Полномочия местных органов государственного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Основными функциями местных органов государственного управления конкретизируются и детализируются стоящие перед ними задачи. При этом функции исполнительных комитетов и их председателей, местных администраций и их глав различаются.

Исполнительные комитеты обладают следующими основными функциями:

- разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложений по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан (п. 1 ст. 9 Закона № 108-З), проектов программ экономического и социального развития, местных бюджетов, принятие мер по осуществлению данных программ, представление Совету отчетов об их исполнении (п. 2 ст. 9 Закона № 108-З);

- обеспечение соблюдения Конституции, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнения решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции (ч. 10 п. 3 ст. 9 Закона № 108-З), исполнения законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы всеми должностными лица-ми и гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями, расположенными на подведомственной исполкому территории (ч. 10 п. 20 ст. 9 Закона № 108-З), а также соблюдения законности и общественной безопасности на подведомственной ему территории (ч. 10 п. 17 ст. 9 Закона № 108-З);

- организация получения доходов местного бюджета и их использования по целевому назначению (ч. 10 п. 4 ст. 9 Закона № 108-З); разъяснение законодательства Республики Беларусь и оказание юридической помощи населению (ч. 10 п. 16 ст. 9 Закона № 108-З); прием населения руководителем исполкома и его структурных подразделений (ч. 10 п. 14 ст. 9 Закона № 108-З); долевое участие в социальном и экономическом развитии территории, предприятии, организации, учреждений и объединений (ч. 10 п. 8 ст. 9 Закона № 108-З) и др.

Осуществление деятельности председателем исполнительного комитета имеет несколько иные функции, они более связаны с организационными вопросами и руководством.

Председателем исполнительного комитета осуществляется непосредственное руководство исполнительным комитетом (ч. 6 п. 1 ст. 10 Закона № 108-З) и представление его вовне (ч. 6 п. 4 ст. 10 Закона № 108-З), назначение заместителей (ч. 6 п. 2 ст. 10 Закона № 108-З), организация работы по подготовке заседаний исполкома (ч. 6 п. 6 ст. 10 Закона № 108-З), подписание решений и протоколов заседаний (ч. 6 п. 7 ст. 10 Закона № 108-З), определение структуры и штата исполнительного комитета, назначение на должности руководителей подразделений (ч. 6 п. 10 ст. 10 Закона № 108-З), назначение на должности руководителей предприятий, организаций, учреждений и объединений, основанных на коммунальной собственности (ч. 6 п. 12 ст. 10 Закона № 108-З), и т. д.

Функции глав местной администрации в целом схожи с функциями председателей исполнительного комитета. В то же время главы местной администрации обладают некоторыми функциями, присущими только им. Например, главами местных администраций распределяются функции между их заместителями и другими сотрудниками местной администрации (ч. 8 п. 5 ст. 11 Закона № 108-З).

Местные органы государственного управления имеют сферу ведения, гарантии осуществления полномочий, а также определенные методы управленческой деятельности.

Компетенция местных органов государственного управления имеет ряд отличий от компетенции республиканских органов:

- ограничение управления территориально (на территории соответствующей административно-территориальной единицы);

- общий характер;

- как правило, коллегиальный порядок осуществления деятельности;

- основная цель – обеспечение соблюдения (выполнения) не только Конституции Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, но и выполнение решений Совета депутатов, актов вышестоящих органов государственного управления;

- применение мер по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства.

Таким образом, можем сделать вывод, что в Законе № 108-З только в общих чертах закреплены полномочия местных исполнительных комитетов (местных администраций), без дифференциации их по уровням органов местного управления. Основными отличиями компетенции местных органов государственного управления от компетенции республиканских органов являются ограничение управления территориально; общий характер; как правило, коллегиальный порядок осуществления деятельности; обеспечение соблюдения (выполнения) не только Конституции Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, но и выполнение решений Совета депутатов, актов вышестоящих органов государственного управления.

 

 

Вывод по главе 3:

1. основными функциями республиканских органов государственной власти являются те, которые присущи всем государственным органам – планирование, прогнозирование, руководство, учет, контроль. Специальные функции республиканских органов государственного управления направлены на обеспечение соответствующей отрасли. Различают внутренние функции, призванные организовывать систему управления, ее функционирование, и внешние – надведомственные.

