Информатика и информационная технология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

        

Информатика как наука занимается изучением информационных процессов и методов их автоматизации на основе программно-аппаратных средств вычислительной техники и средств связи. Исторически информатика изучала научную информацию и способы ее структуризации, систематизации, хранения и распространения. Появление средств вычислительной техники позволило автоматизировать часть указанных операций. Дальнейшее изучение процессов возникновения, накопления информации, ее структуризации, передачи, обработки и представления потребовало создания специального аппарата, позволяющего описывать, анализировать и систематизировать различные фазы информационных процессов. Так возник аппарат информационного моделирования. Наличие частных моделей информационных процессов позволило целенаправленно использовать средства вычислительной техники и связи, которые, в свою очередь, совершенствовались для большего удовлетворения потребностей информатики. Начиная с 80-х гг. прошлого столетия различные фазы преобразования информации стали рассматриваться как единый информационный процесс, направленный на удовлетворение информационных потребностей человечества. В этом проявился выход информатики на глобальный уровень, позволяющий говорить о том, что человечество осознало информацию как ресурс развития общества, а информатику – как науку, развитие которой позволит обеспечить полное использование этого ресурса. С информатикой связывают решение принципиально новых проблем человечества: создание информационной модели мира, расширение творческого аспекта деятельности человека, переход к безбумажной информатике, доступность информационного ресурса каждому члену общества.

В настоящее время информатика приобрела многоаспектный характер. В ней соединены глобальность и конкретность применения, методы формализации и физической реализации.

При моделировании информационного процесса и его фаз выделяют три уровня: концептуальный, определяющий содержание и структуру предметной области; логический, на котором производится формализация модели, и физический, обеспечивающий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.

Трехуровневый подход может быть целесообразен и при изучении информатики. При таком подходе можно выделить следующие уровни информатики: физический, логический и прикладной (или пользовательский).

На физическомуровне информатика занимается аппаратно-программными средствами вычислительной техники и средствами связи, которые как бы составляют ее фундамент и позволяют физически реализовывать ее логический и прикладной уровни.

На логическом уровне информатики изучается технология переработки информационного ресурса в целях получения новой информации на базе средств ВТ и связи, т.е. логический уровень – это информационная технология.

Наконец, третий, прикладной уровень информатики посвящен вопросам использования информационной технологии при создании и эксплуатации систем, в которых преобладающими процессами являются информационные.

Таким образом, предметом курса "Автоматизированные информационные технологии в экономике" являются логический и прикладной уровни информатики. Физический же уровень изучается в курсе "Информатика", который посвящен аппаратным средствам электронной вычислительной техники и базовому программному обеспечению.

Автоматизированная информационная технология АИТ имеет свои цели, методы и средства реализации. Кратко их содержание состоит в следующем.

Целью автоматизированной информационной технологии является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя.

Методами АИТ являются методы обработки и передачи данных.

Средства АИТ – это математические, программные, информационные, технические и др.

При таком определении целей методов и средств под автоматизированной информационной технологией будем понимать целостную техническую систему, обеспечивающую целенаправленные создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается информационная технология.

Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную, базовые и конкретные информационные технологии.

Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества. Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение и т.д.). Конкретные информационные технологии реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей (например, задачи учета, планирования, анализа).

Системы и большие системы

Управление - это центральное понятие изучаемого курса. Наиболее точно управление определяется как функция системы, обеспечивающая либо сохранение совокупности её основных свойств, либо её развитие в направлении определенной цели. Отсюда следует, что вне системы, без системы управление невозможно. И поэтому, чтобы понять, что такое управление, необходимо, прежде всего, выяснить, что такое система, тем более что понятие "система" и его производные в настоящее время являются ключевыми философско-методическими и специально-научными понятиями.

Система (от греческого systema - целое, составленное из частей соединение) - это совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом, образующая определенную целостность, единство.

Количество элементов, образующих систему, и связей между ними не уточняется, так как такое уточнение может привести к спору, подобно тому, который вели древние философы: сколько вместе сложенных камней образуют кучу?

Системы весьма разнообразны. Для выполнения их общих закономерностей, прежде всего, остановимся на некоторых понятиях, которые будут использованы для характеристики систем.

Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Сложные элементы систем, в свою очередь, состоящие из более простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.

Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.

Структура системы - совокупность внутренних устойчивых связей между элементами системы, определяющая её основные свойства. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и внутренние связи между элементами организованы только от вышестоящих уровней к нижестоящим и наоборот, то говорят об иерархической структуре системы. Чисто иерархические структуры встречаются практически крайне редко, поэтому, несколько расширяя это понятие, под иерархической структурой обычно понимают и такие структуры, где среди прочих связей иерархические связи имеют главенствующее значение.

Целостность системы - принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и в то же время зависимость свойств каждого элемента от его места и функции внутри системы.

В наиболее общем плане все системы можно разделить на материальные и абстрактные.

Материальные системы представляют собой совокупность материальных объектов. Среди материальных систем можно выделить неорганические (технические, химические и т.п.), органические (биологические) и смешанные (содержащие элементы как органической, так и неорганической природы). Среди смешанных систем следует отметить подкласс эрготехнических систем (систем "человек- машина"), состоящих из человека-оператора (группы операторов) - эргатический элемент и машины (машин); в таких системах человек посредством машины осуществляет трудовую деятельность, связанную с производством материальных благ, услуг, управлением и т.п.

Особое место среди материальных систем занимают системы социальные, основной вид связей в которых определяется общественными отношениями людей. Важный подкласс социальных систем - социально-экономические системы, связанные с общественными отношениями людей в процессе производства.

Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления - знания, теории, гипотезы.

Другое важное разделение систем может быть произведено по признаку их происхождения. В этом случае системы делятся на естественные и сделанные человеком.

Климат и почва являются типичными естественными системами.

Системы, сделанные человеком, - это те естественные системы, процесс которых изменён человеком с помощью изменения его объектов (элементов), свойств и связей.

Естественные и сделанные человеком системы могут быть физическими или абстрактными.

Некоторые естественные системы называются адаптивными. Это такие системы, в которых происходит постоянное приспособление к порождающей новые входы окружающей среде. Фронт погоды - пример адаптивной системы.

Системы, сделанные человеком, могут быть также адаптивными. Это вообще получается тогда, когда подача входа, его обработка и доставка выхода должны выполняться человеком. Адаптивная система - такая, в которой происходит непрерывный процесс обучения или самоорганизации.

Различают также статические и динамические системы. Состояние статической системы с течением времени остаётся постоянным, динамические системы, наоборот, изменяют свое состояние во времени.

Динамические системы, у которых состояние их элементов в данный момент времени полностью определяется их состоянием в любой предшествующий или последующий моменты времени, называются детерминированными. Если же подобное предсказание состояния системы невозможно, то она относится к классу вероятностных (стохастических). Типичный пример простой вероятностной системы - барабан с шарами спортлото.

По характеру взаимодействия системы и внешней среды различают закрытые и открытые системы. Закрытые системы изолированы от окружающей среды, все процессы, кроме энергетических, замыкаются только внутри самой системы.

Открытые системы активно взаимодействуют с внешней средой, что позволяет им сохранять высокий уровень организованности и развиваться в сторону увеличения своей сложности.

По сложности системы делятся на простые, сложные и очень сложные, или большие.

Простая система - это система, состоящая из небольшого числа элементов и не имеющая разветвленной структуры (нельзя выявить иерархические уровни).

Сложная система - система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), являющихся, в свою очередь, простыми системами.

Большая система - это сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков, а именно: наличие разнообразных (материальных, информационных, денежных, энергетических) связей между подсистемами и элементами подсистем; открытость системы; наличие в системе элементов самоорганизации; участие в функционировании системы людей, машин и природной среды.

Понятие большой системы было введено, как следует из приведенных выше признаков, для обозначения особой группы систем, не поддающихся точному и подробному описанию. Для большинства систем можно выделить следующие основные признаки:

1. Наличие структуры, благодаря которой можно узнать, как устроена система, из каких подсистем и элементов состоит, каковы их функции и взаимосвязи, как система взаимодействует с внешней средой.

2. Наличие единой цели функционирования, т.е. частные цели подсистем и элементов должны быть подчинены цели функционирования системы.

