Впервые положение о декларировании доходов государственного служащего и членов его семьи, в целях создания действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране, было закреплено в указе Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществ».
Сущность антикоррупционного декларирования состоит в том, что должностное лицо самостоятельно сообщает в письменной форме уполномоченным государственным органам о наличии у него и членов его семьи доходов, имущества, обязательств и иных интересов.[50]
В настоящее время, в соответствие со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственные служащие в обязательном порядке должны подавать декларацию о своих доходах имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей.
29 декабря 2008 г. в ст. 10 конституционного закона "О правительстве РФ" были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей. 18 мая 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которые, в частности, регламентируют круг чиновников и членов их семей, подающих декларации о доходах.[51] Это касается не только президента, сотрудников администрации, членов правительства, но и парламентариев, судей, правоохранителей, военных.
С 2012 г. отчитываться стало и руководство Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, госкорпораций и госкомпаний с превалирующим госучастием, а также их супруги и несовершеннолетние дети.
Такая обязанность устанавливается с целью воспрепятствования занятию государственными служащими предпринимательской и иной, несовместимой с государственной службой деятельностью. Несоизмеримость доходов с реальным заработком государственного служащего дает основания предполагать об их незаконном происхождении. Кроме того, декларирование доходов способствуют своевременному и правильному налогообложению государственных служащих.
На сегодняшний день декларирование доходов как механизм противодействия коррупции требует своего дальнейшего совершенствования, так как существующие правила о предоставлении декларации и механизм проверки достоверности указанных в ней сведений по-прежнему не позволяет реализовать потенциал данной меры в полном объеме.
Согласно данным, опубликованном на сайте Национального антикоррупционного Совета Российской Федерации, большинство россиян сомневаются в достоверности имущественных деклараций чиновников. Больше 60% опрошенных Левада Центром считают, что в декларациях указана меньшая или ничтожно малая часть реальных доходов и собственности. Лишь 8 процентов уверены, что вся информация достоверна. Из тех респондентов, которые не верят данным деклараций, больше половины считают, что чиновники переводят основные доходы на своих родственников, а собственность выводят за границу. Каждый второй отметил, что образ жизни чиновников не соответствует заявленным доходам.[52]
Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.[53] К ним относят: ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»; Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ, и лицами, замещающими государственные должности РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности РФ, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, относятся к информации ограниченного доступа. В случае непоступления гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения или на обучение в образовательную организацию высшего образования, находящуюся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в дальнейшем эти сведения не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отнесенные к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
Невыполнение требования о предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.
Впервые понятие конфликта интересов на государственной гражданской службе определено в статье 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, и возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.
Под личной заинтересованностью предполагалась возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи, а также для организаций, с которыми тот связан финансовыми или иными обязательствами.
Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 285-ФЗ в новой редакции изложены статьи 10 и 11 закона «О противодействии коррупции»,в которых дано актуальное определение конфликта интересов, а также порядка его предотвращения и урегулирования. Соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».В частности, под конфликтом интересов в настоящее время понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Таким образом, понятие конфликта интересов стало более строгим и для его констатации уже не требуется наличия противоречия между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества и государства.
Изменилось и определение личной заинтересованности, которое дополнено возможностью получения имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ, а также конкретным перечнем состоящих с государственным служащим в близком родстве или свойстве лиц, являющихся объектами личной заинтересованности служащего.
О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения служащий обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя, а также представителя нанимателя.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.
Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Среди них:
- выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
- выполнение иной оплачиваемой работы;
- владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
- получение подарков и услуг;
- имущественные обязательства и судебные разбирательства;
- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
- явное нарушение установленных запретов.
Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, которое может повлечь изменения должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей.
Используемая литература:
1. Иванов А.И. Ван Аньши и его реформы. XI в. С Пб, 1909.
2. Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». С изменениями и дополнениями.
3. Голубовский В.Ю., Никодимов И.Ю., Хутин А.Ф., Рожкова Л.П. История государства и права России. Курс лекций /Москва 2016
4. Законодательство Екатерины II : В 2 т. – Т.2. / Отв. ред. Т.Е. Новицкая, О.И. Чистяков. М., 2001. С. 673.
5. Глазкова Л.В. Борьба с коррупцией в период абсолютизма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 1.
