Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляют аккредитованные органы по сертификации, проводившие ее сертификацию, с привлечением при необходимости представителей испытательной лаборатории, проводившей испытания.

Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о сертифицированной продукции в виде результатов испытаний и анализа состояния производства, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака обращения на рынке в целях подтверждения того, что продукция в течение времени действия сертификата продолжает соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится при сроке действия сертификата более 1 года:

 1) не более одного раза за период действия сертификата, выданного на срок до 2 лет включительно;

 2) не менее двух раз за период действия сертификата, выданного на срок от 2 до 4 лет включительно;

 3) не менее трех раз за период действия сертификата, выданного на срок более 4 лет.

Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, результаты проведенной сертификации продукции, стабильность производства, объем выпуска продукции, наличие сертифицированной системы качества производства и стоимость проведения инспекционного контроля.

Объем, периодичность, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в решении аккредитованного органа по сертификации о выдаче сертификата.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случае поступления информации о претензиях к безопасности продукции от потребителей, торговых организаций, а также от органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции, на которую выдан сертификат.

Инспекционный контроль, как правило, включает в себя:

1) анализ материалов сертификации продукции;

2) анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;

3) проверку соответствия документов на сертифицированную продукцию требованиям настоящего Федерального закона;

4) отбор и идентификацию образцов, проведение испытаний образцов и анализ полученных результатов;

5) проверку состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации;

6) анализ результатов и решений, принятых по результатам контроля;

7) проверку корректирующих мероприятий по устранению ранее выявленных несоответствий;

8) проверку правильности маркировки продукции знаком обращения продукции на рынке;

9) анализ рекламаций на сертифицированную продукцию.

Содержание, объем и порядок проведения испытаний при проведении инспекционного контроля определяет аккредитованный орган по сертификации, проводящий контроль.

В качестве результатов испытаний, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, допускается использование протоколов периодических испытаний, проведенных или организованных изготовителем, а также испытаний, проведенных или организованных изготовителем в присутствии представителя аккредитованного органа по сертификации по разработанной им программе и с соблюдением условий, необходимых для обеспечения достоверности результатов.

В случае получения отрицательных результатов при испытаниях, проведенных или организованных изготовителем в присутствии представителя аккредитованного органа по сертификации, должны быть проведены повторные испытания вновь отобранных образцов аккредитованной испытательной лабораторией. Результаты повторных испытаний считаются окончательными и распространяются на всю сертифицированную продукцию.

Инспекционные испытания продукции, сертифицированной в соответствии со схемой 3с, проводятся только аккредитованными испытательными лабораториями.

Внеплановую инспекционную проверку производства проводят при наличии информации о нарушениях Федерального закона.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом о проведении инспекционного контроля, в котором указывается заключение о соответствии продукции требованиям Федерального закона, стабильности их выполнения и возможности сохранения действия выданного сертификата или о приостановлении (об отмене) действия сертификата.

При проведении корректирующих мероприятий аккредитованный орган по сертификации:

 1) приостанавливает действие сертификата соответствия требованиям Федерального закона;

 2) информирует в установленном порядке органы государственного контроля (надзора) о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия требованиям Федерального закона;

 3) устанавливает срок выполнения изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий;

 4) контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий.

После того как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты признаны удовлетворительными, аккредитованный орган по сертификации возобновляет действие сертификата.

В случае невыполнения изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или в случае их неэффективности аккредитованный орган по сертификации прекращает действие сертификата и выдает держателю сертификата решение об отмене действия сертификата.

Основаниями для рассмотрения вопроса о прекращении действия сертификата могут являться:

 1) изменение конструкции (состава) и комплектности продукции;

 2) изменение организации и (или) технологии производства;

 3) изменение (невыполнение) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества;

 4) сообщения органов государственной власти или обществ потребителей о несоответствии продукции требованиям, контролируемым при сертификации;

 5) материалы дознаний по пожарам, результаты проверок, осуществляемых органами государственного пожарного надзора и другими надзорными органами;

 6) отрицательные результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции;

 7) отказ от проведения или непредоставление возможности проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции в сроки, установленные аккредитованным органом по сертификации;

 8) реорганизация юридического лица, в том числе преобразование (изменение организационно-правовой формы).

В случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с аккредитованным органом по сертификации, изготовитель (продавец) может устранить обнаруженные причины несоответствия продукции требованиям Федерального закона и подтвердить устранение данного несоответствия без повторных испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории, действие сертификата приостанавливается. Если изготовитель (продавец) не может устранить причины несоответствия продукции требованиям Федерального закона, действие сертификата прекращается. Сертификат исключается из единого реестра, изготовитель (продавец) обязан возвратить сертификат в аккредитованный орган по сертификации, выдавший сертификат.

В случае, если аккредитованный орган по сертификации принимает решение о приостановлении действия сертификата, он указывает в решении выявленные недостатки и устанавливает сроки их устранения.

Прекращение действия и изъятие сертификата оформляются решением аккредитованного органа по сертификации.

Решение о приостановлении действия или о прекращении действия сертификата вручается под расписку или высылается по почте изготовителю (продавцу) в течение 7 дней.

 Повторное представление на сертификацию продукции осуществляется в общем порядке.

 

Федеральный государственный пожарный надзор запродукцией,         подлежащей обязательной сертификации в области пожарной   безопасности

Государственный контроль (надзор) за соответствием продукции положениям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности осуществляется должностными лицами надзорных органов МЧС России, уполномоченными на осуществление федерального государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с приказом МЧС России от 30 ноября г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации организуют, а также их подчиненные территориальные отделы (отделения, инспекции) надзорной деятельности обеспечивают контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Федеральный государственный пожарный надзор за соблюдением Технического регламента о требованиях пожарной безопасности осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований пожарной безопасности на стадии обращения продукции.

При осуществлении мероприятий по контролю за соблюдением Технического регламента о требованиях пожарной безопасности используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 304-р «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия».

Изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) впервые выпускаемой в обращение продукции вправе обратиться в надзорный орган МЧС России с обоснованным предложением об использовании при осуществлении федерального государственного пожарного надзора правил и методов исследований (испытаний) и измерений, применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при подтверждении соответствия такой продукции и не включенных в перечень документов в области стандартизации, содержащий правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и осуществления оценки соответствия.

Надзорный орган МЧС России рассматривает предложение изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и в течение десяти дней со дня получения указанного предложения направляет изготовителю (лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя) свое решение.

В случае отказа от использования при осуществлении федерального государственного пожарного надзора применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при подтверждении соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции правил и методов исследований (испытаний) и измерений решение надзорного органа МЧС России должно быть обосновано, так как отказ может быть обжалован в судебном порядке.

На основании положений законодательства о техническом регулировании и Технического регламента о требованиях пожарной безопасности надзорные органы МЧС России вправе:

– требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, или их копий, если применение таких документов предусмотрено техническим регламентом;

– осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– выдавать предписания об устранении нарушений требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в срок, установленный с учетом характера нарушения;

– направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;

– привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

– требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности;

– принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Надзорные органы МЧС России обязаны:

– проводить в ходе мероприятий по контролю за соблюдением требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

– соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

– соблюдать порядок осуществления мероприятий по контролю за соблюдением требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

– принимать на основании результатов мероприятий по контролю за соблюдением требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности меры по устранению последствий выявленных нарушений;

– направлять информацию о несоответствии продукции требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности приобретателям, в том числе потребителям, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям пожарной безопасности и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции;

– осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Надзорные органы МЧС России и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, надзорные органы МЧС России в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

При осуществлении мероприятий по контролю государственный инспектор по пожарному надзору проверяет соблюдение требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора), в том числе:

– наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификата соответствия или декларации о соответствия);

– наличие у изготовителей (поставщиков) в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.

При подготовке к мероприятиям по контролю государственный инспектор по пожарному надзору должен изучить нормативные правовые акты и требования к продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, а также провести анализ номенклатуры производимой (реализуемой) продукции проверяемого предприятия (организации), с целью выявления продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности.

