В современном мире государства сталкиваются с ростом преступности, которая приобретает все более опасный транснациональный характер. Повсеместно растет профессионализм и организованность преступников, использующих в своей незаконной деятельности достижения науки, техники и новейшие информационные технологии. Лидеры преступных сообществ не скупятся на оплату труда химиков, компьютерщиков, юристов и других узких специалистов. Но едва ли не главной статьей их расходов стал подкуп коррумпированных чиновников как на стадии подготовки преступлений, так и для сокрытия следов преступной деятельности. Коррумпированность должностных лиц сводит на нет усилия государства в его борьбе с преступностью, препятствует экономическому росту, провоцирует напряженность в обществе, усиливает настроения пессимизма и апатии и подавляет предприимчивость наиболее активной части населения.
Отмечая остроту проблемы, председатель Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что «при всех новых глобальных вызовах борьба с коррупцией входит в число приоритетов России»[7].
Указом Президента РФ от 11.04.2014 г. № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы» поставлены задачи совершенствования организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; обеспечения исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции; активизации антикоррупционного просвещения граждан[8].
Указ № 226 демонстрирует системный подход к проблеме коррупции и вопросам борьбы с ней, ставит конкретные задачи перед государственными органами и гражданским обществом, требует отчетности в выполнении поставленных задач. Однако каким будет результат, окажется ли выполненным национальный план противодействия коррупции, либо выделенные на его реализацию бюджетные средства присвоят и «распилят» государственные слуги, – покажет время.
История чиновничьих злоупотреблений неразрывно связана с развитием системы государственного управления, и, более того, обусловлена становлением аппарата власти. Поэтому главы, посвященные истории коррупционного падения российского чиновничества, целесообразно разделить на параграфы, соотнесенные с общепринятыми в истории государства и права периодами развития российской государственности.
Одной из черт организованной преступности как во всем мире, так и в России, по мнению многих ученых, является коррупция[9].
В принятой 31 октября 2003 г. Конвенции ООН против коррупции определение этого явления не дается, но говорится о различных видах коррупционной деятельности и условиях, способствующих коррупции должностных лиц. Это и подкуп публичных должностных лиц (ст. 15-16), и хищения, неправомерные присвоения или иные нецелевые использования имущества публичным должностным лицом (ст. 17), злоупотребление влиянием в корыстных целях (ст. 18), злоупотребление служебным положением (ст. 19), незаконное обогащение (ст. 20)[10].
В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г. статья 8 посвящена проблемам криминализации коррупции. В ней предусмотрено, что государства-участники будут принимать законодательные и другие меры для признания уголовно-наказуемыми следующих деяний, если они совершены умышленно:
1) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
2) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей[11].
В ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» с учетом приведенной выше Конвенции дано развернутое определение данного явления. В соответствии с законом, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Анализ явлений коррупции показывает, что они шире так называемых должностных преступлений, которые часто пересекаются с коррупцией, но имеют целый ряд отличий. Об этом писала А.И. Долгова: «Те, кто коррупцию как подкуп – продажность подменяет явлением разложения, использования власти, полномочий в корыстных целях, почти все внимание сосредотачивают на фигуре должностного лица, служащего и уходят от понимания значимости фигуры корруптера – того лица, которое подкупает. А данное лицо также значимо, как и коррумпируемое»[12].
Учитывая опасность действий как коррупционера, так и корруптера, в Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы была предусмотрена разработка и осуществление комплекса «организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению служащими и работниками государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки»[13].
К основным нормативным актам по вопросам противодействия коррупции относятся:
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 816 «О мерах по противодействию коррупции»;
- Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
- Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции»;
- Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».
Все приведенные нормативные акты являются правовой основой деятельности государства по противодействию коррупции. В научной литературе высказывалось мнение, что термин «противодействие» не отражает суть рассматриваемой деятельности, поскольку не только государство мешает преступности, но и преступность активно и целенаправленно мешает государству, поэтому более приемлем термин «борьба» с преступностью[14].
Обратившись к толковым словарям, мы можем убедиться в том, что термин «борьба», означающий «стремиться уничтожить, искоренить»[15] порождает надежду на победу над преступностью, на ее полное уничтожение. Однако в настоящее время никто и нигде в мире не ставит перед собой таких нереальных задач.
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ дано определение понятия «противодействие коррупции», под которым понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Из текста закона усматривается, что понятие «противодействие коррупции» значительно шире термина «борьба с коррупцией», поскольку включает профилактику, а также минимизацию последствий коррупции помимо деятельности по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, что составляет суть собственно борьбы с коррупцией.
Деятельность государства в сфере противодействия преступности в целом, и коррупции, в частности, должна опираться на закон. Отсюда вытекает важность совершенствования законодательства, регулирующего все вопросы, связанные с противодействием преступности. Как бы ни была опасна коррупция и все связанные с нею правонарушения, государство обязано придерживаться цивилизованных форм ведения войны с этими видами преступлений.
Тема 4. Система государственных органов в сфере противодействия коррупции, их полномочия.
Организационные основы противодействия коррупции составляют:
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц[16]. Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации.
В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.
Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации, призванную обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивую к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.
7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".[17]
Так же немаловажно, определить основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. Согласно статье 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ в перечень направлений входит:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Согласно, вышеизложенному можно сделать вывод, что за последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.