Местные органы государственного управления в Республике Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Определение местного управления дается в ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [11]. Согласно данной норме, местное управление представляет собой форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов в целях решения вопросов местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 1 вышеназванного закона систему органов местного управления на территории Республики Беларусь составляют областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации.

Основные задачи местных органов управления состоят в решении вопросов местного значения, учитывая общегосударственные интересы и интересы населения, проживающего на соответствующей территории.

Понятие «местные органы государственного управления» более широкое, чем понятие «органы местного управления». В него включаются, кроме органов местного управления, государственные органы министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь на местном уровне и не подчиненные местным исполкомам (местным администрациям).

Особенностями местного органов государственного управления являются:

- основная цель создания – осуществление местного управления;

- сфера действия только в пределах административно-территориальных единиц;

- в иерархии органов государственного управления являются низшим звеном;

- представляют значительную часть местных органов в государственном управлении;

- деятельность от имени вышестоящего республиканского органа, проведение задач центра.

Исполнительный комитет определяется ст. 9 Закона № 108-З как исполнительный и распорядительный орган на территории области, района, города, поселка, сельсовета. Из данного определения усматриваются два признака исполнительного комитета: территориальность; исполнительные и распорядительные функции.

Иными признаками исполнительных комитетов, не указанными в Законе № 108-З, является их коллегиальность и общая компетенция.

В структуре построения системы исполнительных комитетов выделяют:

- первичный уровень – система сельских, поселковых, городских исполнительных комитетов (городов районного подчинения);

- базовый уровень – система городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов;

- областной уровень – система областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Следующим видом местных органов государственного управления является местная администрация. Статьей 11 Закона № 108-З местная администрация определяется также как исполнительный и распорядительный орган на территории района в городе. Она, также как и исполнительные комитеты, является юридическим лицом и входит в систему органов исполнительной власти. Местная администрация является коллегиальным органом местного управления общей компетенции и состоит из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации.

Образование местных органов государственного управления происходит в два этапа – 1) назначение руководителя; 2) назначение заместителей руководителя и членов исполнительного комитета, местной администрации.

Местные органы государственного управления подотчетны и подконтрольны соответствующему республиканскому органу государственного управления. Так, согласно ч. 6, 9 ст. 9 и ч. 9 и 11 ст. 11 Закона № 108-З определяется подотчетность и подконтрольность областных (Минского городского) исполнительных комитетов Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь согласно их компетенции. Исполнительные комитеты первичного и базового уровней подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным комитетам. Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.

Местным органам государственного управления присущи различные формы контроля – по вертикали и горизонтали. По вертикали контроль осуществляется вышестоящими органами, по горизонтали – местными Советами депутатов и гражданами.

По вертикали контроль осуществляется в форме представления отчетов, а также в форме проведения проверок. Контроль по горизонтали осуществляется в форме заслушивания отчетов исполнительного комитета и в форме ответственности исполнительного комитета перед Советом.

Таким образом, можем сделать вывод, что в понятие «органы местного управления» включаются, кроме органов местного управления, государственные органы министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь на местном уровне и не подчиненные местным исполкомам (местным администрациям).

Особенностями местного органов государственного управления являются: основная цель создания – осуществление местного управления; сфера действия только в пределах административно-территориальных единиц; в иерархии органов государственного управления являются низшим звеном; представляют значительную часть местных органов в государственном управлении; деятельность от имени вышестоящего республиканского органа, проведение задач центра.

 

 

Выводы по главе 2:

1. в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь Правительство – Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления. Деятельность Совета Министров Республики Беларусь регламентируется Конституцией (в наиболее общей форме) и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (регламентирована детально);

2. белорусское законодательство не содержит однозначной трактовки понятия и правового статуса республиканского органа государственного управления. Количество республиканских органов государственного управления является более емким и значительным в количественном измерении по сравнению с республиканскими органами исполнительной власти. Термином «республиканские» подчеркивается то, что сфера деятельности данных органов действуют в пределах республики. Тем самым республиканские органы государственного управления ставятся на высшую ступень в своей системе (отрасли, сфере);

3. в понятие «органы местного управления» включаются, кроме органов местного управления, государственные органы министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь на местном уровне и не подчиненные местным исполкомам (местным администрациям).

Особенностями местных органов государственного управления являются: основная цель создания – осуществление местного управления; сфера действия только в пределах административно-территориальных единиц; в иерархии органов государственного управления являются низшим звеном; представляют значительную часть местных органов в государственном управлении; деятельность от имени вышестоящего республиканского органа, проведение задач центра.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.