Существование любого государства обусловливает наличие определенного механизма, посредством которого решаются его задачи и реализуются функции. Механизм государства «является его структурным и предметным олицетворением, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит» [22, с. 153]. В этой связи некоторыми учеными механизм государства закономерно называется материальной силой, с помощью которой государственная власть подчиняет поведение людей воле всего общества посредством как убеждения, так и государственного принуждения – «реальной и организационной материальной силой, располагая которой государство проводит ту или иную политику» [21, с. 165]. Речь идет, во-первых, о своего рода «остове» государства, его опорной конструкции, без чего нельзя добиться устойчивости государства и его целеустремленного воздействия на политические, экономические и социальные процессы; во-вторых, об организационной структуре государственной власти, институциональной форме существования государства и осуществления этой власти.
Ни в научной литературе, ни в нормативных правовых актах Республики Беларусь не дается четкого определения понятия «орган государственной власти». Так, например, В.Н. Дубовицкий полагает, что в широком смысле понятие «государственное управление» – это «самостоятельный вид организующей, исполнительно-распорядительной, подзаконной государственной деятельности, осуществляемой специальными органами государства, которые, как правило, представляют собой особую группу государственных органов, называемые органами государственного управления по практической реализации функций и задач государства в процессе повседневного и непосредственного руководства экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством» [6, с. 176]. При этом, по мнению автора, в узком смысле «государственное управление» – это только органы исполнительной власти [6, с. 176].
Ю.М. Козлов считает, что исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности, то есть с государственным управлением, которое является лишь формой ее практической реализации [2, с. 12].
При этом А.Н. Крамник отождествляет органы государственного управления и органы исполнительной власти, употребляя данные понятия в скобках (как поясняющие друг друга). Однако автор отмечает, что «государственное управление никак не может реализоваться законодательными или судебными органами, тем более ветвями власти» [9]. Государственное управление осуществляется аппаратом Национального собрания Республики Беларусь, а также председателями судов.
Понятие «исполнительная власть» взаимосвязано и взаимозависимо с понятием «государственное управление». Так, существование исполнительной власти невозможно без государственного управления, а государственного управления – без исполнительной власти, иначе оно потеряет свою сущность и основное предназначение.
Проанализировав содержание ст.ст. 106, 107 Конституции Республики Беларусь [8], а также ст. 46 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [11], можем сделать вывод, что все органы государственного управления осуществляют исполнительную власть. Таким образом, каждый орган, осуществляющий государственное управление, одновременно осуществляет в большей или меньшей мере и функции исполнительной власти. Следовательно, все органы государственного управления реализуют исполнительную власть и являются не только органами государственного управления, но и органами исполнительной власти.
Определение государственного органа дается в ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» [10]: «государственный орган – образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности».
Понятие органа государственной власти складывается из совокупности его основных признаков:
- создание органа государственной власти определяется Конституцией, законом или другим правовым актом;
- орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию;
- орган государственной выступает от лица государства, т.е., действуя от имени государства, следит за соблюдением обязательных правил поведения, установленных в нормах закона, а в случаях их невыполнения имеет право применения мер принуждения;
- орган государственной власти имеет свою структуру, т.е. определенное внутреннее устройство (так, Парламент состоит из двух палат, милиция подразделяется на криминальную, общественной безопасности и т.д.);
- деятельность органа государственной власти ограничивается формами и методами, установленными правовыми актами.
Таким образом, не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учебное заведение, однако эти учреждения являются звеном каких-либо министерств, выступающих органами государственной (исполнительной) власти.
Формирование и порядок деятельности государственных органов основывается на принципах, которые в научной литературе условно подразделяют на общие и специальные.
Общие принципы определяют формирование и функционирование всех органов государства, а специальные – каждый орган в отдельности. К общим принципам относятся: разделение властей; народовластие; законность; гласность; взаимная ответственность государства, его органов и граждан друг перед другом и проч.
Принцип разделения властей закреплен в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Согласно данному принципу, все органы государства формируют законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. При этом они самостоятельны в пределах своих полномочий, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Принцип народовластия нашел свое отражение в статьях 3, 4 и 5 Конституции. Согласно данному принципу презюмируется участие народа в формировании важнейших государственных органов, таких как Президент, Парламент, местные Советы депутатов и др.
Принципом законности (его еще называют принципом верховенства права), который закреплен в ст.7 Конституции, определяется, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Принцип гласности, который отражается в ст.ст. 7, 40 Конституции, означает, что нормативные акты государственных органов подлежат обязательному опубликованию или доведению до всеобщего сведения любым предусмотренным законом способом. При этом каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы обязаны рассматривать полученные обращения и давать ответы по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения обращения должен быть письменно мотивирован.
Принцип взаимной ответственности государства, его органов и граждан друг перед другом определен ст.ст. 2, 59 Конституции. Согласно данному принципу, что государство в лице его органов ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
К специальным принципам относятся принципы организации и деятельности каждого из органов государственного управления в отдельности. Специальные принципы определяются нормативным актом, регламентирующим его создание.
Таким образом, можем сделать вывод, что орган государственного управления, являясь частью механизма государства, выступает по его поручению и от его имени, при этом обладает собственной компетенцией, осуществляет в порядке исполнительно-распорядительной деятельности определенные полномочия, повседневное непосредственное руководство объектами хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства присущими ему приемами и методами деятельности. Основными признаками органов государственного управления являются: создание на основании Конституции или иного нормативного правового акта; наделение его властными полномочиями; осуществление деятельности от лица государства; наличие собственной структуры (внутреннего устройства); осуществление деятельности формами и методами, установленными правовыми актами.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.