Республиканские органы государственного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Белорусское законодательство не содержит однозначной трактовки понятия и правового статуса республиканского органа государственного управления и не всегда последовательно разграничивает компетенцию между органом исполнительной власти на каждом уровне системы и иными органами государства.

Согласно пп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» [13] к республиканским органам исполнительной власти относятся Правительство Республики Беларусь (Совет Министров), министерства и государственные комитеты, которые одновременно являются и республиканскими органами государственного управления, хотя все же круг последних является более широким.

Кроме того, к республиканским органам государственного управления относятся объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (государственные организации).

В действующем законодательстве отсутствует трактование понятия «республиканский орган государственного управления» и его соотношение с понятием «республиканский орган исполнительной власти». Однако, можем сделать вывод, что круг органов государственного управления значительно шире, нежели республиканские органы исполнительной власти, т.к. не следует забывать о республиканских органах государственного управления, непосредственно подчиненных и подконтрольных Президенту Республики Беларусь (например, Администрация Президента, Управление делами Президента, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте, Служба безопасности Президента и др.). Во многом остается неясной правовая природа департаментов с правами юридического лица в центральных аппаратах государственных органов.

Таким образом, количество республиканских органов государственного управления является более емким и значительным в количественном измерении по сравнению с республиканскими органами исполнительной власти.

Термином «республиканские» подчеркивается то, что сфера деятельности данных органов действуют в пределах республики. Тем самым республиканские органы государственного управления ставятся на высшую ступень в своей системе (отрасли, сфере). При этом председатели комитетов по правовому положению приравниваются к министрам.

Общими целями республиканских органов, подчиненных Совету Министров, являются:

- проведение согласованной государственной политики;

- управление в соответствующей отрасли или сфере деятельности;

- координация деятельности по вопросам отрасли.

Специальные цели обуславливаются потребностями отрасли и сферой деятельности.

Исходя их сферы деятельности республиканские органы государственного управления подразделяются на:

- хозяйственные (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архитектуры и строительства, Министерство промышленности);

- социально-культурные (Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты, Министерство культуры);

- организации безопасности и правопорядка (Министерство обороны, МВД, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, КГБ);

- многопрофильные – по вопросам нескольких сфер (Министерство статистики и анализа, Министерство связи и информатизации).

Республиканские органы государственного управления организую единую систему. При этом каждый из них, как правило, имеет подчиненные органы, предприятия и учреждения. Структура может быть одно-, двух-, трех- и четырехзвенная.  

Однозвенная структура органа подразумевает, что нижестоящие органы отсутствуют. Примером республиканского органа государственного управления с однозвенной структурой может являться Высшая аттестационная комиссия.

При двухзвенной структуре вышестоящие органы осуществляют руководство нижестоящими органами (организациям). Примером государственного органа государственного управления с двухзвенной структурой является Министерство иностранных дел с подчиненными посольствами и миссиями.

Трехзвенная структура характерна для управления внутренними делами. Так, например, Министерство внутренних дел руководит УВД облисполкомов, ОВД райисполкомов.

При четырехзвенной структуре руководство осуществляется на четырех уровнях. Это, как правило, министерства образования, культуры, здравоохранения. Та, например, образуется структура Министерство здравоохранения – управление здравоохранения облисполкомов – отделы здравоохранения райисполкомов – учреждения здравоохранения.

Республиканские органы государственного управления образуются в зависимости от вида. Так, министерства и государственные комитеты образовываются Указом Президента Республики Беларусь, а государственные организации, подчиненные Совету министров, - Советом Министров с согласия Президента.

Министрами, председателями комитетов и руководителями иных республиканских органов государственного управления решения принимаются в пределах своей компетенции самостоятельно. За принятые решения они несут персональную ответственность.

Во внутренней структуре министерств и комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут быть созданы департаменты с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения.

В республиканских органах государственного управления могут создаваться коллегии для рассмотрения основных вопросов развития соответствующих отраслей (сфер деятельности) и обсуждения других вопросов деятельности. Решения данных коллегий оформляются постановлениями и приказами.

В случае возникновения разногласий между руководителем республиканского органа государственного управления и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений руководитель республиканского органа государственного управления имеет право принять свое решение и сообщить об этом в Совет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

Таким образом, можем сделать вывод, что белорусское законодательство не содержит однозначной трактовки понятия и правового статуса республиканского органа государственного управления.

Количество республиканских органов государственного управления является более емким и значительным в количественном измерении по сравнению с республиканскими органами исполнительной власти. Термином «республиканские» подчеркивается то, что сфера деятельности данных органов действуют в пределах республики. Тем самым республиканские органы государственного управления ставятся на высшую ступень в своей системе (отрасли, сфере).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.