В научной литературе и нормативных правовых актах Республики Беларусь отсутствует единая классификация органов государственного управления. Так, Статистическим классификатором СК 00.001-2014 «Органы государственной власти и управления» (СКОГУ) [14] разделяются на 6 категорий: органы законодательной, исполнительной, судебной власти; государственные органы Республики Беларусь, обладающие особым конституционно-правовым статусом; органы местного управления и самоуправления; межгосударственные органы управления.
Данные государственные органы принято классифицировать по ряду признаков:
- по правовым основам образования (различают органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь, текущего законодательства, нормативных актов подзаконного характера).
Необходимо отметить, что Конституция Республики Беларусь статьями 84, 106-108, 119 закрепляет порядок образования основных звеньев аппарата государственного управления – Совета Министров, министерств, государственных комитетов, органов местного управления;
- в зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления.
Республика Беларусь является унитарным государством. В связи с этим различают республиканские органы государственного управления, например Совет Министров, и органы исполнительной власти – например, областные органы местного управления;
- по организационно-правовым формам.
По данному признаку различают Совет Министров, министерства, государственные комитеты, комитеты, инспекции и др.;
- по характеру компетенции – органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.
Общая компетенция подразумевает руководство на подведомственной территории всеми отраслями и сферами управления, в результате которого обеспечивается экономическое и социально-культурное развитие. К органам общей компетенции относятся Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы, администрации районов в городах с районным делением.
Отраслевая компетенция позволяет руководить подчиненными данным органам отраслями и обусловливает выполнение задач, стоящих перед этими отраслями. Примером могут служить Министерство архитектуры и строительства, Министерство экономики, Министерство транспорта и коммуникаций и проч.
Межотраслевая компетенция предполагает выполнение общих специализированных функций для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди данных органов управления выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности), органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство занятости и социальной защиты), органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Министерство внутренних дел);
- по порядку разрешения подведомственных вопросов – коллегиальные и единоначальные органы.
Коллегиальные органы представляют собой объединенные (как организационно, так и юридически) группы лиц, обладающие приоритетом в принятии решений по всем вопросам, входящим в компетенцию государственного органа. В органах данного типа решения принимаются большинством их членов. При этом принятие коллегиального решения сочетается с персональной ответственностью за его исполнение, выражающееся в руководстве порученными участками работы. Коллегиальными органами являются: Совет Министров, исполнительные комитеты.
Единоначальными являются органы, где управленческие решения по всем вопросам, входящим в их компетенцию, принимаются возглавляющим данный орган руководителем. Иными словами, правовые акты, выражающие решения данного органа, обретают юридическую силу только после подписания их руководителем.
Как отмечается рядом авторов, «единоначалие обеспечивает оперативность руководства, повышает персональную ответственность за результаты работы органа» [21, с. 214].
Построение системы органов государственного управления необходимо для эффективного функционирования механизма государства. Основными задачами в данном направлении являются:
- группировка однородных отраслей экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, придание им организационного единства и единого управления;
- охват всех без исключения функций государственного управления, четкое определение организационной ячейки для каждой из них и при соблюдении условия, чтобы в аппарате управления был по возможности один орган или одна система соподчиненных органов, полностью ответственных за тот или иной участок управления;
- обеспечение быстрого и четкого прохождения административных дел с тем, чтобы каждое из них окончательно решалось преимущественно в одном органе и в том звене управления, в котором это наиболее целесообразно с точки зрения требований централизма и демократизма в управлении;
- обеспечение необходимой координации и согласованности деятельности органов государственного управления сверху вниз;
- четкое определение задач, функций, полномочий каждого органа государственного управления в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов. Юридически это закрепляется в специальных положениях об органах государственного управления.
Таким образом, можем сделать вывод, что в научной литературе и нормативных правовых актах Республики Беларусь отсутствует единая классификация органов государственного управления. Данные органы можно классифицировать по ряду признаков: по правовым основам образования; в зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления; по организационно-правовым формам; по характеру компетенции; по порядку разрешения подведомственных вопросов и др.
Вывод по главе 1:
1. орган государственного управления, являясь частью механизма государства, выступает по его поручению и от его имени, при этом обладает собственной компетенцией, осуществляет в порядке исполнительно-распорядительной деятельности определенные полномочия, повседневное непосредственное руководство объектами хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства присущими ему приемами и методами деятельности. Основными признаками органов государственного управления являются: создание на основании Конституции или иного нормативного правового акта; наделение его властными полномочиями; осуществление деятельности от лица государства; наличие собственной структуры (внутреннего устройства); осуществление деятельности формами и методами, установленными правовыми актами;
2. в научной литературе и нормативных правовых актах Республики Беларусь отсутствует единая классификация органов государственного управления. Данные органы можно классифицировать по ряду признаков: по правовым основам образования; в зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления; по организационно-правовым формам; по характеру компетенции; по порядку разрешения подведомственных вопросов и др.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.