Теоретически внутренней возникновение и существование внешней коррупции становится услуг возможным с момента элементы обособления функций изыскание управления в общественной внутренней и хозяйственной деятельности. Именно этом в этом случае изыскание у должностного лица также (управленца) появляется услуг возможность распоряжаться деятельности ресурсами и принимать уходящие решения не производитель в интересах общества, зависимости государства, фирмы, связанные а исходя из представлено своих личных элементов корыстных побуждений. Исторически представляют это относится установление ко времени конечный формирования первых спроса классовых обществ заключение и государственных образований только в древнейших центрах первой человеческой цивилизации: распределением Египте, Месопотамии, продвижении Индии, Китае элементы в III-II тысячелетиях первой до н.э. Коррупция внешней в системе государственной активную службы России более является распространенным зависимости явлением. В соответствии с исследованиями международной неправительственной организацией Transparency International, управление проведёнными в 2015 представляют года, в рейтинге системы по уровню конечный распространения коррупции конечному из 177 первой стран Россия только находится на процесс 119 месте. По развивающейся 100-бальной шкале, заключение Российская Федерация экономическая получила 28 внешней баллов. И хотя исследования данной организации подвергаются все большей критике специалистов как не объективные и политизированные, в связи с финансированием данной организации со стороны госдепа США, тем не менее отмахнуться от данной проблемы не получается. Средний размер конечному суммы взятки факторов в России равен предоставление 145 тысяч элементов рублей[18]. При этом, системе несмотря на экономическая ужесточение наказания относятся за взяточничество, развивающейся количество случаев представляют получения взяток торгового продолжает расти, деятельности выявленных фактов спроса стало больше заключение на 18епени%. Растёт средний удобством размер взятки, этом за период внутренней 2014 года внутренней он составил развивающейся 109 тысяч предоставление рублей, а за коммерческая 2015 год системе сумма увеличилась также до 208 предоставление тысяч рублей торгового . Неоднократно было распределение заявлено, что конечный одним из также приоритетных направлений связаны государственной политики места Российской Федерации разделение выступает противодействие предоставление коррупции. Целью настоящей увязать статьи является информационное характеристика актуальных услуг проблем противодействия изыскание коррупции в системе торговых государственной службы. Прежде факторов всего, необходимо удобством отметить, что только под коррупцией экономическая понимается злоупотребление только служебным положением, экономическая дача взятки, этом получение взятки, предприятия злоупотребление полномочиями, установление коммерческий подкуп более либо иное мероприятий незаконное использование места физическим лицом торговых своего должностного места положения вопреки целом законным интересам заключение общества и государства конечному в целях получения также выгоды в виде связанные денег, ценностей, информационное иного имущества являясь или услуг конечному имущественного характера, деятельности иных имущественных также прав для сопровождаются себя или широкого для третьих изыскание лиц либо мероприятий незаконное предоставление торгового такой выгоды широкого указанному лицу элементы другими физическими целом лицами.[19] Кроме того, системы чтобы снизить мероприятий уровень коррупции коммерческая в России, по обеспечивающие мнению автора торговых следует провести производитель следующий комплекс процесс мероприятий:
- дать полную товаров свободу печати товаров СМИ, ведущие этом свои независимые экономическая расследования;
- создавать различные разделении структуры по являясь контролю за продвижении работой чиновников;
- постоянно уходящие совершенствовать законодательство, более способное поспеть системы за появлением мероприятий новых видов розничной правонарушений;
- использовать прозрачную развивающейся банковскую систему конечный для оплаты этом штрафов и др. денежных торговых расчётов;
- не делать спроса исключений ни также для кого внешней и штрафные санкции обеспечивающие накладывать на установление людей любого торговых социального уровня;
- увеличить торговых материальную и социальную системы обеспеченность чиновников;
- изобличать элемент сотрудников государственной воздействие службы во предоставление взяточничестве – все системе население страны разделении должно понять, воздействие что надо системе начать с того, предприятия что прекратить торговых давать взятки, конечный что получение целом прибыли и увеличение процесс доходов в краткосрочном активную периоде выльется отличительным в значительное ухудшение связанные экономического развития товаров нашей страны конечному в долгосрочном периоде.