3. Устойчивость к внешним и внутренним возмущениям. Это свойство подразумевает выполнение системой своих функций в условиях внутренних случайных изменений параметров и дестабилизирующих воздействие внешней среды.

4. Комплексный состав системы, т.е. элементами и подсистемами большой системы являются самые разнообразные по своей природе и принципам функционирования объекты.

5. Способность к развитию. В основе развития систем лежат противоречия между их элементами. Снятие противоречий возможно при увеличении функционального разнообразия, а это и есть развитие.

Изучение, анализ и синтез больших систем проводится на основе системного подхода, который предполагает учет основных свойств таких систем.

Системный подход есть методология исследования труднонаблюдаемых и труднопонимаемых свойств сложных объектов, основанная на том, что не игнорируется наличие тесной взаимосвязи между большим числом как внутренних, так и внешних факторов, определяющих поведение рассматриваемой системы; учитывается имеющаяся неопределенность поведения системы в целом и отдельных её частей как результат действия случайных факторов и участия в системе людей; учитываются изменения во времени свойств системы и внешней среды.

Подобный подход оказывается эффективным и при решении задач анализа системы – определения функций, реализуемых системой при известных элементах и известной ее организации, и решении задачи синтеза системы – определения элементов и ее организации по заданной функции. Системный подход - одно из наиболее перспективных научных направлений в экономике, поскольку именно к категории больших систем относится большинство социально-экономических систем.

Важным инструментом исследования систем, да и не только, является метод моделирования. Суть этого метода состоит в том, что исследуемый объект заменяется его моделью, т.е. некоторым другим объектом, сохраняющим основные свойства реального объекта, но более удобным для исследования или использования.

Различают физические и абстрактные модели. При изучении автоматизированных информационных технологий наибольшее распространение получили абстрактные информационные модели.

Информационная модель – это отражение предметной области в виде информации. Предметная область представляет собой часть реального мира, которая исследуется или используется. Отображение предметной области в информационных технологиях представляется информационными моделями нескольких уровней (рис. 1.4).

 

Рис. 1.4. Уровни информационных моделей

Концептуальная модель (КМ) обеспечивает интегрированное представление о предметной области (например, технологические карты, техническое задание, план производства и т.п.) и имеет слабо формализованный характер. Логическая модель (ЛМ) формируется из концептуальной путем выделения конкретной части (скажем, подлежащей управлению), ее детализации и формализации. Логическая модель, формализующая на языке математики взаимосвязи в выделенной предметной области, называется математической моделью (ММ). С помощью математических методов математическая модель преобразуется в алгоритмическую модель (АМ), задающую последовательность действий, реализующих достижение поставленной цели управления. На основе АМ создается машинная программа (П), являющаяся той же алгоритмической моделью, только представленной на языке, понятном ЭВМ.

Выделение информационных моделей разных уровней абстракции позволяет разделить сложный процесс отображения "предметная область – программа" на несколько итеративных более простых отображений.

Управление в системах

 

Процессы управления присущи как живой, так и неживой природе. С управлением мы сталкиваемся в своей жизни повсеместно. Это и государство, которым управляют соответствующие структуры; это и ЭВМ, работающая под управлением программы, и т.д.

Совокупность объекта управления (ОУ), управляющего органа (УО) и исполнительного органа (ИО) образуют систему управления, в которой выделяются две подсистемы: управляющая (УО и ИО) и управляемая (ОУ).

На рис. 1.5 представлена укрупненная структура схемы системы управления, на которой выделены входящие в нее подсистемы.

 

 

Рис. 1.5. Укрупненная структурная схема системы управления

 

В процессе функционирования этой системы управляющий орган (УО) получает осведомляющую информацию IOC о текущем состоянии объекта управления (ОУ) и входную информацию IВХ о том, в каком состоянии должен находиться объект управления. Отклонения объекта управления от заданного состояния происходят под воздействием внешних возмущений (V). Результатом сравнения информации IВХ и IОС в управляющем органе является возникновение управляющей информации IУ, которая воздействует на исполнительный орган (ИО). На основе информации IУ исполнительный орган вырабатывает управляющее воздействие (U), которое ликвидирует отклонение в объекте управления.