6. Белов В.В. Распространение коррупции в системе органов государственной власти России: период 1992-2000 гг. Дис. канд. исторических наук. М. 2008.
7. Козлова Н. Взятие взяточника // Российская газета. – 2014 г. – №119 (6391).
8. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 (ред. от 15.07.2015) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» // СПС Консультант Плюс.
9. Никифоров А.С. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. М., 1991. С. 15. Долгова А.И. Криминология. М., 2009. С. 350. Гыске А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. М., 2001. С. 186. Годунов И.В. Организованная преступность от расцвета до заката. М., 2008. С. 37.
10. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml
11. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г. Собрание законодательства РФ. 2004. ст. 3882.
12. Долгова А.И. Криминология М., 2009 С. 348.
13. Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. №226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» // СПС Консультант Плюс.
14. Долгова А.Н. Указ. соч. С. 256.
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.2003. С. 57.
16. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ с изменениями и дополнениями.
17. Ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017).
18. Отчет за 2015 год по версии неправительственной организации Transparency International.
19. ФЗ внутренней от 25.12.2008 N 273-ФЗ этапом «О противодействии представлено коррупции» с изменениями и дополнениями.
20. Голубовский прибыли В.Ю., Синюкова Т.Н. Роль продвижении средства массовой поставка информации в противодействии являясь коррупции. Казанский педагогический воздействуют журнал. 2016 N2-2 внешней (115) С.400-404
21. Иванова мероприятий К.И., Стрепетов В.В. Правосознание отличительным и справедливое общество обеспечивающие как взаимосвязанные также идеальные категории. /Социально-экономические производитель исследования, гуманитарные товаров науки и юриспруденция: прибыли теория и практика. - 2016. - № 5. - С. 79-82.
22. ФЗ конечный от 25.12.2008 N 273-ФЗ сопровождаются «О противодействии установление коррупции» [Электронный торгового ресурс]/СПС «Консультант Плюс»
23. ФЗ управление от 27.07.2004 N 79-ФЗ экономическая «О государственной конечному гражданской службе» разделение [Электронный ресурс]/СПС процесс «Консультант Плюс»
24. ФЗ от только 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об услуг антикоррупционной экспертизе деятельности нормативных правовых установление актов и проектов спроса нормативных правовых более актов» [Электронный относятся ресурс]/СПС «КонсультантПлюс»
25. Михолап спроса Я.В. О совершенствовании механизма распределение противодействия коррупции./ Альманах продвижении современной науки представляют и образования. - Тамбов: Грамота, внешней - 2015. - № 3. С. 76-79.
26. Уголовный кодекс также Российской Федерации обеспечивающие от 13.06.1996 N 63-ФЗ воздействие [Электронный ресурс]/СПС первой «КонсультантПлюс».
27. Новостной ресурс уходящие «Взгляд. Деловая газета» широкого - Выпуск от обеспечивающие 26.01.2016 [Электронный ресурс]// обеспечивающие http://vz.ru/news/2016/1/26/790646.html.
28. Никодимов И.Ю. Методы предприятия оценки коррупции первой и эффективность функционирования процесс государства / Правовое только поле современной места экономики. М. 2016 N 1 C. 168-198.
29. Рейтинг воздействие стран мира коммерческая по уровню степени восприятия коррупции элементы по состоянии только на 2015 распределение год/Информационно-аналитический портал экономическая «Центр гуманитарных места технологий [Электронный представлен ресурс]// http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info
30. Голубовский В.Ю., Синюкова Т.Н. Роль средств массовой информации в противодействии коррупции. Казанский педагогический журнал. Казань, 2016. С. 61-64.
31. Веселов А. Дело «Оборонсервиса» может пополниться новыми эпизодами // Русский репортер. 2012. № 45 (274).
32. Ремонт с признаками коррупции // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).
33. Торгашев А. ВАК – скандалист // Русский репортер. 2013. № 6 (284).
34. Экс-замминистра Ливанова обвинили в воровстве [Электронный ресурс]. URL: http://rusplt. ru/society/ekszamministra-livanova-okazalsya-vorom-22464.html (дата обращения: 02.04.2016).
35. Рогожников М. Руководителей проверят всех без исключения // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).
36. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. URL: http://wciom. ru/ (дата обращения: 03.04.2016).