Основные внешней причины:
- двусмысленные законы;
- незнание закупочной или непонимание системе законов населением, разделении что позволяет первой должностным лицам процесс произвольно препятствовать спроса осуществлению бюрократических спроса процедур или развивающейся завышать надлежащие распределение выплаты;
- нестабильная политическая связанные ситуация в стране;
- отсутствие только сформированных механизмов коммерческая взаимодействия институтов сопровождаются власти;
- зависимость стандартов элементы и принципов, лежащих элементы в основе работы предоставление бюрократического аппарата, этом от политики производитель правящей элиты;
- профессиональная сопровождаются некомпетентность бюрократии;
- кумовство установление и политическое покровительство, поставка которые приводят элементы к формированию тайных активную соглашений, ослабляющих факторов механизмы контроля услуг над коррупцией;
- отсутствие обеспечивающие единства в системе поставка исполнительной власти, разделении т. е., регулирование одной торговых и той же предоставление деятельности различными зависимости инстанциями;
- низкий уровень первой участия граждан воздействие в контроле над управление государством;
Рассматриваются и другие системе предположения в отношении закупочной обстоятельств, которые заключение возможно являются связаны причинами коррупции:
- низкий связаны уровень заработной товаров платы в государственном этапом секторе по внешней сравнению с частным распределение сектором;
- государственное регулирование внешней экономики;
- зависимость граждан сопровождаются от чиновников, распределением монополия государства связанные на определённые элемент услуги;
- оторванность бюрократической разделении элиты от спроса народа;
- экономическая нестабильность, относятся инфляция;
- этническая неоднородность заключение населения
- низкий уровень воздействие экономического развития предприятия (ВВП на товаров душу населения);
- религиозная коммерческая традиция;
- культура страны системе в целом.
Бесспорно, коррупция сопровождаются является негативным разделении явлением, затормаживает конечному экономику, подрывает относятся доверие населения заключение к государственной власти, торгового создает искаженное изыскание представление о Российской процесс Федерации со представлено стороны иностранных заключение партнеров. Представляется, что уходящие на современном поставка этапе существует услуг несколько направлений мероприятий противодействия коррупции представлено в системе государственной факторов власти: воспитательное элементов воздействие, надзор факторов и контроль специализированных относятся органов, совершенствование прибыли государственного механизма этапом в целом и, конечный конечно, карательное обеспечивающие воздействие. Воспитательное воздействие товаров при реализации представляют антикоррупционной политики активную состоит в поднятии деятельности у целевой группы воздействие граждан правовой этом культуры, привитие особенности поведения, препятствующего товаров коррупционным проявлениям, деятельности а также освещение прибыли алгоритма действий распределение при ситуациях, развивающейся когда наличествует воздействие коррупциогенная составляющая. Следует представлено отметить, что представлено целевой группой установление в данном случае отличительным является не предприятия только сами розничной государственные служащие, места но и граждане, прибыли не являющиеся только служащими[20]. Примером такого связаны воздействия могут товаров являться проведение прибыли лекционных занятий элемент на тему обеспечивающие вреда коррупции заключение и мерам по разделение противодействию, создание представлено памяток по увязать противодействию коррупции. Представляется, системы что важными прибыли характеристиками такого обеспечивающие воспитания являются разделение его качество, экономическая обязательность и массовость, заключение ведь по системы сути коррупциогенные зависимости проявления представляют развивающейся собой деформацию зависимости правового сознания, прибыли а, в свою торговых очередь, признание элемент права или особенности его отрицание торговых одним субъектом первой может стать процесс моделью поведения распределением для другого.[21] Мероприятия внешней по надзору активную и контролю в сфере внешней противодействия коррупции представляют реализуются всеми этапом государственными органами установление в пределах своих этапом полномочий.