Полномочия центральных и республиканских органов государственного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Основными функциями республиканских органов государственной власти являются те, которые присущи всем государственным органам – планирование, прогнозирование, руководство, учет, контроль [3, с. 15-20].

Вместе с тем, по мнению В.Н. Дубовицкого, определение полномочий подобным образом «вряд ли правомерно» [7, с. 96], так как каждая из перечисленных функций даже применительно к одним и тем же управляемым объектам в разной степени нуждается в подкреплении конкретными властными полномочиями.

Кроме того, понятием «государственные функции» охватываются как чисто технические, так и обеспечивающие функции республиканских органов государственного управления, что снижает эффективность выполнения этих функций и ведет к увеличению штатов.

В качестве примера многослойности функций, закрепленных в законодательстве, можно привести Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605 [15].

Согласно данному нормативному правовому акту Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет более 50 функций, среди которых, например: регулирование нотариальной деятельности и руководство нотариатом в Республике Беларусь, государственный контроль за нотариальной деятельностью нотариусов и уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов (данная функция включает в себя ряд подфункций – подп. 6.20); общее и методическое руководство адвокатурой (данная функция также включает много подфункций – подп. 6.21); регистрация политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений – подп. 6.24 и т.д.

При столь большом количестве разнообразных функций в данном акте подчас сложно разграничить функции и полномочия. Такая картина характерна для абсолютного большинства положений о республиканских органах государственного управления.

Специальные функции республиканских органов государственного управления направлены на обеспечение соответствующей отрасли. Различают  внутренние функции, призванные организовывать систему управления, ее функционирование, и внешние – надведомственные.

В перечень полномочий республиканских органов государственного управления входит:

- регулирование работы организаций, индивидуальных предпринимателей по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа;

- осуществление управления подчиненными организациями, в том числе создание, ликвидация и реорганизация организаций в порядке, определенном законодательством;

- заключение контрактов с руководителями подчиненных организаций;

- владение, использование и распоряжение государственным имуществом, находящимся на их балансе;

- создание целевых фондов;

- разработка экономических нормативов эффективности хозяйствования подчиненных организаций, проведение единой экономической политики в соответствующей области для отработки этих нормативов, обеспечение контроля за их применением;

- проведение государственной кадровой политики, направленной на комплектование собственного центрального аппарата, подчиненных организаций, обеспечение подбора и расстановки специалистов, формирование в пределах своей компетенции руководящего кадрового состава соответствующей отрасли и его резерва, создание отраслевой системы беспрерывного обучения кадров, организация подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием;

- взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами в решении экономических, социальных и других вопросов, принятие совместных с областными и Минским городским исполнительными комитетами мер по совершенствованию деятельности и развитию соответствующей отрасли экономики или сферы управления;

- согласование для областных и Минского городского исполнительных комитетов кандидатур на должности руководителей соответствующих местных органов управления, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

- внесение на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь предложений по вопросам, касающимся их деятельности и входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь;

- проведение в пределах своей компетенции переговоров о заключении международных договоров межведомственного характера, осуществление сотрудничества с соответствующими органами других государств.

Слаженное функционирование системы республиканских органов государственного управления обеспечивается четким распределением обязанностей между министром, председателем государственного комитета и их заместителями. Важность распределение обязанностей обуславливается необходимость установления оперативного контроля за работой аппарата, обеспечения наблюдения за выполнением решений, оказания помощи структурным подразделениям в их повседневной деятельности.

Распределение обязанностей между руководителями республиканских органов государственного управления предполагает, что в ведении каждого из них находится определенный круг вопросов. Распределение обязанностей закрепляется документально: в одних органах – приказами руководителя органа, в других – фиксируется в протоколах заседания коллегии или иных документах имеющих юридическое значение.

Таким образом, можем сделать вывод, что основными функциями республиканских органов государственной власти являются те, которые присущи всем государственным органам – планирование, прогнозирование, руководство, учет, контроль. Специальные функции республиканских органов государственного управления направлены на обеспечение соответствующей отрасли. Различают внутренние функции, призванные организовывать систему управления, ее функционирование, и внешние – надведомственные.

Слаженное функционирование системы республиканских органов государственного управления обеспечивается четким распределением обязанностей между министрами, председателями государственных комитетов и их заместителями. Важность распределение обязанностей обуславливается необходимость установления оперативного контроля за работой аппарата, обеспечения наблюдения за выполнением решений, оказания помощи структурным подразделениям в их повседневной деятельности.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.