Своими корнями коррупция уходит в глубокое прошлое, она такое же древнее явление, как и само государство. С появлением первых государств, появляются и способы хищения государственных средств, проявляются злоупотребления чиновников, происходят попытки подкупа должностных лиц, то есть проявляется всё то, что на сегодняшний день называется коррупцией.
Мыслители давно пытаются найти причины коррупции и способы ее ограничения. Китайский философ и реформатор Ван Аньши (Ван Цзефу) в своих работах о причинах коррупции выделял два её источника: «плохие законы и плохие люди». Его программа борьбы с коррупцией включала в себя: опора на законы и применение жёстких мер к нарушителям ("суровые наказания за малые проступки")[1].
Определение понятия коррупция представлено и в Федеральном Законе № 273-ФЗ от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции»[2]. В соответствии с п.1 ст.1 вышеупомянутого Закона коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
В современном мире развития социума коррупция существенным образом рассматривается как самая потенциальная угроза не только гражданам, обществу, но и миропорядку в целом.
Потенциальная угроза имеет свои измерения в областях человеческой деятельности:
- международной (снижение международного имиджа, уменьшение инвестиций и прибыли от международной торговли);
- юридической (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации);
- социальной (опасность для жизни и здоровья людей, приостановление социального развития, рост социального неравенства)
- обеспечения безопасности (снижение боеготовности; незащищенность секретной информации) и других.
Одновременно, по убеждению специалистов в области борьбы с коррупцией 1/4 населения Российской Федерации вообще не считают коррупцию противозаконным явлением и социальным злом. Иными словами, они приветствуют коррупцию и в обществе в целом, практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.
Частичные наблюдения показывают, что под коррупцией российские граждане считают злоупотребления в верхних эшелонах власти и недосягаемость какого-либо контроля со стороны населения.
В тоже время россияне обвиняют злоупотребление властью высокопоставленными чиновниками и политиками, должностных лиц среднего и нижнего уровней и оправдывают действия простых сограждан.
Такое мировоззрение является сильным препятствием в противостоянии коррупции, которое невозможно без поддержки гражданского общества.
Вообще, под коррупцией понимается любое использование своего положения для необоснованного получения прямой или косвенной выгоды.
Вероятно, что борьба с коррупционными проявлениями имеет определенный инструментарий. Это и карательные меры, и воспитательная работа; меры по усовершенствованию организации государственного аппарата, усовершенствованию системы контроля и надзора за деятельностью государственных служащих. Но стратегическим направлением антикоррупционной работы – это есть усовершенствование системы правового регулирования вопросов организации и функционирования государственного аппарата. Здесь создаются основные начала всех перечисленных направлений антикоррупционной деятельности государственных органов.
Справедливости ради скажем, что государством в этой сфере проводится ощутимая и такая необходимая работа. Прежде всего, это принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, предусмотрен целый ряд достаточно жестких положений, призванных если и не исключить, то максимально затруднить коррупционную деятельность.
Так же, введена обязанность государственных и муниципальных служащих, занимающих должности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, сообщать представителю нанимателя (работодателя) сведения не только о своих доходах и имуществе, но и о доходах, а также имуществе своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.1 ст. 8 Федерального закона).
Государственным и муниципальным служащим предписано уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений под угрозой дисциплинарной, административной и иных видов юридической ответственности (п.1 ст. 9 Федерального закона).
Введена обязанность граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы согласовывать замещение должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, в отношении которых ими осуществлялись функции государственного управления, с комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (п.1 ст.12 Федерального закона).
Таким образом, Федеральным законом Российской Федерации установлены правовые основы жесткого мониторинга имущественного положения российских чиновников, их действий, которые могут быть связаны с коррупционными проявлениями, усовершенствован механизм привлечения к ответственности за правонарушения и преступления коррупционной направленности.
Как представляется, в осуществлении антикоррупционной политики существуют проблемы в функционировании законодательной власти. Это неэффективность общественного контроля за выборными процедурами, участие в выборах представителей преступных сообществ, покупка мандата в региональных и местных органах представительной власти и т.д.
Одной из наиболее уязвимых и привлекательных для коррупции, по мнению экспертов, оказалась судебная система. Здесь коррупционной привлекательностью обладает практически любая должность, от функционального содержания которой существенно зависят лишь формы и масштабы коррупционных проявлений.
Коррупция в судебной системе во многом связана с несовершенством и приватностью процедуры назначения судей: несовершенный порядок формирования квалификационных коллегий; низкий уровень проверки кандидатов в судьи. Формирование состава судейского корпуса из бывших представителей правоохранительных органов на практике подрывает принцип независимости судебной власти.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ее профилактика осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований.(статья 19.29. КоАП РФ).
В 2009 году были приняты два основополагающих нормативных документа:
· Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 № 195 «Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»
· Постановление Правительства от 05.03.2009 № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».
Констатируем, что основная нагрузка по выявлению и устранению коррупционных факторов в законодательстве в новых условиях возложена на Министерство юстиции Российской Федерации как главный государственный орган, координирующий законопроектную работу.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.