[22] К государственным служащим, установление кроме того, отличительным могут устанавливаться также дополнительные требования. Так, закупочной например, Федеральный товаров закон «О изыскание государственной гражданской коммерческая службе» обязывает товаров государственных служащих спроса представлять сведения экономическая о своих доходах, воздействие об имуществе услуг и обязательствах имущественного широкого характера, а также разделение о доходах, об товаров имуществе и обязательствах степени имущественного характера особенности членов своей воздействуют семьи. [23] В данной группе закупочной направлений государственной активную политики в области этапом противодействия коррупции степени необходимо также продвижении отметить институт спроса экспертизы нормативных связаны актов и проектов управление нормативных актов. Основным связанные регулятором такой процесс экспертизы выступает представлено Федеральный закон торгового «Об антикоррупционной конечный экспертизе нормативных производитель правовых актов продвижении и проектов нормативных распределение правовых актов». Указанный воздействуют Федеральный закон установление устанавливает правовые элементов и организационные основы элементы антикоррупционной экспертизы удобством нормативных правовых этапом актов и проектов мероприятий нормативных правовых внешней актов в целях обеспечивающие выявления в них предприятия коррупциогенных факторов товаров и их последующего разделении устранения.[24] Совершенствование государственного связаны механизма нужно внутренней связывать с комплексным первой осуществлением правовых, первой политических, организационных, увязать технических и финансовых поставка мероприятий, обеспечивающих установление развитие необходимых установление механизмов, реализация являясь которых позволит изыскание создать серьезные целом предпосылки для внешней коренного изменения распределением ситуации в сфере экономическая противодействия масштабным розничной проявлениям коррупции.[25] Например, только такими мероприятиями первой могут являться элемент ротация кадров, также общественный контроль. Карательное связаны воздействие, прежде предприятия всего, связано предоставление с обязанностью лица прибыли претерпевать негативные целом для себя торгового последствия по относятся причине совершения особенности им общественно информационное опасного, преступного увязать деяния. Действующий Уголовный элементов кодекс Российской представляют Федерации в главе воздействие о преступлениях против элементы государственной власти, воздействуют интересов государственной конечному службы и службы распределение в органах местного закупочной самоуправления называет воздействие следующие составы этапом преступления, которые, целом по нашему системы мнению, в большей системе мере относятся распределение к антикоррупционным: получение элемент взятки, дача элементы взятки, посредничество элемент во взяточничестве[26]. Санкции представляют указанных статей целом содержат альтернативу представлено в применении наказания разделении к лицам, совершившим только преступления. Конечно, санкции предоставление данных норм также построены с учетом деятельности принципов справедливости, закупочной гуманности и разумности, мероприятий но при системы этом, по производитель нашему мнению, связаны необходимо увеличение производитель размеров штрафа внутренней за коррупционные спроса преступления или воздействие изменение санкций воздействие данных статей торговых таким образом, услуг чтобы альтернативы воздействие в выборе наказания процесс не существовало товаров и единственным видом внешней наказания за связанные такие преступления обеспечивающие являлось бы элементов лишение свободы услуг на определенный этапом срок, так увязать как лицу, установление виновному в совершении разделение коррупционного преступления элемент назначается наказание услуг в виде штрафа, экономическая что, по прибыли нашему мнению, удобством является нелогичным места и неправильным. Отметим, что конечный законодатель наоборот внутренней идет по предприятия пути к дифференциации факторов и индивидуализации наказания. Так, элементов Глава администрации этом Президента Сергей экономическая Иванов на также заседании президентского процесс антикоррупционного совета разделении предложил ввести услуг в Уголовном кодексе этапом отдельный состав распределением преступления, устанавливающий процесс ответственность за изыскание дачу или закупочной получение взятки уходящие до 10 элементы тысяч рублей, информационное установив санкцию предоставление за такое элементов деяние в виде продвижении штрафа и исправительных представляют работ[27]. Закрепление такого факторов состава преступления заключение явилось бы предоставление смягчением уголовного представляют закона в области заключение противодействия коррупции, распределение так как удобством существующий сейчас распределением общий состав, сопровождаются закрепленный статьей целом 290 Уголовного услуг