Коррупция как негативное явление в нашем обществе существовала испокон веков. Она повсеместно влияла на народ, каким бы ни был политический режим в стране. Но все-таки властные структуры не перестают бороться с коррупционными составляющими и привести их в рамки приемлемости, понимая, что свести ее на нет невозможно.
После процесса объединения Руси, а точнее в конце ХV века, и вплоть до ХVII века стали развиваться органы государственной власти. Это был период сословно-представительной монархии, чиновников стало больше в количественном составе, взяточничество распространилось, а также проявлялись все ярче преступления должностных лиц.
Законодательно ограничение коррупции ввел Иван Грозный. В Судебнике 1550 г. он закрепил смертную казнь за взяточничество, а в Судной грамоте 1561 г. [3]признал уголовным преступлением получение взятки судебными чиновниками. Наказание также могло быть в виде тюремного заключения, хоть временного, хоть бессрочного. Но чаще всего применяли все-таки смертную казнь, что подтверждают цифры казненных чиновников. Благодаря этим жестким мерам, взяточничество временно сократилось.
Но, к сожалению, во время правления Бориса Годунова произошел скачок роста злоупотребления должностными полномочиями.
Только Алексей Михайлович в ХVII веке осознал, что взяточничество искоренить не получится, если не ликвидировать условия, которые способствуют должностным злоупотреблениям. И начал принимать конкретные меры к их устранению. Поэтому было запрещено назначать дворян воеводами в города, где располагались их поместья и вотчины; воеводы не имели право получать какие-либо денежные платежи и поборы в виде продуктов.
В Соборном уложении 1649 г. взяточничество и различные выражения злоупотреблений полномочиями относилось к уголовной ответственности. Судебник 1649 г. закрепил смертную казнь за все государственные преступления и многие преступления против порядка управления, но уже указав способы расправы: сожжение, четвертование, закапыванием живого человека в землю, колесования, залитие горла раскаленным металлом.
Таким образом, уголовные преступления делились на 2 группы: должностные преступления и преступления против прав и жизни частных лиц. Должностные преступления чаще всего касались суда, приставов, недельщиков. Все поборы были под запретом, повторное совершение проступка каралось кнутом и лишением должности. Судью так же можно было уже отвести (институт отвода судьи).
Петр I старался бороться с коррупцией, устанавливал всякого рода запреты и ограничения по службе, обращал внимание на управление на местах, наводил порядок на государственной службе. Срок прохождения службы для воевод при его правлении был не более 2 лет. Этот срок мог увеличиться только по письменному прошению народа, что они согласны на то, чтобы указанное должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности.
Петр 1 вел борьбу с преступлениями чиновников и для этого ввел новые должности: обер-фискала и генерал-фискала. Им подчинялись фискалы на местах, смысл работы которых составлял тайный надсмотр над чиновниками и судами. Но, как позже выяснилось, эта мера не подействовала, фискалы сами начали брать взятки. Жестокие показательные казни также не привели к положительному результату.
С целью предупреждения казнокрадства на местах Петр I направлял в области таких лиц, которые не были бы связаны родством и дружбой, и, с другой стороны, находились друг с другом во враждебных отношениях. Но такая политика не всегда помогала, враги начали доносить друг на друга, хотя обоснований этому было недостаточно.
Указ 1722 г. установил новый порядок государственной службы, поставивший во главу лишь заслуги по службе. Также, в «Табели о рангах» появилось норма о выплате денежного жалованья служащим, стабильным жалованием царь хотел искоренить проблему взяток.
Реформы Петра I коренным образом поменяли государственной устройство России, но при этом чиновников стало количественно больше, что привело к тому, что денежных средств на оплату труда служащих не хватало, что привело к провалу антикоррупционной борьбы царя.
Политика Петра I поддерживалась долгое время другими правителями нашей страны: Екатериной II, Александром I, Александром III и другими. Хотя эта политика и не давала видимых результатов, но все-таки она надолго закрепилась в нашей стране.
Так при Екатерине II тоже увеличилось количестве чиновников, она боролась с коррупцией стабильной оплатой труда государственным служащим, повышала им жалованья, устанавливала точные сроки нахождения на должности воевод[4].
В 1810 – 1811 г.г. Александр I при реорганизации министерств также увеличил число государственных служащих. А в 1819 г. ввел Таможенный кодекс, который закреплял порядок стимулирования труда чиновников таможни. Так, вся обнаруженная контрабанда поступала лично таможеннику, в их фонд, а не в казну государства. Этот порядок действовал даже после Октябрьской революции вплоть до 1935 года.
При Николае I в целях обеспечения общественного порядка был увеличен штат бюрократов в пять раз. Почти все посты занимали бывшие военные, но они не оправдали надежд на их неподкупность и честность. Ситуация в стране ничем не улучшилось из-за бюрократизации. Это привело к той же самой коррупции и взяточничеству.
Александр II, взяв за основу опыт всех предыдущих правителей, ввел декларации об имуществе чиновника и его жены. Документы были в открытом доступе.