Наиболее сложным звеном в системе управления является управляющий орган. Здесь степень сложности определяется количеством выполняемых функций, т.е. управляющий орган должен уметь производить наибольшее разнообразие действий. Это естественно, так как на любое состояние объекта управления управляющий орган должен отреагировать соответствующим образом, своевременно обработав поступившую в него информацию и выработав управляющую информацию.

Как видно из структурной схемы системы управления, для ее функционирования необходима информация. На приведенной схеме изображены три ее потока: IВХ, IОС и IУ. Информация IВХ сообщает управляющему органу о множестве возможных состояний объекта управления и управляющего органа, а также о том, в каком из состояний должен находиться объект управления и управляющего органа, а также о том, в каком из состояний должен находиться объект управления при заданных внешних условиях. Информация IОС – это информация обратной связи. Понятие обратной связи является фундаментальным в теории управления. В общем случае под обратной связью понимают передачу воздействия с выхода какой-либо системы обратно на ее вход. В системах управления обратная связь является информационной, и с ее помощью в управляющую подсистему поступает информация о текущем состоянии управляемой подсистемы. Третий информационный поток IУ – это информация, возникшая в результате обработки в управляющем органе информации IВХ и IОС и управляющая работой исполнительного органа. Очень важным компонентом входной информации IВХ является информация о цели управления, ибо управление бессмысленно, если не направлено на достижение определенной цели. Если управление наилучшим образом соответствует поставленной цели, то оно называется оптимальным. Критерием оптимальности управления является некоторая количественно измеряемая величина, отражающая цель управления. Математическая запись критерия оптимальности носит название целевой функции. При оптимальном управлении значение целевой функции достигает экстремума (максимума или минимума в зависимости от критерия оптимальности).

Ярко выраженный целевой информационный характер управления подтверждается кибернетическим его определением: управление есть процесс целенаправленной переработки информации.

Автоматическое управление осуществляется, как правило, в простых системах, в которых заранее известны описание объекта управления и алгоритм управления им. По принципу управления системы автоматического управления могут быть разомкнутыми и замкнутыми. В разомкнутых системах измеряется возмущение, отклоняющее объект от заданного состояния, и вырабатывается воздействие, компенсирующее возникшее возмущение. Такая система не способна длительное время управлять неустойчивым объектом. В замкнутых системах (рис. 1.6) реализуется идея обратной связи, благодаря которой информация об отклонении управляемого объекта от заданного состояния позволяет выработать воздействие, возвращающее объект в это состояние.

 

 

Рис. 1.6. Упрощенная структурная схема замкнутой САУ

 

Благодаря тому, что поведение объекта и алгоритм управления строго заданы, системы автоматического управления могут работать автономно, без участия человека (хотя, конечно, их создание и наблюдение за их функционированием невозможно без человека).

Как правило, САУ используются в технических системах, и в качестве управляющего органа (УО) используется компьютер, который с помощью программы (для него это IВХ) выдает результат обработки информации, обычно физический сигнал. Это сигнал управления (IУ), который через преобразователь (ПР-1) приводит в действие исполнительный орган (ИО), возвращающий объект управления (ОУ) в заданное программой компьютера состояние. Состояние ОУ, меняющееся под воздействием внешних возмущений V, определяет значение сигнала обратной связи (IОС), которое через преобразователь (Пр-2) поступает в компьютер (УО). Преобразователи необходимы для изменения уровней или природы проходящих через них сигналов, так как элементы системы могут быть различными по своей физической сути.

С ростом и усложнением производства объекты управления приобретают характер сложных и больших систем, имеющих большое число элементов и подсистем, связи между которыми не всегда ясны, а критерии функционирования не обладают достаточной четкостью. В этих условиях использовать результаты теории автоматического управления в полной мере не удается, и в контур управления, помимо человека – оператора ЭВМ, действующего по заданным алгоритмам, включается лицо, принимающее решение (ЛПР). Наличие ЛПР в контуре управления является отличительной чертой автоматизированных систем управления, которые в случае применения в организационно-экономическом управлении называют экономическими информационными системами – ЭИС (рис. 1.7). Автоматизированное управление применяется в том случае, если нет возможности реализовывать автоматическое управление.