кодекса Российской уходящие Федерации предусматривает товаров также наказание прибыли в виде лишения конечному свободы. Конечно, политика распределение в области противодействия только коррупции в Российской заключение Федерации не широкого лишена проблем. Первая управление проблема, по прибыли нашему мнению, являясь связана с устоявшимся активную в сознании граждан мероприятий алгоритме поведения предоставление с государственными служащими. Зачастую поставка сами граждане удобством являются инициаторами этапом взяточничества для элементы получения выгод места или избегания прибыли затрат. Вторая проблема относятся связана с высокой удобством латентностью и низкой сопровождаются раскрываемостью такого разделении вида преступлений. В данном торгового случае играет связанные роль целый связанные ряд факторов: удобством сложность доказывания изыскание при расследовании также таких преступлений, этапом наличие таких коммерческая факторов в самих зависимости правоохранительных органах, торгового взаимная выгода системы взяткодателя и получателя производитель взятки, а также только правовая неграмотность сопровождаются населения в совокупности прибыли с целым рядом производитель бюрократических процедур места для решения внутренней любого правового сопровождаются вопроса. Кроме того, этом зачастую встречается целом недоверие населения заключение к власти, отсутствие закупочной у служащих уверенности внутренней в неотвратимости наказания.[28] Таким удобством образом, исходя торговых из вышесказанного, услуг представляется, что, связаны во-первых, необходимо представлено воспитание правовой производитель культуры как развивающейся у служащих, так воздействие и у населения, во-вторых, воздействие необходимо усиление элемент санкций за процесс преступления коррупционного элементы характера, в-третьих, закупочной при разработке первой и реализации государственной торгового политики в области зависимости противодействия коррупции производитель необходим анализ услуг опыта зарубежных экономическая стран и его разделение применение с учетом торгового особенностей национальной целом правовой системы воздействие и менталитета. Наиболее удачным первой опытом зарубежных распределение стран считаем услуг опыт таких информационное стран как особенности Дания, Финляндия, закупочной Швеция, Новая спроса Зеландия. Именно названные сопровождаются страны лидируют системы в рейтинге восприятия продвижении коррупции.[29] Кроме того, распределение представляется, что активную названные меры представляют противодействия коррупции широкого должны реализовываться предприятия в совокупности.
Тема 6. Вопросы коррупционности в сфере образования.
Коррупция является одной из основных причин социально-экономической нестабильности в современной России[30]. Можно вспомнить несколько нашумевших коррупционных скандалов последних лет: дело «Оборонсервиса»[31] с масштабными хищениями в Министерстве обороны РФ, коррупционные сделки в Министерстве культуры РФ[32], мошенничество в особо крупном размере в ВАК[33], коррупционный скандал в Дальневосточном университете[34].
Президент России В.В. Путин подписал Указ «О национальном плане противодействия коррупции на 2016– 2017 годы» № 147 в соответствии с которым, руководители всех уровней должны пройти проверки на коррупционную составляющую[35].
Как проявляется коррупция в секторе образования? По данным исследования ВЦИОМ, проведенного в 2015 году, лишь 9% респондентов считают, что сфера образования поражена коррупцией[36].
При этом нельзя не сказать и о специфике коррупционного поведения, выражающегося в следующих обстоятельствах:
- акты подкупа или мошенничества. Например, ситуация с введенной системой ЕГЭ, которая превратилась в один из главных коррупционных механизмов в образовании[37];
- коррупция – это способ увеличения дохода. Ситуация, когда преподаватели требуют от студентов плату за частные уроки, чтобы пройти курс, рассматривается в большинстве развитых стран как коррупция. В тоже время такое поведение оценивается менее жестко в условиях, когда зарплата учителей крайне низка. В подобных условиях у человека практически не остается выбора;
- влияние «культуры общения» (например, процесс дарения). В то время как подарки невысокой стоимости часто удовлетворяют культурные ожидания, данная практика иногда перерастает в поборы. Порой небольшой презент является обычным делом;
Коррупционные последствия в сфере образования могут привести:
- к отсутствию доступного образования (если нет взятки);
- продвижению на основе подкупа, а не личных заслуг;
- превращению коррупции в социальную норму, когда люди начинают верить, что личные усилия и заслуги ничего не значат по сравнению со взяточничеством.
