В демократическом государстве граждане выступают как активная, инициативная сила, защищающая личные и публичные интересы, вызывающая ответные действия государства, предупреждающая и исправляющая ошибки и злоупотребления властей.
Обращения граждан – важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением.
Обращения граждан являются, с одной стороны, существенным источником информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного строительства, с другой – одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства, своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, способ оптимизации его деятельности, так как гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения.
«Декларацией прав и свобод человека и гражданина», принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, провозглашено: «Граждане РСФСР имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок». Это право также закреплено в Основном законе Российской Федерации – Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
В ст. 33 Конституции Российской Федерации определено: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Ст. 46 гласит: «Решения или действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд», а в ст. 53 установлено, что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления – неотъемлемое право каждого гражданина, которое он реализует свободно и добровольно.
Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных и иных нормативных правовых актах.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г . № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации, в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Гражданина не может быть ограничен в доступе к:
– нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина;
– информации о состоянии окружающей среды;
– информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
– информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
– иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
– открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
– достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
– свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
– соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Пользователь информацией имеет право:
– получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
– отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
– не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;
– обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;
– требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации прав на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Все перечисленные виды обращений имеют свое определение и назначение.
Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Следует отметить, что предложения граждан не связаны с нарушением их прав и законных интересов.
Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в предложениях, обязаны рассмотреть их в установленные сроки, объективно оценить, принять мотивированное решение и ответить автору обращения по существу. В случае отказа в принятии или рассмотрении предложения гражданин имеет право обжаловать такие действия в вышестоящую инстанцию.
Граждане могут обращаться к любому субъекту права законодательной инициативы, которые определены ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации и соответствующими статьями конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, с предложениями по совершенствованию законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Эти предложения изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами государственной власти и могут учитываться при разработке законопроектов или при составлении планов и программ законопроектных работ.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
– представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
– знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
– получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
– обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления и организаций рассматривают обращения граждан в соответствии со своей компетенцией. В случае, когда обращение не относится к их ведению, органы и должностные лица направляют их по подведомственности, при этом в обязательном порядке извещают граждан, кому направлены их обращения. В этом случае переадресация обращений не будет считаться разглашением частной информации, если рассмотрение переадресованных обращений входит в сферу компетенции организаций или должностных лиц, в адрес которых перенаправлено обращение.
Законодательством запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.
Результатом обращения гражданина в органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации является получение соответствующих сведений в виде письменного либо устного ответа по существу обращения.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В качестве заявителя выступает физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
– получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
– получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
– получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
– досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
– получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны:
– предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами;
– обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
– предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных законодательством государственных и муниципальных услуг, по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, такие документы и информацию;
– исполнять иные обязанности, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Законодательство закрепляет гарантии безопасности граждан в связи с их обращениями. Запрещается любое преследование гражданина: уголовное, административное, дисциплинарное, гражданско-правовое, умаление его трудовых, социальных, жилищных, пенсионных и иных прав связанное с подачей им обращения в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам с критикой деятельности этих органов или должностных лиц либо в целях защиты своих прав, свобод, законных интересов.
Одновременно, должностные лица, рассматривающие обращения граждан могут понести ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения обращений, их необъективное разбирательство, принятие необоснованных, незаконных решений, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни граждан.
Например, ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации определяет различные меры наказания за неправомерные действия с документами и информацией. Так, ст. 138 (за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров почтовых, телеграфных или иных сообщений), ст. 140 (за отказ в предоставлении гражданину информации) предусматривают следующие виды наказаний: штрафы, обязательные либо исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Также, среди Федеральных законов, обеспечивающих реализацию защиты прав граждан на обращение, декларированное Конституцией, выделяются следующие нормативные правовые акты: Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные нормативные акты регламентируют право граждан на обращение за судебной защитой, а так же закрепляют формы рассмотрения жалоб и заявлений граждан.
Наряду с ответственностью органов и должностных лиц в законодательстве об обращениях граждан предусмотрена ответственность самих граждан. Она наступает в тех случаях, когда в обращении гражданина содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц. Граждане в таких случаях привлекаются в установленном законодательством порядке к административной или уголовной ответственности. Граждане, которые систематически предъявляют заведомо необоснованные требования, которые влекут значительные материальные затраты на рассмотрение и проверку их обращений, могут быть привлечены к ответственности в судебном порядке, с компенсацией понесенных затрат за их счет.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гарантирует гражданам право:
– быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
– обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предоставляет гражданам право на получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» устанавливает единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, в том числе и по обращениям граждан.
Федеральный орган исполнительной власти с учетом условий и специфики своей деятельности разрабатывает инструкцию по делопроизводству, утверждаемую руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.
Обращения граждан регистрируются и формируются в дела отдельно от других документов федерального органа исполнительной власти.
Регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 2сентября 2014 г. № 484 установлено, что МЧС России в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан и организаций, а также ходатайств в их поддержку по вопросам сферы деятельности Министерства, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступивших в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан, принимает по ним решение и направляет ответ в установленный срок.
Организация работы по приему, регистрации и контролю исполнения обращений граждан в адрес Министра, заместителей Министра и Министерства осуществляется Департаментом административной работы и правовой деятельности и должностными лицами, назначенными руководителями территориальных органов в качестве ответственных за делопроизводство по обращениям граждан.
Положениями о государственном надзоре в области гражданской обороны, государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и федеральном государственном пожарном надзоре определено, что надзорные органы МЧС России в рамках своей компетенции рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
В первом вопросе изучили правовые основы обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и к должностным лицам.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 357.