Осуществлять контроль в области подтверждения соответствия государственный инспектор по пожарному надзору должен во взаимодействии с органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными по сертификации продукции в области пожарной безопасности и Системе сертификации ГОСТ Р, а также территориальными органами Федеральной службы по аккредитации и органами по контролю за качеством и безопасностью товаров (услуг).

При проверке наличия у организации сертификата соответствия или декларации о соответствии государственный инспектор по пожарному надзору при возникновении сомнений должен установить обоснованность выдачи и подлинность сертификата соответствия или декларации и соответствии, а также наличие и место размещения знака обращения на рынке.

По результатам мероприятия по контролю государственному инспектору по пожарному надзору в акте проверки по вопросам сертификации в области пожарной безопасности следует отразить:

1. Производится (не производится) продукция, подлежащая обязательной сертификации в области пожарной безопасности (указываются наименование продукции, номер сертификата соответствия, срок его действия, а также наименование продукции, не имеющей сертификата соответствия).

2. Поставляется (не поставляется) продукция, подлежащая обязательной сертификации в области пожарной безопасности (указываются наименование продукции, номер сертификата соответствия, срок его действия, а также наименование и производитель продукции, не имеющей сертификата соответствия).

3. Применяется (не применяется) продукция, подлежащая обязательной сертификации в области пожарной безопасности, в том числе продукция использующаяся в качестве средства обеспечения пожарной безопасности объекта (указываются наименование продукции, номер сертификата соответствия, срок его действия, а также наименование и производитель продукции, не имеющей сертификата соответствия).

Факт сертификации обязаны подтверждать только производители (поставщики) продукции. Предъявление должностными лицами надзорных органов МЧС России требований о подтверждении факта сертификации к потребителям продукции является неправомерным.

Факт сертификации по требованию заказчика или надзорного органа МЧС России обязан подтвердить поставщик этой продукции, в том числе подрядчик последующего применения на объектах заказчика.

При установлении в ходе проведения мероприятия по контролю административных правонарушений, предусмотренных:

ст.14.44 «недостоверное декларирование соответствия продукции»,

ст. 14.46 «нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия»,

ч.15 ст. 19.5 «невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации»,

ст. 19.33 «невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования»,

государственным инспектором по пожарному надзору составляется протокол об административном правонарушении и материалы передаются в суд.

При установлении в ходе проведения мероприятия по контролю административных правонарушений, предусмотренных ч. 7 ст. 20.4 Кодекса «не исполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно» к административной ответственности привлекаются должностные лица и юридические лица.

Дела об административных правонарушениях по ст. 20.4 Кодекса рассматриваются должностными лицами надзорных органов МЧС России, уполномоченных осуществлять федеральный государственный пожарный надзор.

Факт продажи или оказания услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия является длящимся (не разовым) правонарушением и, в соответствии с гл. 26 Кодекса, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, таковыми являются любые фактические данные, на основании которых государственный инспектор по пожарному надзору устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренные Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В качестве меры обеспечения при проведении административного расследования может применяться административный арест продукции, предусмотренный ст. 27.14 Кодекса.

В случае, если в ходе мероприятия по надзору установлено, что производимые (реализуемые) товары и (или) оказываемые услуги вследствие несоответствия их требованиям пожарной безопасности причиняют или могут причинить угрозу жизни, вред здоровью и (или) имуществу потребителя, государственный инспектор по пожарному надзор обязан принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности путем вручения предписания по снятию с производства.

Основанием для принятия решения по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг) является несоответствие таких товаров (работ, услуг) обязательным требованиям пожарной безопасности, зафиксированное в акте проверки.

Наряду с вручением предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении.

Решение по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, принимается государственным инспектором по пожарному надзору в пределах его компетенции.

При невыполнении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О выявленных фактах выпуска и реализации продукции, не соответствующей требованиям пожарной безопасности, органы ГПН информируют соответствующие надзорные органы и (или) органы по сертификации однородной продукции.

Предписание по снятию с производства действует до выполнения предложенных в нем мероприятий и внесения в него соответствующей записи государственного инспектора по пожарному надзору, вручившего предписание, или вышестоящего государственного инспектора по пожарному надзору разрешении производства, выпуска или реализации товаров (работ, услуг).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 253.