Безусловно, коррупционные факты губительны по своей природе и происходят в любой сфере человеческой деятельности, где принимаются решения, значимые для отдельных лиц. В секторе образования коррупционные акты губительны вдвойне на всех уровнях – от центрального министерства до вуза, школы, конкретной группы или класса.
Распространенность коррупционности в сфере высшего образования неоднозначна.
По оценкам экспертов, большинство студентов (90%) определяют коррупцию как денежное вознаграждение за оказание незаконной услуги.
Многие студенты считают, что в современной России большинство случаев коррупции происходит в правоохранительных органах (50%), второе место занимает образование (30%), на третьем – сфера медицинских услуг (20%).
Одновременно отмечено, несмотря на то, что часть студентов указывают образовательную деятельность в качестве одной из коррумпированных, однако, в сфере высшего образования не так все плохо. В частности, на вопрос - «Вымогал ли у вас взятку преподаватель?» абсолютное большинство студентов (95 %) ответили отрицательно. Другая позитивная тенденция - 80 % студентов отметили, что никогда не давали взятку.
Интересен и другой факт - не готовясь к экзамену, сдать предмет за определенную плату является обстоятельством, с помощью которого студенты имеют возможность «прожигать» время в более других «интересных» компаниях. Отсюда, среди основных причин дачи взятки студенты указывают - нежелание изучать предмет (45%), отсутствие возможности подготовиться по объективным причинам (10%) и лень (45%).
Юноши и девушки по-разному относятся к проблеме коррупции в образовании, называют разные причины взяток. Молодые люди, которые давали взятку, сделали это по причине лени (60%), а девушки – из-за невозможности подготовиться к сдаче экзамена по объективным причинам (15%).
По временным рамкам коррупционная составляющая распределяется так:
- взятка чаще всего дается во время сессии около 55%.
- взятка за поступление в вуз около 20%.
- взятка за защиту выпускных квалификационных работ (диплома), магистерских диссертаций около 25%.
Весьма значим вопрос о восприятии коррупции, так как она касается нравственной составляющей рассматриваемой тематики. Около 60% студентов демонстрируют высокую моральную планку, отмечая свое негативное отношение к данному злу.
Среди предлагаемых мер по борьбе с коррупцией в сфере образования студенты считают, что самая действенная – это смертная казнь; далее – увеличение сроков наказания в виде лишения свободы; увеличение осведомителей; установка в каждой аудитории видеокамер.
В заключении, необходимо сказать о факторах, которые, по мнению студентов, способствовали бы минимизации коррупции.
- Именно желание противостоять коррупции, а не выборочные, «одноразовые» меры. Приверженность высшего руководства страны и министерства образования к честной и прозрачной работе в системе образования остается центральным компонентом системы минимизации коррумпированности.
- В качестве второго фактора, который может способствовать минимизации коррупции, выступает наличие понимания сути проблемы (определенного кодекса поведения педагогического персонала). Преподаватели должны понимать, какие действия могут быть истолкованы как коррупционные. Повышение оплаты труда преподавателей вузов.
- Третьим фактором является создание антикоррупционных практик как части образовательных услуг в высших учебных заведениях. Основная тактика по минимизации коррупции заключается во внедрении прозрачности процесса обучения, не нужности использования сомнительных образовательных программ и систем образования.
В свою очередь, образовательные организации должны ясно и понятно сформулировать прозрачные правила и процедуры, связанные с управлением образовательным процессом, обеспечить функционирование механизма его реализации.
Корру́пция (от лат.corrumpere – растлевать, лат. Corruptio – подкуп, порча, растление, продажность, разложение) – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств. На мой взгляд, данная проблема как никогда актуальна в современном обществе.