Слаженное функционирование системы республиканских органов государственного управления обеспечивается четким распределением обязанностей между министрами, председателями государственных комитетов и их заместителями. Важность распределение обязанностей обуславливается необходимость установления оперативного контроля за работой аппарата, обеспечения наблюдения за выполнением решений, оказания помощи структурным подразделениям в их повседневной деятельности;

2. в Законе № 108-З только в общих чертах закреплены полномочия местных исполнительных комитетов (местных администраций), без дифференциации их по уровням органов местного управления. Основными отличиями компетенции местных органов государственного управления от компетенции республиканских органов являются ограничение управления территориально; общий характер; как правило, коллегиальный порядок осуществления деятельности; обеспечение соблюдения (выполнения) не только Конституции Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, но и выполнение решений Совета депутатов, актов вышестоящих органов государственного управления.

 


 


Заключение

 

Рассмотрев вопросы системы и деятельности органов государственного управления, нами были сделаны следующие выводы:

1. орган государственного управления, являясь частью механизма государства, выступает по его поручению и от его имени, при этом обладает собственной компетенцией, осуществляет в порядке исполнительно-распорядительной деятельности определенные полномочия, повседневное непосредственное руководство объектами хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства присущими ему приемами и методами деятельности. Основными признаками органов государственного управления являются: создание на основании Конституции или иного нормативного правового акта; наделение его властными полномочиями; осуществление деятельности от лица государства; наличие собственной структуры (внутреннего устройства); осуществление деятельности формами и методами, установленными правовыми актами;

2. в научной литературе и нормативных правовых актах Республики Беларусь отсутствует единая классификация органов государственного управления. Данные органы можно классифицировать по ряду признаков: по правовым основам образования; в зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления; по организационно-правовым формам; по характеру компетенции; по порядку разрешения подведомственных вопросов и др.;

3. в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь Правительство – Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления. Деятельность Совета Министров Республики Беларусь регламентируется Конституцией (в наиболее общей форме) и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (регламентирована детально);

4. белорусское законодательство не содержит однозначной трактовки понятия и правового статуса республиканского органа государственного управления. Количество республиканских органов государственного управления является более емким и значительным в количественном измерении по сравнению с республиканскими органами исполнительной власти. Термином «республиканские» подчеркивается то, что сфера деятельности данных органов действуют в пределах республики. Тем самым республиканские органы государственного управления ставятся на высшую ступень в своей системе (отрасли, сфере);

5. в понятие «органы местного управления» включаются, кроме органов местного управления, государственные органы министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь на местном уровне и не подчиненные местным исполкомам (местным администрациям).

Особенностями местных органов государственного управления являются: основная цель создания – осуществление местного управления; сфера действия только в пределах административно-территориальных единиц; в иерархии органов государственного управления являются низшим звеном; представляют значительную часть местных органов в государственном управлении; деятельность от имени вышестоящего республиканского органа, проведение задач центра;

6. основными функциями республиканских органов государственной власти являются те, которые присущи всем государственным органам – планирование, прогнозирование, руководство, учет, контроль. Специальные функции республиканских органов государственного управления направлены на обеспечение соответствующей отрасли. Различают внутренние функции, призванные организовывать систему управления, ее функционирование, и внешние – надведомственные.

Слаженное функционирование системы республиканских органов государственного управления обеспечивается четким распределением обязанностей между министрами, председателями государственных комитетов и их заместителями. Важность распределение обязанностей обуславливается необходимость установления оперативного контроля за работой аппарата, обеспечения наблюдения за выполнением решений, оказания помощи структурным подразделениям в их повседневной деятельности;

7. в Законе № 108-З только в общих чертах закреплены полномочия местных исполнительных комитетов (местных администраций), без дифференциации их по уровням органов местного управления. Основными отличиями компетенции местных органов государственного управления от компетенции республиканских органов являются ограничение управления территориально; общий характер; как правило, коллегиальный порядок осуществления деятельности; обеспечение соблюдения (выполнения) не только Конституции Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, но и выполнение решений Совета депутатов, актов вышестоящих органов государственного управления.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 178.