Совет Министров – центральный орган государственного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь Правительство – Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления.

 В силу ст. 1 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (далее – Закон 424-З) [12] Совет Министров (Правительство) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

На основании со ст. 84 Конституции Президентом Республики Беларусь определяется структура Совета Министров, с согласия Палаты представителей назначается на должность Премьер-министра, назначается и освобождается от должности заместителей Премьер-министр, министры и иные члены Правительства.

В своей деятельности Правительство напрямую подчинено Президенту и ответственно перед Парламентом. Подотчетность выражается в том, что Правительство по мере необходимости, однако не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности.

Правительство Республики Беларусь является коллегиальным органом. В составе Совета Министров – по должности:

- Премьер-министр Республики Беларусь (в настоящее время –               С.Н. Румас);

- заместители Премьер-министра (А.Г. Турчин, В.Е. Кухарев,          И.В. Ляшенко, И.В. Петришенко, М.И. Русый),

- Глава Администрации Президента (Н.И. Кочанова),

- Председатель Комитета государственного контроля (Л.В. Анфимов),

- Президент Национальной академии наук Беларуси (,

- Председатель Комитета государственной безопасности                        (В.П. Вакульчик),

- Председатель Государственного военно-промышленного комитета      (Р.А. Головченко),

- Председатель Государственного комитета по имуществу (А.А. Гаев);

- Председатель Государственного комитета по науке и технологиям       (А.Г. Шумилин);

- Председатель Государственного комитета по стандартизации (по состоянию на 05.10.2018 должность остается вакантной);

- Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь (А.П. Лаппо);

- Председатель Государственного таможенного комитета (Ю.А. Сенько);

-  Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси (В.Г. Гусаков)

- Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ (В.Н. Иванов);

- министры.

Механизм государственной власти представляет собой разветвленную систему государственных органов, которые функционируют на общегосударственном и на местном уровнях и обладают как общей, так и отраслевой компетенцией. Основные элементы данной системы – Глава государства и Правительство, характер взаимодействия которых между собой, а также с Парламентом обычно определяет особенности формы правления того или иного государства.

Для того, чтобы оперативно решать вопросы, входящие в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров. При этом Президент является совещательным органом (дает согласие) при назначении Советом Министров заместителей иных министров и заместителя Председателя Государственного комитета по авиации.

В соответствии со ст. 2 Закона № 424-З Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал обязан  представлять Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

В целом компетенция Правительства Республики Беларусь в сжатой форме сформулирована в ст. 107 Конституции и составляет различные правомочия по руководству системой подчиненных органов государственного управления и других органов исполнительной власти. При этом перечень правомочий Совета Министров, определенный в Конституции, не является исчерпывающим, т.к. указано, что Совет Министров осуществляет «иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента» [8]. Более детально компетенция Правительства, порядок его организации и деятельности определяется Законом № 424-З. В главе 3 Закона № 424-З определена компетенция Совета Министров в экономической сфере (ст. 11), финансовой сфере (ст. 12), в области науки и образования (ст. 13), в области культуры и в сфере архивного дела (ст. 14), в области здравоохранения (ст. 15), в области социального обеспечения, охраны и оплаты труда (ст. 16), в области охраны окружающей среды (ст. 17), в области гидрометеорологической деятельности (ст. 18), в области обеспечения законности и правопорядка           (ст. 19), в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства (ст. 20), в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь (ст. 21), в области кадровой политики (ст. 22). Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует, направляет и контролирует их работу.

Одной из важнейших организационных форм деятельности Правительства являются заседания Совета Министров Республики Беларусь. В соответствии со ст. 32 Закона № 424-З проведение заседаний Совета Министров осуществляется по мере необходимости. При этом установлено, что они должны проходить не реже одного раза в три месяца. Проведение заседания Совета Министров считается правомочным при участии в нем н менее 1/2 членов Правительства Республики Беларусь.

Председательствует на заседаниях Премьер-министр Республики Беларусь, а в случае его отсутствия – Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии последнего – один из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь (по поручению Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь).

 Принятие решений на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь осуществляется большинством голосов членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Рассмотрению на заседаниях Совета Министров подлежат согласно ст. 33 Закона № 424-З наиболее важные вопросы, отнесенные к его компетенции. Исключительную компетенцию Совета Министров составляют вопросы:

- подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

- разработки проектов программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

- выработка и согласование основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Для оперативного решения вопросов, составляющих компетенцию Совета Министров, функционирует Президиум (постоянно действующий). Его заседания также проводятся по необходимости, однако для заседаний Президиума установлена минимальная частота 1 раз в две недели. Заседания Президиума проводятся под председательством Премьер-министра Республики Беларусь, а при его отсутствии – под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях).

Согласно ст. 108 Конституции Республики Беларусь Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

 В соответствии со ст. 35 Закона № 424-З Советом Министров Республики Беларусь принимаются постановления и контролируется их исполнение.  Советом Министров обеспечивается контроль исполнения принятых им постановлений как непосредственно, так и через подчиненные ему органы государственного управления и другие органы исполнительной власти.

 При этом постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены Указом Президента Республики Беларусь.

Премьер-министр Республики Беларусь издают распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию, а также в случае поручения Правительства по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Отдельные вопросы, принимаемые на совещаниях у Премьер-министра, могут быть оформлены в виде протоколов. Указания и поручения Премьер-министра являются обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, органами исполнительной власти Республики Беларусь. Однако они не могут носить нормативный характер.

Срок осуществления деятельности Совета Министров ограничивается сроком полномочий Президента, т.к. Совет Министров обязан сложить свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Исключение составляют случаи принятия Президентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, решения об отставке Правительства. В данном случае Совет Министров исполняет свои обязанности до формирования нового состава.

По своей инициативе, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности, отставку могут заявить Президенту Совет Министров в полном составе, Премьер-министр, а также каждый член Правительства отдельно.

Правительство Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

 Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Правительства Республики Беларусь.

 Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства Республики Беларусь.

Таким образом, можем сделать вывод, что в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь Правительство – Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления. Деятельность Совета Министров Республики Беларусь регламентируется Конституцией (в наиболее общей форме) и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (регламентирована детально).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 211.