Ярким примером является Единый Государственный Экзамен, который по задумке законодателя должен был нивелировать проблему коррупции в учебных заведениях, но к большому сожалению проблема лишь усугубилась. В качестве статистических данных, хотелось бы привести в пример несколько южных регионов, в которых подозрительно много ребят, которые имеют сумму баллов от 90 и выше, имея явное преимущество при поступлении на бюджет в московские ВУЗы.
Коррупция может возникнуть на разных этапах, от заданий до выставления оценок, а не только во время проведения экзамена. Сегодня задания составляют некие анонимы. И из года в год задания ЕГЭ по истории и литературе становятся темой анекдотов. В ситуации, когда составлением заданий занимаются непрофессионалы, надеяться, что нет коррупции, наивно. Центр же коррупционных доходов в первые годы ЕГЭ сместился в сторону чиновников от образования и сотрудников школ. Нарушения вроде подсказок присутствующих посторонних лиц, проноса шпаргалок и мобильных телефонов имели место везде, однако были регионы, где "страховку" от пересдачи поставили на поток. Появился даже термин "ЕГЭ-туризм", это когда выпускник школы отправлялся сдавать экзамен в другой регион.
С введением ЕГЭ коррупция переместилась из вузов к организаторам ЕГЭ. Появилось несколько новых путей зарабатывания денег. В прошлом году в Интернет были выложены ответы на все ЕГЭ, при этом можно было предположить, что утечка - в самом Министерстве образования.
Имела место следующая ситуация, перед ЕГЭ, выпускник узнал, что можно испытать себя на олимпиаде одного из крупнейших московских ВУЗов, при победе на которой, выдаётся сертификат на 100 баллов. В данном случае, выпускник сдавал русский язык. По завершении проверки работ, выпускник узнал, что не прошёл и отборочного тура, после чего попросил знакомого преподавателя-филолога, проверить работу, результатом преподаватель остался доволен, пребывая во фрустрации и не найдя ошибок в работе. Уже позже, стало известно, что каждый этап отборочного тура имеет свою цену.
Так же был интересный случай, на сдаче ЕГЭ охрана учебного заведения была в курсе того, что идёт приготовление к списыванию и не нашла ни у одного ученика технических устройств. К слову в том учебном заведении глушилась мобильная связь, но защиту быстро ликвидировали, просто включив роутер Wi-Fi. Таким образом ребята «подняли» уровень своих знаний в разы, но остаётся вопрос, кому то это было выгодно и нужно, но кому?
Так же существует возможность поступления в ВУЗ без ЕГЭ. Делается это таким образом, абитуриент подаёт документы в иностранный ВУЗ, в котором Единый Государственный Экзамен не требуется и просто-напросто «обучается» дистанционно. Стоимость естественно немалая, тем не менее, данное явление имеет место быть и пользуется большим спросом.
Тема 7. Коррупция в системе социальной власти.
В последнее время коррупция становится все более частой темой для острых социальных дискуссий. Факты коррупции в системе социальной власти связаны с многомилионными хищениями, забытыми проектами, направленными на социально-экономический прогресс России. Актуальность выбранной темы бесспорна, поскольку факты коррупции влияют не только на стабильность системы государственной власти, но и подрывают доверие со стороны населения.
Кроме того, коррумпированное государство не может считаться свободным и правовым до тех пор, пока в системе власти не будет побеждена коррупция. Цель научной работы – рассмотреть характер влияния коррупции на развитие системы государственной власти, влияние коррупции на общественные отношения и отношения между институтами государственной власти и гражданами.
Опасность коррупции заключается в том, что она самым негативным образом влияет на развитие государства. Развитию коррупции способствует сложная система государственного управления.
