Проверка расчетов по оплате труда начинается с уточнения предварительной оценки состояния учета и внутреннего контроля этих операций, данных на этапе планирования аудиторской проверки. При этом необходимо установить порядок контроля за соблюдением нормативных правовых норм и инструктивных материалов при оформлении найма и увольнения персонала, состояние учета, разделение обязанностей по учету и контролю списочного состава, рабочего времени и выполненной работы, наличие и соблюдение положений об оплате труда, о премировании, порядок оформления расчетно-платежных ведомостей, осуществить контроль за различными видами доплат и другие вопросы.
В процессе проверки устанавливается наличие штатного расписания, положения об оплате труда, положения о премировании. Вместе с этим устанавливается: проверяется ли списочный состав работников, проверяется ли соблюдение штатного расписания, проверяется ли начисление заработной платы и соответствующих удержаний из нее. Кроме того изучаются: как осуществляется выплата заработной платы (через кассу или же с помощью пластиковых карт), как осуществляется расчет заработной платы (вручную, частично компьютеризирован или же полностью компьютеризирован); кто ведет учет списочного состава, рабочего времени; кто ведет учет расчетов с персоналом по оплате труда. В части проверки реальности расчетов по оплате труда необходимо установить, передаются ли отделом кадров в бухгалтерию выписки из приказов о движении кадров; начислена ли заработная плата всем действительно работавшим сотрудникам; нет ли случаев начисления заработной платы вымышленным лицам; перечисляются ли неполученные в срок выплаты на субсчет "Расчеты по депонированным суммам"; нумеруются ли расчетно-платежные ведомости.
Для определения правильности расчетов по оплате труда с персоналом необходимо установить, сопоставляются ли данные расчета заработной платы с основаниями для ее начисления (контракт, трудовой договор - штатное расписание - табель - сведения о выполнении доведенных заданий по плану товарооборота и другим объемным показателям); производятся ли проверки арифметических подсчетов.
На этом же этапе устанавливается, имеется ли классификатор видов оплат и удержаний, имеются ли таблицы видов оплат, включаемых при начислении страховых взносов.
При проверке состояния бухгалтерского учета обращают внимание на следующие аспекты:
- присутствуют ли в полном объеме документы, являющиеся основанием для начисления и удержаний по заработной плате;
- в полном ли объеме имеются в бухгалтерии документы, обосновывающие предоставленные льготы;
- достоверны ли первичные документы и правильно ли они составлены;
- используются ли типовые первичные документы и регистры;
- ведутся ли лицевые счета по каждому конкретному работнику;
- составляется ли свод начислений и удержаний по заработной плате;
- правильно ли отражены на счетах все виды начислений и удержаний;
- ведется ли учет депонированной заработной платы.
С учетом оценки уровня эффективности внутреннего контроля (высокий, средний или низкий) аудитор должен определить объем выборки проверки расчетов по оплате труда. Аудитору необходимо провести дополнительные контрольные процедуры для проверки достоверности учета рабочего времени, списочного состава и штатного расписания, так как на этом участке отсутствуют процедуры внутреннего контроля.
По результатам проверки аудитор должен дать оценку сильным и слабым сторонам в системе учета и внутреннего контроля в целом и по отдельным целям аудита для уточнения вопросов программы проверки и определения особых участков для тщательного контроля.
3. Аудит кадрового делопроизводства.
Аудит кадрового делопроизводства осуществляется в период проверки с целью:
· проведения диагностики состояния кадровой службы торговой организации;
· изучения процедуры документирования трудовых отношений в организации;
· проведения мониторинга состава кадровой документации и определения ее соответствия требованиям действующего законодательства;
· проведения анализа системы хранения кадровой документации.
Особое внимание в процессе проверки следует уделить информации по кадровому учету. Для этого необходимо проверить записи в журнале учета трудовых договоров; журнале учета приказов по личному составу; журнале ознакомления с локальными нормативными актами. Рекомендуемые формы указанных журналов не установлены, поэтому в каждой организации они разрабатываются в свободной форме. В то же время, в обязательном порядке все страницы журнала должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью организации и подписью руководителя организации или ответственного за ведение кадровых документов.
После проверки наличия и содержания вышеназванных журналов, необходимо провести сверку документов, представляющую собой процесс сопоставления имеющихся с организации документов и требуемых (штатное расписание, график отпусков, положение об оплате труда, трудовые договоры и т.п.). Сверка документов завершается проверкой качества составления имеющихся документов с точки зрения требований законодательства. Все документы необходимо проверить на наличие подписей уполномоченного лица, виз согласования, регистрационных номеров, отметок работника об ознакомлении с приказом, отметок об исполнении.
Особое внимание необходимо уделить проверке работы с трудовыми книжками:
· имеется ли в организации приказ о назначении ответственного лица за ведение трудовых книжек;
· все ли трудовые книжки зарегистрированы в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
· вносятся ли записи в трудовые книжки на основании соответствующих приказов;
· хранятся ли трудовые книжки в несгораемом сейфе;
· продублированы ли записи в трудовых книжках в личной карточке работника и заверены ли они подписью работника;
· нет ли в трудовых книжках подчисток, помарок.
По результатам проверки аудитор должен дать оценку состояния кадрового делопроизводства и предложения по ее оптимизации и улучшению работы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 298.