Как видно из рис. 1.7, ЛПР, получив информацию обратной связи I ОС, осведомляющую его о состоянии объекта управления (ОУ), обращается к ЭВМ (поток I ВХ), имеющей определенное программное обеспечение (ПО) и вырабатывающей рекомендации к принятию решения (поток I ВЫХ). На основе анализа предложенных ЭВМ альтернатив ЛПР принимает решение, которое в виде управляющей информации (I У) поступает в исполнительный орган (ИО), переведя его в необходимое состояние. Например, министр (это ЛПР), получив информацию о состоянии отрасли (это ОУ), после обработки всей нужной информации на ЭВМ и просчета наборов вариантов поведения в сложившейся ситуации принимает решение, которое реализуется аппаратом министерства (это ИО) в управляемой отрасли производства.

 

 

 



Рис. 1.7. Структурная схема экономической информационной системы

 

Процессы управления протекают повсеместно, ежедневно, ежечасно, ежесекундно и охватывают буквально все стороны и моменты человеческой деятельности.

Что же характерно для любого процесса управления?

Прежде всего, в любом процессе управления, как уже отмечалось, есть объект, которым управляют (станок, предприятие, отрасль и т.п.). Далее, имеется орган, который осуществляет управление (человек или какое-либо техническое устройство). В процессе управления этот орган получает некоторую информацию о состоянии управляемого объекта и информацию о состоянии внешней среды, в которой находится и с которой связан управляемый объект. Эта информация воспринимается управляющим органом, который вырабатывает на её основе управляющую информацию (или, как принято говорить, принимает решение). Наконец, на основе принятого решения некоторый исполнительный орган (рука рабочего, аппарат министерства и т.п.) осуществляет управляющее воздействие на управляемый объект.

Вот эти три звена (совместно с информационными связями) образуют систему управления.

Самым сложным звеном из представленных на этой схеме является, безусловно, управляющий орган – не самым большим, объемным с точки зрения набора каких-то простых элементов, а самым сложным функционально, т.е. способным производить наибольшее разнообразие действий. Это вытекает из самих функций органа управления: он должен обладать способностью своевременно переработать поступающую информацию, выработать управляющую информацию и довести её до исполнителя, до объекта управления, причем на любое из множества возможных состояний объекта управления управляющий орган должен отреагировать своим, конкретным для данной ситуации оптимальным управляющим сигналом.

Это фундаментальное положение известно как закон необходимого разнообразия, согласно которому для успешного управления управляющий орган должен обладать, по крайней мере, не меньшим разнообразием, чем объект управления.

Управление всегда осуществляется для достижения определенной цели, вполне конкретной для каждого конкретного объекта управления и связанной с состояниями объекта и среды, в которой он находится.

Очень важно правильно определить цель управления.

Подходя с разных точек зрения, можно предлагать различные цели для управления одним и тем же объектом. Определить основную цель управления сложным объектом часто бывает так трудно, что этому вопросу посвящаются целые научные исследования. Но в любом случае факторы, которые следует учитывать, задаются как ограничения.

Критерием оптимальности управления, показывающим степень достижения поставленной цели, является целевая функция управления.

Целевая функция управления - это некоторая количественно измеряемая величина, являющаяся функцией входных, выходных переменных, параметров объекта управления и времени. Оптимальное управление - это управление, обеспечивающее экстремум (максимум или минимум) целевой функции управления при заданных ограничениях.

Как видно из обобщенной структурной схемы управления, для реализации оптимального управления необходимо знать целевую функцию управления и заданные для неё ограничения. Нужна также информация о состоянии объекта управления и внешней среды и о множестве возможных состояний элементов системы управления. Без информации нет управления. Особое внимание должно быть обращено на качество всех видов информации. И в первую очередь информация должна быть полной, достоверной и своевременной, иначе управляющие воздействия могут оказаться неэффективными и даже вредными.

Например, если поступает неверная информация о потребности народного хозяйства в каком-то продукте, то управление предприятием (а народное хозяйство является для предприятия в какой-то мере и внешней средой) с целью получения максимального выпуска этого продукта может оказаться вредным, ибо лучше было бы уделить в этом случае внимание увеличению выпуска другого более дефицитного продукта.