37. Лабыкин А. ЕГЭ по доброй воле // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).
38. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст.1).
39. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст.13).
40. Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст.27.1).
41. Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Москва 2017
42. Никодимов И.Ю. Формирование антикоррупционного мировоззрения у молодого поколения как основополагающий аспект комплексной безопасности государства. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: общественные науки. 2016 N 17 (756) C. 152-156
43. Голубовский В.Ю., Синюкова Т.Н. Правовая культура как основа профилактики коррупции / Юридическая техника. 2016 N 10 C.95-99.
44. Рейтинг коррупции в США за 1995-2017 год. [Электронный ресурс] https://tradingeconomics.com/united-states/corruption-index.
45. Андрианов, В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность / В.Д. Андрианов – М.: Wolters Kluwer Russia, 2009.
46. https://sputnik-georgia.ru/reviews/20161209/234132367/Borba-s-korrupciej-situacija-v-Gruzii.html.
47. Закон о коррупции за рубежом / Министерство юстиции Соединенных Штатов [Электронный ресурс]: https://www.justice.gov/criminal-fraud/foreign-corrupt-practices-act.
48. Никодимов И.Ю., Никодимова К.И., Новикова Н.Г. Профилактика коррупционных рисков. Инновации и инвестиции. М. 2015 N6 C. 245-246
49. Никодимов И.Ю., Никодимова К.И., Новикова Н.Г Зоны коррупционных рисков Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. М. 2015 N6-1 C. 356-359
50. Конов А.В., Яковлев А.А. Антикоррупционное декларирование в России: существующие проблемы и возможные подходы к реформированию // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 5-27.
51. Коммерсантъ, № 87 (4142), 19.05.2009 (http://www.kommersant.ru/doc/1172296).
52. http://www.korrup.ru/
53. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции" с изменениями и дополнениями.
[1] Иванов А.И. Ван Аньши и его реформы. XI в. С Пб, 1909.
[2]Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
[3] Голубовский В.Ю., Никодимов И.Ю., Хутин А.Ф., Рожкова Л.П. История государства и права России. Курс лекций /Москва 2016
[4] Законодательство Екатерины II : В 2 т. – Т.2. / Отв. ред. Т.Е. Новицкая, О.И. Чистяков. М., 2001. С. 673.
[5] Глазкова Л.В. Борьба с коррупцией в период абсолютизма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 1.
[6] Белов В.В. Распространение коррупции в системе органов государственной власти России: период 1992-2000 гг. Дис. канд. исторических наук. М. 2008.
[7] Козлова Н. Взятие взяточника // Российская газета. – 2014 г. – №119 (6391).
[8] Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 (ред. от 15.07.2015) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» // СПС Консультант Плюс.
[9] Никифоров А.С. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. М., 1991. С. 15. Долгова А.И. Криминология. М., 2009. С. 350. Гыске А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. М., 2001. С. 186. Годунов И.В. Организованная преступность от расцвета до заката. М., 2008. С. 37.
[10] Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml
[11] Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г. Собрание законодательства РФ. 2004. ст. 3882.
[12] Долгова А.И. Криминология М., 2009 С. 348.
[13] Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. №226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» // СПС Консультант Плюс.
[14] Долгова А.Н. Указ. соч. С. 256.
[15] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.2003. С. 57.
[16] Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ с изменениями и дополнениями.
[17] Ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017).
[18] Отчет за 2015 год по версии неправительственной организации Transparency International.
[19] ФЗ внутренней от 25.12.2008 N 273-ФЗ этапом «О противодействии представлено коррупции» с изменениями и дополнениями.
[20] Голубовский прибыли В.Ю., Синюкова Т.Н. Роль продвижении средства массовой поставка информации в противодействии являясь коррупции. Казанский педагогический воздействуют журнал. 2016 N2-2 внешней (115) С.400-404
[21] Иванова мероприятий К.И., Стрепетов В.В. Правосознание отличительным и справедливое общество обеспечивающие как взаимосвязанные также идеальные категории. /Социально-экономические производитель исследования, гуманитарные товаров науки и юриспруденция: прибыли теория и практика. - 2016. - № 5. - С. 79-82.
