бюджетные ограничения на создание новых систем.

Правовое обеспечение ЭИС

Оно представляет собой совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, структуру, функции и правовой статус ЭИС. Правовое обеспечение ЭИС осуществляет правовое регулирование разработки ЭИС и взаимоотношения разработчика и заказчика. Правовое обеспечение этапа функционирования ЭИС определяет ее статус в процессе управления, обеспечение информацией процесса принятия решения и правовое обеспечение информационной безопасности функционирования ЭИС. Правовое обеспечение включает общую и специальную части. Общая содержит нормативные документы, регламентирующие деятельность ЭИС, а специальная осуществляет юридическую поддержку принятия решений. В настоящее время на российском рынке коммерческих юридических баз данных существует более 20 продуктов, которые могут осуществлять правовую поддержку принятия решений и могут быть легко встроены в ЭИС.

Функциональная часть ЭИС

 

Функциональная часть фактически является моделью системы управления объектом. В ходе декомпозиции функциональная часть разбивается на подсистемы, конкретный состав которых определяется признаком декомпозиции. Но поскольку сложная система всегда многофункциональна, ЭИС может быть декомпозирована по разным признакам. Применительно к системам управления признаком структуризации могут служить функции управления объектом, в соответствии с которыми ЭИС состоит из функциональных подсистем. Это один из распространенных признаков декомпозиции систем управления, который не всегда удовлетворяет проектировщиков ЭИС. Поэтому разработаны и другие системы признаков, используемые, как правило, в комбинации с функциональным признаком. К ним относятся:

· уровень управления (высший, средний, оперативный);

· вид управляемого ресурса (основные фонды, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы);

· сфера применения (банковские информационные системы, статистические, налоговые, бухгалтерские, фондового рынка, страховые и т.д.);

· функции управления и период управления.

Выбор признаков декомпозиции ЭИС зависит от специфики объекта управления и целей ее создания.

Трансформация целей управления в функции, а функций – в подсистемы ЭИС позволяет проводить дальнейшую декомпозицию. Если подсистемы реализуют некоторые отдаленные друг от друга функции управления, то каждую из них можно делить на более детальные подфункции или, как их еще называют, задачи (или комплексы задач). Под задачей в самом общем виде следует понимать выражение вида:

< Дано А, требуется В >,

где А – условия;

В – цель.

Цель решения задачи может быть сформулирована двояко:

1) построить, получить или отождествить объект, отвечающий некоторым критериям (задача на нахождение);

2) доказать по установленным правилам правильность построения или отождествления некоторого объекта (задача на доказательство).

В задачах "на нахождение" поиск неизвестной процедуры является целью, ибо с ее помощью происходят поиск и отождествление неизвестного объекта с предъявленными к нему требованиями. Именно такой тип задач близок к задачам управления, т.к. в большинстве случаев достижение цели обеспечивается поиском информационных технологий, способных представить пользователю необходимую информацию. После того как задача "на нахождение" решена, т.е. найдена соответствующая информационная технология составления программы поиска или расчета, термин "задача" не исчезает, а применяется и бале в процессе многоразового использования найденной процедуры. Задача из статуса "на нахождение" переходит в статус "на доказательство". В задачах "на доказательство" в качестве неизвестного выступает последовательность (цепочка) известных правил, выполнение которых позволяет отождествить объект по заданным критериям. Доказательство заключается в том, чтобы каждый раз при наличии новых исходных данных и уже известных процедур продемонстрировать наличие или отсутствие у определенных объектов тех или иных характеристик. Особенно ярко задача "на доказательство" демонстрируется экспертными системами, в которых сам принцип их построения базируется на доказательстве целей.

Состав задач в ЭИС определяется следующими факторами:

· важностью той или иной функции управления;

· возможностью формализации управленческих процедур;

· уровнем подготовки персонала управления к использованию компьютеров;

· наличием информационной базы и технических средств.

Их распределение между участниками процесса управления может происходить по-разному, поскольку некоторые задачи могут быть целиком решены на одном рабочем месте, а другие для этого требуют участия многих управленческих работников. Но каким бы ни было такое разделение, оно не должно сказаться на содержательной части задачи.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 88.