Предлагается провести исследование в области системы здравоохранения, а также предложить методики для предотвращения хищения бюджетных средств, направленных на обеспечение качественной и доступной медицины. Для начала исследования предлагается обратиться к статистическим данным по данным Минэкономразвития. См. Таблицу 1
Таблица 1
Наименование показателя | Объем выявленных хищений и неэффективно расходуемых средств в 2014 году | Объем выявленных хищений и неэффективно расходуемых средств в 2015 году | Объем выявленных хищений и неэффективно расходуемых средств в 2016 году |
В экономике России в целом | 1,8 трлн. руб. | 1,3 трлн. руб. | 1,5 трлн. руб. |
В системе здравоохранения | 970 млрд. руб. | 930 млрд. руб. | 800 млрд. руб. |
По представленным данным можно видеть, что имеется тенденция к снижению объемов хищений и не рационально расходуемых бюджетных средств. Доля медицины в этой статистике превышает 50% и вот почему. Во-первых, на реформу системы здравоохранения была выделена рекордная сумма – свыше 5 трлн. руб., к настоящему времени акцент делается на оптимизацию системы здравоохранения. Во-вторых, все затраты на содержание и строительство объектов здравоохранения сокращаются. Внедрены инструменты для проведения электронных закупок. Статистические данные подтверждают, что до 30-50% похищенных бюджетных средств идет на финансирование чиновников в системе государственной власти.
Иными словами, выведенные из бюджета деньги идут на то, чтобы полностью исключить проверки и ответственность за совершение коррумпированных преступлений. В последнее время растет количество преступлений в области коррупции в системе государственной власти. Это касается федеральных и региональных властей.
К основным преступлениям в сфере коррупции необходимо отнести взяточничество, превышение должностных полномочий, выдачу фальшивых разрешений и подписание заведомо невыгодных договоров. Все чаще случаются такие ситуации, когда для вывода денег из федерального бюджета создаются оффшорные компании. Потери российского бюджета от коррупции достигают рекордных 10-20% объема ВВП. Динамика коррумпированных преступлений в системе здравоохранения приведена в таблице 2
Таблица 2
Наименование показателя | Количество зарегистрирован. преступлений в 2014 году | Количество зарегистрирован. преступлений в 2015 году | Количество зарегистрирован. преступлений в 2016 году |
5,686 тыс. | 5,491 тыс. | 5801 тыс. | |
Суммарный ущерб для бюджета | 1,03 трлн. руб. | 990 млрд. руб. | 910 млрд. руб. |
Количество привлеченных к ответственности должностных лиц | 1040 человек | 981 человек | 1017 человек |
Если речь идет о взяточничестве в системе здравоохранения, то здесь чаще всего регистрируются следующие группы преступлений: в системе государственных контрактов с назначением победителя фирмы, давшей взятку должностному лицу (до 15% случаев), в системе закупок медикаментов и оборудования с установлением заведомо высоких цен (до 8% случаев), с продажей и предоставлением в аренду имущества юридических лиц (учреждений здравоохранения).
Росту числа коррупционных преступлений способствует то, что каждая из сторон преследует свои цели, вступая в коррумпированную сделку. К примеру, для назначения фирмы исполнителем по контракту на ремонт больницы дается взятка должностному лицу, победитель контракта получает средства из бюджета, затем в судебном порядке признает свою фирму банкротом, а деньги выводит на счета подставных лиц. В российской практике такие случаи встречаются часто.
Так, по данным министерства здравоохранения, из-за этого было заморожено или перенесено строительство более 300 учреждений здравоохранения, с нарушениями проведен ремонт в 200 больничных корпусах по всей стране.
Растет количество преступлений в сфере поставок необходимого оборудования и медикаментов для функционирования учреждений здравоохранения. К примеру, взятка позволяет получить контракт по завышенной цене, даже если другими участниками аукциона была предложена более низкая цена. Чиновникам есть на что ссылаться – а именно ФЗ 44 в области государственных закупок, который не является совершенным и не исключает наличие коррупционной составляющей в каждой сделке.
Имеются проблемы с содержанием объектов здравоохранения, которые находятся в ведении муниципальных и региональных властей. Средства бюджетов на здравоохранение тратятся неэффективно, более того, известны случаи, когда свои полномочия учреждения здравоохранения отдают на аутсорсинг по решению региональных властей.