[22] ФЗ конечный от 25.12.2008 N 273-ФЗ сопровождаются «О противодействии установление коррупции» [Электронный торгового ресурс]/СПС «Консультант Плюс»
[23] ФЗ управление от 27.07.2004 N 79-ФЗ экономическая «О государственной конечному гражданской службе» разделение [Электронный ресурс]/СПС процесс «Консультант Плюс»
[24] ФЗ от только 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об услуг антикоррупционной экспертизе деятельности нормативных правовых установление актов и проектов спроса нормативных правовых более актов» [Электронный относятся ресурс]/СПС «КонсультантПлюс»
[25] Михолап спроса Я.В. О совершенствовании механизма распределение противодействия коррупции./ Альманах продвижении современной науки представляют и образования. - Тамбов: Грамота, внешней - 2015. - № 3. С. 76-79.
[26] Уголовный кодекс также Российской Федерации обеспечивающие от 13.06.1996 N 63-ФЗ воздействие [Электронный ресурс]/СПС первой «КонсультантПлюс».
[27]Новостной ресурс уходящие «Взгляд. Деловая газета» широкого - Выпуск от обеспечивающие 26.01.2016 [Электронный ресурс]// обеспечивающие http://vz.ru/news/2016/1/26/790646.html.
[28] Никодимов И.Ю. Методы предприятия оценки коррупции первой и эффективность функционирования процесс государства / Правовое только поле современной места экономики. М. 2016 N 1 C. 168-198.
[29] Рейтинг воздействие стран мира коммерческая по уровню степени восприятия коррупции элементы по состоянии только на 2015 распределение год/Информационно-аналитический портал экономическая «Центр гуманитарных места технологий [Электронный представлено ресурс]// http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info
[30] Голубовский В.Ю., Синюкова Т.Н. Роль средств массовой информации в противодействии коррупции. Казанский педагогический журнал. Казань, 2016. С. 61-64.
[31] Веселов А. Дело «Оборонсервиса» может пополниться новыми эпизодами // Русский репортер. 2012. № 45 (274).
[32] Ремонт с признаками коррупции // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).
[33] Торгашев А. ВАК – скандалист // Русский репортер. 2013. № 6 (284).
[34] Экс-замминистра Ливанова обвинили в воровстве [Электронный ресурс]. URL: http://rusplt. ru/society/ekszamministra-livanova-okazalsya-vorom-22464.html (дата обращения: 02.04.2016).
[35] Рогожников М. Руководителей проверят всех без исключения // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).
[36] Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. URL: http://wciom. ru/ (дата обращения: 03.04.2016).
[37] Лабыкин А. ЕГЭ по доброй воле // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).
[38] Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст.1).
[39] Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст.13).
[40] Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст.27.1).
[41] Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Москва 2017
[42] Никодимов И.Ю. Формирование антикоррупционного мировоззрения у молодого поколения как основополагающий аспект комплексной безопасности государства. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: общественные науки. 2016 N 17 (756) C. 152-156
[43] Голубовский В.Ю., Синюкова Т.Н. Правовая культура как основа профилактики коррупции / Юридическая техника. 2016 N 10 C.95-99.
[44] Рейтинг коррупции в США за 1995-2017 год. [Электронный ресурс] https://tradingeconomics.com/united-states/corruption-index.
[45] Андрианов, В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность / В.Д. Андрианов – М.: Wolters Kluwer Russia, 2009.
[46] https://sputnik-georgia.ru/reviews/20161209/234132367/Borba-s-korrupciej-situacija-v-Gruzii.html.
[47] Закон о коррупции за рубежом / Министерство юстиции Соединенных Штатов [Электронный ресурс]: https://www.justice.gov/criminal-fraud/foreign-corrupt-practices-act.
[48] Никодимов И.Ю., Никодимова К.И., Новикова Н.Г. Профилактика коррупционных рисков. Инновации и инвестиции. М. 2015 N6 C. 245-246
[49] Никодимов И.Ю., Никодимова К.И., Новикова Н.Г Зоны коррупционных рисков Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. М. 2015 N6-1 C. 356-359
[50]Конов А.В., Яковлев А.А. Антикоррупционное декларирование в России: существующие проблемы и возможные подходы к реформированию // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 5-27.
[51]Коммерсантъ, № 87 (4142), 19.05.2009 (http://www.kommersant.ru/doc/1172296).
[52] http://www.korrup.ru/
[53] Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции" с изменениями и дополнениями.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 400.