Контроль за деятельностью надзорных органов МЧС России по осуществлению федерального ГПН проводится:
1) при проведении проверок деятельности территориальных органов МЧС России;
2) при проведении контроля за деятельностью надзорных органов МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
Контроль за деятельностью территориальных органов МЧС России осуществляется на основании приказа МЧС России от 15 января 2014 г. № 12 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России» (далее – Инструкция), которая определяет:
виды, цели, задачи и порядок подготовки и проведения проверок территориальных органов МЧС России (региональный центр МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам РФ),
порядок и критерии оценки их деятельности;
полномочия должностных лиц, участвующих в проверке;
порядок осуществления контроля мероприятий по итогам проверки.
В ходе проверки территориальных органов МЧС России осуществляется проверка находящихся в их непосредственном подчинении:
подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС);
Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС);
аварийно-спасательные, поисково-спасательные, спасательные воинские формирования МЧС России (далее - СЦ);
иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России (далее - другие подразделения МЧС России).
Надзорная деятельность, осуществляемая территориальными органами МЧС России, контролируется и оценивается при проведении проверок.
По виду проверки подразделяются на: инспекторские, итоговые, специальные, контрольные и внезапные.
Инспекторская проверка (инспектирование) - форма контроля за деятельностью территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России, осуществляемого в соответствии с Комплексным планом основных мероприятий МЧС России на текущий год и включающего в себя комплекс мер по определению фактического состояния дел, изучению и оценке эффективности функционирования территориальных органов МЧС России и выработке мер по повышению их готовности к выполнению задач по предназначению.
Итоговая проверка - форма контроля за деятельностью территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России, осуществляемого в соответствии с планами основных мероприятий территориальных органов МЧС России на текущий год, проводимых силами самих территориальных органов МЧС России с 'целью оценки их готовности к выполнению задач по предназначению.
Контрольная проверка - форма контроля за деятельностью территориальных органов МЧС России, направленного на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе инспекторской и итоговой проверок.
Специальная проверка - форма контроля за отдельными направлениями деятельности территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России, осуществляемого в соответствии с Комплексным планом основных мероприятий МЧС России на текущий год структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России и планами основных мероприятий территориальных органов МЧС России структурными подразделениями территориальных органов МЧС России.
Внезапная проверка - форма контроля за деятельностью территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России, осуществляемого внепланово по решению Министра МЧС России и начальника территориального органа МЧС России соответственно и включающего в себя комплекс мер по определению готовности территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России к выполнению задач по предназначению.
Проверки проводятся в целях:
установления фактического положения дел по выполнению задач, возложенных на территориальные органы МЧС России и другие подразделения МЧС России в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЗНТ ЧС), обеспечения пожарной безопасности (далее - ОПБ) и безопасности людей на водных объектах в целом или по отдельным направлениям деятельности;
оценки результатов деятельности территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России по организации и ведению ГО, ЗНТ ЧС, ОПБ, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также экстренному реагированию при ЧС, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию в целом или по отдельным направлениям деятельности, готовности их к выполнению задач по предназначению;
определения степени влияния территориального органа МЧС России на реализацию единой государственной политики в субъекте Российской Федерации, муниципальных образованиях, организациях и учреждениях по вопросам ГО, ЗНТ ЧС, ОПБ и безопасности людей на водных объектах;
определения уровня профессиональной подготовки, качества выполнения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений МЧС России, условий прохождения военной (специальной) службы;
выявления недостатков в практической деятельности территориальных органов МЧС России и оказания помощи в их устранении;
выработки предложений по повышению готовности территориальных органов МЧС России к действиям в ЧС в мирное и военное время;
изучения, обобщения и распространения новых методов работы.
Задачами проверок являются:
определение соответствия организации деятельности проверяемых территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России;
оценка степени влияния территориальных органов МЧС России на подчиненные подразделения по всем направлениям деятельности, роли руководящего состава в организации управления имеющимися силами и средствами;
состояние дел по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения проверок;
выявление причин и условий, способствующих возникновению недостатков в деятельности проверяемых территориальных органов МЧС России и в других подразделениях МЧС России, выработка мер, направленных на их устранение, а также оказание практической и методической помощи проверенному территориальному органу МЧС России в совершенствовании деятельности.
Формирование комиссий для проведения проверок. Для проведения проверок, в зависимости от их вида, создаются:
комиссия МЧС России - для проверок территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России,
комиссия регионального центра МЧС России - для проверок ГУ МЧС России и других подразделений МЧС России, подчиненных региональному центру МЧС России,
комиссия ГУ МЧС России - для проверок подчиненных ему подразделений МЧС России.