При Николае II в 1903 г. пытались ввести определения понятий «взяточничества», «лихоимства», но в итоге это не было отражено в Уложении о наказании. Но зато ввелось понятие субъекта должностного преступления, которым признавали служащего, т.е. «всякое лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной или общественной в качестве должностного лица, или полицейского или иного стража, или служителя, или лица сельского или мещанского управления» (ст.636). Властные полномочия не являлись обязательным условием для признания лица субъектом должностного преступления, поэтому к таким субъектам относили и чиновников, которые осуществляли вспомогательные функции.
В годы войны при Николае II были разработаны правила проведения конкурсов в сфере государственных заказов. Но должностные лица обходили этот закон и злоупотребляли своими полномочиями.
Таким образом, к 1917 году в России сформировался развитый государственный аппарат, появилась прослойка бюрократии, а в праве получили определение такие понятия, характеризующие злоупотребления должностных лиц, как взяточничество. Кроме того, были разработаны основные принципы и средства борьбы с этими негативными явлениями и установлены признаки субъекта должностного преступления[5]. Поэтому невозможно согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что одной из причин коррупции в дореволюционной России являлось «полное отсутствие системы предупреждения коррупции»[6].
В советское время власть исключили понятие «коррупции» и заменили его «попустительсвом», «Взяточничеством», «злоупотребление служебным положением». Это показывало то, что советская власть отрицала коррупцию как таковую и считала, что она уже искорена полностью.
Хотя антикоррупционый документ существовал и назывался он Декретом Совета народных комиссаров «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. В виде наказания этот декрет предусматривал минимум 5 лет лишения свободы и привлечение «к наиболее тяжёлым и неприятным принудительным работам». Уголовный кодекс 1922 г. предусматривал расстрел за взяточничество. Видимо из-за жесткости в наказании и понимании ответственности, коррупция оставалась на среднем уровне, по крайней мере сравнивая с текущими показателями.
После Сталина уровень коррупции в СССР был запредельно высок. С конца 1960-х по конец 1980-х гг. сложилась сложная коррупционная система клановых сдержек и противовесов. До середины 1960-х гг. фактически отсутствовала система противодействия коррупции в СССР.
Власть наоборот использовала коррупцию для поддержания лояльности и покорности. Дефицит превратился в инструмент заработка, а кумовство и взяточничество – в инструмент лояльности.
Борьба с коррупцией в советское время осложнялась тем, что высшие партийные деятели были неприкосновенны; теневой рынок развивался, потому что коррупция считалась естественной как средство внедрения рыночных отношений. Борьба с коррупцией иногда являлась частью борьбы на рынке коррупционных услуг между конкурентами.
В 1991 года было принято постановление Секретариата ЦК КПСС "О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики" для того, чтобы усилить эффективность противодействию коррупции.
В Российской Федерации борьбу с коррупцией осуществляют власти благодаря изданию антикоррупционных ФЗ и программ на региональных и на областных уровнях.
В 1992 году Б.Н. Ельцин, являясь первым президентом РФ, издал Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Это был первый документ, который отражал антикоррупционное направление и стал первым нормативно-правовым актом российского законодательства по противодействию коррупции на государственной службе.
В нем впервые раскрывались запреты чиновников, указывалось об обязательном предоставлении декларации во время поступления на руководящую должность о существующих доходах, об имуществе (движимом и недвижимом), вкладах в банках и т.д. Если данные требования и запреты не соблюдались, то государственный служащий обязан был освободить занимаемую должность или его привлекали к более строгой ответственности. Президентское Контрольное управление осуществляла контроль над соблюдением требований указа.
В ноябре 1997 года был принят закон «О борьбе с коррупцией». Положения данного закона легли в основу законопроекта «О противодействии коррупции».Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года является основным и действующим документом, регламентирующий коррупционные явления на территории Российской Федерации, в частности на государственной службе. Закон раскрывает понятие коррупции, принципы противодействия коррупции, организационные основы противодействия коррупции в зависимости от государственного органа власти, перечисляет меры по противодействию коррупции, основные направления деятельности в этой сфере и содержит др. положения, отражающие борьбу с коррупцией.
Что касается уголовного права, то оно переживало кардинальные изменения в 90-х гг. В Уголовном кодексе 1996 г. было закреплено новое определение должностных лиц, под которыми стали понимать всех лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.
В марте 2000 г., заняв пост Президента России, В. В. Путин поставил цель повышения роли государства в социально-экономической и политической сферах. Административная реформа сводилась к укреплению власти в центре и на местах, отстранению олигархов от влияния на политическую власть, введению в экономическую и социальную жизнь постсоциалистических либеральных норм и правил.
С 2003 г. началось формирование нового законодательства о государственной службе и системе государственной службы. Все государственные должности учреждаются федеральным законом или иным нормативным актом РФ, законом или иным нормативным актом субъектов РФ. Указом Президента от 31 декабря 2005 г. № 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. Субъекты РФ также законом либо иным нормативным актом утверждают Реестры должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации.
Служащие муниципальных учреждений и служащие органов местного самоуправления могут быть признаны субъектами совершенных ими должностных преступлений, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
С 2008 г. началась широкомасштабная деятельность государства в сфере борьбы с коррупцией. Был принят ряд законов и указов. Конечно, процесс идет, но явно каждый понимает, что в ближайшие годы предстоит нелегкая борьба с проявлениями коррупции и другими должностными злоупотреблениями в среде чиновничества.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1909.