Не менее важной является информация, поступающая в управляющую подсистему по линии обратной связи от управляемой подсистемы. Обратная связь – одно из основных понятий теории управления. В общем виде обратной связью называется любая передача воздействия с выхода какой-либо системы обратно на её вход (см. рис. 1.5). В системах управления обратную связь можно определить и несколько иначе, а именно как информационную связь, с помощью которой в управляющую подсистему поступает информация о результатах управления объектом, т.е. информация о новом состоянии объекта, которая возникла под влиянием управляющих воздействий.

Благодаря наличию обратных связей сложные системы оказываются в принципе способными выходить за пределы действий, предусмотренных и предопределенных их конструктором, ибо обратная связь создает у систем новое качество, а именно способность накапливать опыт, определять своё будущее поведение в зависимости от своего поведения в прошлом, т.е. самообучаться.

Управляющие воздействия, поступающие из управляющей подсистемы в управляемую, могут иметь различный характер: энергетический, материальный, информационный – в зависимости от природы управляемого объекта. Среди всех систем особое место занимают системы, управляемый объект у которых – люди, коллективы людей. Подобные системы получили название систем организационного управления (или просто организационных систем), ибо управляющие воздействия в них направлены на организацию (согласование) поведения коллективов людей и имеют информационный характер. Для таких систем полностью справедливо следующее кибернетическое определение управления: управление есть процесс целенаправленной переработки информации. (Поскольку энергетические и разные материальные управляющие воздействия косвенно также являются носителями информации, то, вообще говоря, данное определение может быть распространено на системы управления любой природы).

Изменение места и функций объектов означает изменение системы управления или переход к другой системе управления. Все сказанное относится к общему, характеризующему управление как процесс независимо от конкретного объекта.

Опыт создания автоматизированных систем управления свидетельствует, что каждая единичная система имеет столь много особенностей, что в большинстве случаев не поддается даже типизации.

Всесторонняя и полная характеристика управления, быть может, один из наиболее трудных вопросов. С нашей точки зрения, это прежде всего философский вопрос. Поэтому будем рассматривать управление в рамках конкретных социальных процессов, т.е. состояние и развитие общества как совокупность отношений людей, коллективов, единство социально-классовых интересов.

Субъективные законы общественного развития влияют на поведение людей и общества, и в этом смысле мы можем рассматривать развитие как результат управления обществом. Тем не менее, это нельзя назвать управлением.

Управление обществом - это всё то, что связано с целенаправленной деятельностью людей, все то, на что они могут воздействовать, и это воздействие носит информационный характер. Если из всего того, что называется историей и повседневностью общества, как бы исключить действие объективных социальных законов и природных условий, которые нельзя изменить, все остальное представляет собой управление, понимаемое как деятельность, как воздействие, как процесс.

Если предположить, что законы общественного развития реализуются через сознательную деятельность людей, то этого достаточно, чтобы такая деятельность была связана с управлением и названа результатом управления. Такова наша исходная методологическая позиция, с которой начинается более конкретный анализ управления.

Зачастую определения исключают друг друга. Обращают на себя внимание два взаимодополняющих и одновременно принципиально различных содержания, которые вкладываются в понятие "управление". Это обусловлено существованием двух принципиально различных подходов к управлению с точки зрения практических задач. Первый из них определяет содержание управления как управленческую деятельность, а второй - как процесс.

Когда рассматривают управление как управленческую деятельность, исходят из позиции, интересов, целей и задач управляющего по отношению к управляемому. Управленческая деятельность представляет собой отношение субъекта к объекту управления, который всегда и везде конкретно задан.

Если же рассматривать управление как процесс, содержание этого понятия можно выяснить с помощью характеристик процесса управления, при этом исследуются объективно данные структурные особенности процесса, последовательность его этапа и т.д. При таком подходе управление рассматривается независимо от конкретных характеристик объекта и субъекта. Вследствие этого используются понятия "управляющая подсистема" и "управляемая подсистема".