С целью заблаговременной подготовки к проверке (за исключением контрольной и внезапной проверок) разрабатывается Программа проверки, в которой отражается: цель, содержание, время и порядок проведения, основные вопросы проверки, перечень практических мероприятий, проводимых в ходе проверки.
Программа инспекторской проверки утверждается первым заместителем Министра, а остальных проверок - отвечающим за деятельность структурного подразделения центрального аппарата МЧС России заместителем Министра (начальником регионального центра МЧС России, ГУ МЧС России) и доводится до сведения проверяемого территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России не позднее, чем за 2 недели до начала проверки.
Руководитель (председатель) комиссии по проведению инспекторской проверки назначается Министром, как правило, из числа заместителей Министра.
Руководитель (председатель) комиссии по проведению специальных проверок, проводимых структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, назначается по решению заместителя Министра, отвечающего за деятельность структурного подразделения, от которого формируется комиссия, а руководитель (председатель) комиссии по проведению специальных, итоговых и контрольных проверок территориальных органов МЧС России назначается по решению начальников территориальных органов МЧС России.
Руководитель (председатель) комиссии МЧС России по проведению внезапной проверки назначается Министром, а руководитель (председатель) комиссии территориального органа МЧС России по проведению внезапной проверки - начальником территориального органа МЧС России.
В состав комиссии МЧС России по проведению инспекторской и внезапной проверок включаются сотрудники, замещающие должности не ниже заместителя руководителя (начальника отдела) структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, заместителя руководителя подразделения МЧС России, а в состав комиссии территориального органа МЧС России по проведению итоговых и внезапных проверок - сотрудники, занимающие должности не ниже заместителя руководителя (начальника отдела) структурного подразделения территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России.
Должностные категории сотрудников структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, привлекаемых к другим проверкам, определяются решением заместителя Министра, координирующего соответствующее направление деятельности структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, а сотрудников территориальных органов МЧС России - начальниками территориальных органов МЧС России.
Состав комиссии МЧС России утверждается приказом (распоряжением) МЧС России.
При инспектировании территориальных органов МЧС России создается комиссия из: руководителя (председателя) комиссии, заместителя руководителя (председателя) комиссии, начальника штаба руководства и членов комиссии.
Штаб руководства создается с целью четкой организации и проведения проверки, с задачами подготовки организационных и планирующих документов по проведению проверки, решения организационных вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности членов комиссии, отработки отчетных документов по итогам проведения проверки. В состав штаба руководства входят сотрудники МЧС России из числа членов комиссии МЧС России.
При проведении остальных видов проверок руководитель (председатель) комиссии определяет количество членов комиссии и назначает ее состав в соответствии с целями, задачами и остальными факторами, влияющими на организацию и проведение проверки. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) МЧС России, начальника территориального органа МЧС России.
В состав комиссии МЧС России по проведению внезапной проверки включаются представители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, которыми осуществляется организация инспектирования территориальных органов МЧС России, применения пожарно-спасательных сил и сил гражданской обороны. экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, организация связи, представители других структурных подразделений центрального аппарата МЧС России - по дополнительному решению Министра. Состав комиссии территориального органа МЧС России по проведению внезапной проверки формируется начальником территориального органа МЧС России из представителей структурных подразделений территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России.
Командирование сотрудников МЧС России в территориальные органы МЧС России и другие подразделения МЧС России, проверенные в ходе инспектирования в течение года после инспектирования не допускается, за исключением выездов с целью проверки информации по обращениям, жалобам и заявлениям граждан, оказания практической помощи при возникновении ЧС, обучения и переподготовки кадров, а также в иных случаях, требующих неотложного реагирования вышестоящих органов.
Командирование сотрудников структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, других подразделений МЧС России для проведения проверок осуществляется в пределах соответствующих утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Командирование сотрудников регионального центра МЧС России и подведомственных ему подразделений МЧС России осуществляется в соответствии с планами основных мероприятий территориальных органов МЧС России в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Сотрудники МЧС России, включенные в состав комиссии, на период работы в ней освобождаются от выполнения основных должностных обязанностей. Замена включенных в состав комиссии сотрудников МЧС России осуществляется в установленном порядке.
Периодичность и продолжительность проведения проверок. Плановое инспектиро-вание территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России проводится не реже одного раза в пять лет.
При проведении инспекторской проверки регионального центра МЧС России могут быть проверены два-три ГУ МЧС России и другие подразделения МЧС России.
Периодичность проведения итоговых проверок территориальных органов МЧС России должна составлять:
комиссией регионального центра МЧС России - два-три ГУ МЧС России и других подразделений МЧС России в год;
комиссией ГУ МЧС России - ежегодно, когда не проводится проверка комиссиями МЧС России и регионального центра МЧС России.