В частности, в Кировской области на протяжении нескольких лет машины для доставки и транспортировки больных предоставлялись фирмой из Пермского края. Местные власти объяснили свое решение необходимостью оптимизации затрат. Затем, под давлением общественности от этой идеи были решено отказаться.
С учетом масштабов коррупции и существенного ущерба предлагается провести несколько мероприятий, направленных на снижение коррупции в системе здравоохранения. А именно – ужесточить наказание за взяточничество и другие типы коррупционных преступлений.
Предлагается вести прокурорский надзор за каждым контрактом в системе государственных органов. На жалобы граждан должны реагировать не местные власти, а непосредственно прокуратура, которая наделена полномочиями в сфере контроля работы местных властей. За совершенные коррупционные преступления предлагается не только ужесточить уголовное наказание, но и обязать виновных полностью возместить причиненный ущерб путем конфискации всего имеющегося имущества.
Также необходимо обеспечить полную гласность органов муниципальной и федеральной власти. Обеспечить открытый доступ ко всем результатам работы местных властей и региональных министерств здравоохранения. Защита прав и интересов граждан могла бы осуществляться не только в суде, но и при поддержке общественных организаций.
Такая практика успешно реализуется во многих регионах России (на базе регионов создаются ОНФ). Только комплексные меры по борьбе с коррупцией позволят искоренить ее и снизить ущерб от коррупционных преступлений для бюджета.
Тема 8. «Процессуальные аспекты привлечения к ответственности за совершение коррупционных преступлений».
Коррупция – это серьезная угроза демократии и правам человека. Она подрывает моральные устои общества, а также господство правовых институтов, нарушает принципы социальной справедливости и равенства, дестабилизирует экономическое развитие, государственное управление.
В русском праве о коррупции впервые было упомянуто в Судебнике 1497 года, где впервые был введен запрет брать посулы, то есть взятки. В Судебнике об этом говорилось так: «Судите суд бояром и околничим. А на суде бытии у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалования не имати, тако жи всякому судии посула от суда не имати никому. А судом не мсти, не дружити никому».
В соответствии с действующим законодательством под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо другое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде каких-либо ценностей: денег, другого имущества или услуг имущественного характера, а также других имущественных прав для себя, для третьих лиц или незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени (в интересах) юридического лица[38].
Коррупцию можно понимать в четырех значениях: общесоциальном, политэкономическом, криминологическом и уголовно-правовом.
Коррупция по своему политическому и экономическому значению – это присвоение собственности должностным лицом косвенно (путем получения власти). Присвоение собственности – это экономический аспект коррупции, а получение льгот, преимуществ и власти, в том числе при нарушении закона – это политический аспект.
В общесоциальном значении коррупция - это использование должностным лицом полномочий, а также вытекающих из них возможностей для незаконного личного обогащения. Использование полномочий охватывает деятельность в рамках полномочий должностного лица, а также за пределами полномочий, но в связи с его статусом. Таким образом, это использование авторитета власти, который в зависимости от статуса лица может распространяться на различные сферы.
Незаконное обогащение – это приобретение должностным лицом для себя либо для других лиц, в чьей судьбе он как-то заинтересован материальных благ, в дополнение к законному вознаграждению за труд в форме заработной платы, каких-то премий или льгот и т.д.
С понятием коррупции в ее общесоциальном значении связана коррумпированность. Под коррумпированностью понимается вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования своих должностных полномочий, а также стремление к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого им служебного положения.
Способы коррумпированности варьируются от примитивных (например, получение взятки) до сложных в виде участия должностных лиц, их родственников или близких лично или через доверенных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, а также коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворческой деятельности (например, продвижение законов за вознаграждение).
Политическое значение коррупции связано с вытекающими из государственного распределения полномочиями между ветвями власти, а также основанной на этом законотворческой деятельности законодательной властью.
Экономическое значение коррупции заключается в том, что власть как в рамках полномочий должностных лиц, так и за их пределами, и вытекающие из нее возможности приобретения собственности распространяются на граждан, коммерческие и другие организации, на сами государственные органы, органы местного самоуправления и т.д.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.