При рассмотрении управления как деятельности, или управленческого труда, необходимо сгруппировать объекты и субъекты управления и выявить некоторые общие их черты и характеристики. Однако чем более широкий круг явлений охватывает наша группировка, тем в большей мере управленческая деятельность теряет свое конкретное значение по отношению к объекту. И если обратиться к системе коллективного управления обществом, первый подход перерастает во второй, так как по существу здесь исследуется управление как процесс в рамках общества.

Ценное и практически полезное в подходе к управлению как управленческой деятельности состоит в конкретном содержательном отношении субъекта к объекту управления.

Директор предприятия, для того чтобы принимать решения, должен знать и экономику, и технику, и технологию, и людей, с которыми работает, должен уметь ясно сформулировать конечную цель, а также правильно формулировать цели на отдельных этапах, знать законы страны, быть хорошим воспитателем и т.д.

Ценное и практически полезное в подходе к управлению как процессу заключается в том, что можно управлять, не познавая полностью объект управления. Можно, например, не знать устройства телевизора, но управлять его работой, пользуясь ручным управлением. Это и есть функциональный подход в управлении, на котором основывается принцип "черного ящика".

Специфика двух содержаний понятия "управление" наиболее ярко проявляется при принятии решения. Когда управление рассматривается как процесс, принятие решения представляет собой только выбор одного из возможных вариантов, и тем самым уменьшается неопределенность системы. Каждый из вариантов оптимален по определенному критерию. Поэтому важно то, что цель и система критериев принятия решения задаются за пределами системы управления и не являются ни предметом, ни моментом самого процесса управления. Когда же управление рассматривается как управленческая деятельность, субъект управления определяет, вырабатывает критерий для оценки и цель. В этом отражается социально-классовый характер управленческой деятельности, в то время как управленческий процесс не имеет такой характеристики. Вот почему управление как деятельность представляет собой гораздо более широкое понятие, чем управление как процесс. Оно включает в себя содержательную сторону информации, её прием, обработку и передачу. Основной принцип управленческой деятельности - познать полно и всесторонне объект управления. При управлении как процессе в этом нет необходимости, достаточно лишь познать код преобразования информации, не затрагивая её содержательный аспект.

В связи со все более широким (но всё ещё односторонним и недостаточным) использованием математических методов в управлении обсуждается вопрос о возможной степени его формализации. Управленческая деятельность (руководство) представляет собою в целом неформализуемое явление. Могут быть формализованы знания, которые используются в управлении, даже части управленческой деятельности, но в целом его формализовать нельзя.

Управленческая деятельность представляет собой один из источников творческого начала на бесконечном пути человеческого познания.

Управление как процесс, однако, может быть полностью формализовано. Формализация управления вытекает из его информационной сущности, из возможности переводить любые сигналы с одного языка на другой и, главное, - на машинный язык. На этом основана автоматизация управления.

В заключение можно сказать следующее.

1. Управление как деятельность, как руководство является комплексной проблемой. С практической точки зрения, руководитель должен обладать знаниями, соответствующими всесторонней и комплексной характеристике объекта управления. С научной точки зрения, управленческая деятельность не может быть предметом отдельной науки или научной дисциплины, а является предметом исследования целого ряда наук.

2. Управление как процесс, и оно же как информационный процесс, до появления кибернетики не было предметом исследования. Кибернетика не исследует управление как комплексную проблему, не вторгается в области других наук. По существу, она исследует общее в управлении, т.е. управление как объективно данный процесс независимо от вещественной и природной характеристик объекта управления.

 


ü Информационные технологии в экономике и управлении базируются на основе аппаратных средств и программных продуктов. Аппаратные средства относятся к числу опорных технологий. Опорные технологии – это такие информационные технологии, которые могут применяться в любой сфере человеческой деятельности.

ü Информация – это отчужденное знание (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), которое может быть записано на материальный носитель для того, чтобы быть доступным кому-либо.

ü Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий с целью удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов посредством современных информационных технологий и развитой инфраструктуры. Информатизация ведется путем тесного взаимодействия между собой процессов совершенствования создания документированной информации, методов улучшения порядка и технологии ее сбора, накопления и хранения, процессов потребления – обработки, поиска и распространения информации; механизмов создания и развития средств обеспечения (программных, технических, лингвистических, правовых, организационных по документированию информации, организационных по выполнению информационных процессов).