Продолжительность инспектирования регионального центра МЧС России не должна превышать 21 сутки, без учета времени нахождения в пути следования.
Продолжительность инспектирования ГУ МЧС России не должна превышать 10 суток, без учета времени нахождения в пути следования.
Продолжительность итоговых, специальных и контрольных проверок территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России не должна превышать 5 суток, без учета времени нахождения в пути следования.
Продолжительность внезапных проверок территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России не должна превышать 2 суток, без учета времени нахождения в пути следования.
Срок инспектирования может быть продлен Министром или его первым заместителем в установленном порядке.
Срок итоговой, специальной и контрольной проверок может быть продлен в установленном порядке заместителем Министра, отвечающим за деятельность структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, от которого формируется комиссия, начальником территориального органа МЧС России соответственно.
Срок проведения внезапной проверки может быть продлен Министрам, начальником территориального органа МЧС России в установленном порядке.
Порядок подведения итогов и оформления результатов проверок. По завершении инспекторской проверки руководитель (председатель) комиссии:
проводит совещание с членами комиссии, на котором рассматриваются результаты проверки, уточняются оценки и выводы;
информирует о результатах проверки руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
рассматривает и подписывает проект акта проверки;
докладывает предварительные итоги проверки территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России (представляет докладную записку) Министру или его первому заместителю.
По завершении специальной и итоговой проверок руководитель (председатель) комиссии:
проводит совещание с членами комиссии, на котором рассматриваются результаты проверки, уточняются оценки и выводы;
информирует о результатах проверки руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
рассматривает и подписывает проект акта проверки территориального органа МЧС России;
докладывает предварительные итоги проверки территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России (представляет докладную записку) ответственному за деятельность структурного подразделения центрального аппарата МЧС России заместителю Министра, начальникам территориальных органов МЧС России соответственно.
По завершении контрольной проверки руководитель (председатель) комиссии:
проводит совещание с членами комиссии, на котором рассматриваются результаты проверки, уточняются оценки и выводы;
информирует о результатах проверки руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
представляет докладную записку об устранении недостатков проверенного территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России Министру или его первому заместителю, начальникам территориальных органов МЧС России соответственно.
По окончании инспекторской проверки территориального органа МЧС России структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, функцией которого является организация инспектирования территориальных органов МЧС России, в течение 15 рабочих дней проводится анализ передового опыта и недостатков, выявленных в ходе проверки, намечается комплекс мероприятий по их устранению с привлечением соответствующих структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и направляется проект акта проверки для рассмотрения на заседании коллегии МЧС России.
На заседании коллегии МЧС России руководитель (председатель) комиссии (заместитель руководителя (председателя) комиссии) докладывает о результатах инспекторской проверки территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России, заслушивается начальник регионального центра МЧС России по итогам инспекторской проверки, другие должностные лица проверенного территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России заслушиваются по решению руководителя (председателя) комиссии (заместителя руководителя (председателя) комиссии).
Результаты проведения итоговой проверки рассматриваются на заседании коллегии территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России с заслушиванием соответствующих начальников (руководителей).
По окончании итоговой проверки территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России осуществляются аналогичные по результатам инспекторской проверки действия по подведению итогов и оформлению результатов проверки. Срок подготовки отчетных документов устанавливается начальником территориального органа МЧС России.
По окончании специальной проверки, проведенной структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, не позднее 10 дней направляется в установленном порядке докладная записка заместителю Министра и составляется акт проверки. При проведении специальной проверки комиссиями территориальных органов МЧС России проводятся аналогичные действия с непосредственным докладом начальнику территориального органа МЧС России.
По окончании контрольной и внезапной проверок, проведенных комиссиями МЧС России, не позднее чем через 10 рабочих дней докладная записка об итогах проверки направляется Министру, а комиссиями территориальных органов МЧС России - их начальникам.
В акте проверки и докладной записке отражаются результаты проверки и оценка деятельности территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России, излагаются выводы и предложения по повышению качества профессиональной подготовки, эффективности деятельности в решении задач ГО, ЗНТ ЧС, ОПБ и безопасности людей на водных объектах и устранению выявленных недостатков. В докладной записке дополнительно даются поручения руководителям структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и регионального центра МЧС России по совершенствованию деятельности территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России, оказанию им практической помощи и контролю за устранением выявленных недостатков
При решении вопроса формирования кадрового резерва для назначения на вышестоящую должность, продвижения по службе, поощрения, необходимо учитывать результаты проверки по направлению деятельности должностных лиц территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 294.