ü Информационные технологии (ИТ) – совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости и процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

ü Информационные технологии в сфере экономики и управления, как уже отмечалось, – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

ü Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

ü Система – это совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом, образующая определенную целостность, единство.

ü Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Сложные элементы систем, в свою очередь состоящие из более простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.

ü Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.

ü Структурасистемы – совокупность внутренних устойчивых связей между элементами системы, определяющая ее основные свойства. Например, в иерархической структуре отдельные элементы образуют соподчиненные уровни и имеются внутренние связи между этими уровнями.

ü Целостность системы – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств элементов. В то же время свойства каждого элемента зависят от его места и функции в системе.

ü По характеру взаимодействия системы и внешней среды различают закрытые и открытые системы. Закрытые системы изолированы от окружающей среды, все процессы, кроме энергетических, замыкаются только внутри самой системы. Открытые системы активно взаимодействуют с внешней средой, что позволяет им сохранить высокий уровень организованности и развиваться в сторону увеличения своей сложности.

ü По сложности системы делятся на простые, сложные и очень сложные или большие.

ü Системный подход есть методология исследования труднонаблюдаемых и труднопонимаемых свойств сложных объектов, основанная на том, что не игнорируется наличие тесной взаимосвязи между большим числом как внутренних, так и внешних факторов, определяющих поведение рассматриваемой системы; учитывается имеющаяся неопределенность поведения системы в целом и отдельных ее частей как результат действия случайных факторов и участия в системе людей; учитываются изменения во времени свойств системы и внешней среды.

ü В приложении к управлению производственными объектами системный подход - это методология решения сложных производственно-хозяйственных проблем, связанных с нахождением оптимальных вариантов управленческих воздействий в условиях неопределенности поведения системы и полноты информации о них.

ü Целевая функция управленияэто некоторая количественно измеряемая величина, являющаяся функцией входных, выходных переменных, параметров объекта управления и времени

ü Оптимальное управление – это управление, обеспечивающее экстремум (максимум или минимум) целевой функции управления при заданных ограничениях.

ü Управление – есть процесс целенаправленной переработки информации. Поскольку энергетические и разные материальные управляющие воздействия косвенно также являются носителями информации, то, вообще говоря, данное определение может быть распространено на системы управления любой природы.

ü Управление как деятельность, как руководство является комплексной проблемой. С практической точки зрения, руководитель должен обладать знаниями, соответствующими всесторонней и комплексной характеристике объекта управления. С научной точки зрения, управленческая деятельность не является предметом отдельной науки или научной дисциплины, а является предметом исследования целого ряда наук.

ü Управление как процесс, и оно же как информационный процесс до появления кибернетики не было предметом исследования. Кибернетика не исследует управление как комплексную проблему, не вторгается в области других наук. По существу, она исследует общее в управлении, т.е. управление как объективно данный процесс независимо от вещественной и природной характеристик объекта управления.

 

 

 

1. Определите понятие технологии и ее аспектов. Что явилось причиной возникновения понятия "информационная технология"?

2. Какие научно-технические достижения составляют основу автоматизированных информационных технологий (АИТ)?

3. Что такое информационная система?

4. Раскройте суть понятий: информация, информатизация, информационная технология, информационный процесс. Объясните содержание синтаксического, семантического, прагматического аспектов информации.

5. Чем отличается экономическая информация и ее структурная единица – показатель?

6. Что такое информационные ресурсы и информационная система?

7. При оценке информации различают такие ее аспекты, как синтаксический, семантический и прагматический. В чем основная суть этих аспектов?

8. Опишите структуру экономической информации. Что такое показатель и реквизит?

9. Дайте определения системы и управления системой. Что такое элемент и структура системы?

10.  Раскройте суть понятий: "материальные системы", "абстрактные системы". Что такое статические и динамические системы?

11.  Чем отличается большая (очень сложная) система от сложной?

12.  В чем основная суть системного подхода при исследовании объектов управления?

13.  Что характерно для любого процесса управления? Назовите основные элементы системы управления.

14.  Основные понятия и роль обратной связи в процессе управления объектами.

 




Тема 2. Основы управления

Дата: 2018-12-28, просмотров: 556.