Система образов в романе и принципы ее организации. Соотношение исторической правды и вымысла пои создании исторических персонажей, представляющих линию исторического регресса и прогресса. “Реализм в романтизме” как принцип создания отрицательных персонажей. Причины обращения к фольклорной традиции при создании положительных героев.
4) Образ Айвенго: реализация центрального принципа исторического романа В.Скотта – изображение частного лица на фоне истории, выражение авторской концепции романа и авторского идеала.
5) Нравственное и воспитательное значение романа В.Скотта. «Айвенго» в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся.
Практическое занятие № 5.
Тема: Особенности французского романтизма. Своеобразие французского романтизма. Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго. Творчество В.Гюго.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Духовно-нравственное своеобразие французского романтизма.
2) Теоретико-эстетическая основа французского романтизма (Ж. Де Сталь, Ф.Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма.
3) Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго.
4) Художественное своеобразие и образная структура в романе «Собор Парижской Богоматери»
5) Концепция истории В.Гюго и специфика его модификации исторического романа: отношение к историческому событию, роли личности и народа в истории. Особенности системы образов: глазные герои – вымышленные персонажи, эпизодические персонажи – исторические лица, роль контраста как средства гармонизации художественного целого романа, типы контраста в романе; трагический гротеск В.Гюго.
6) XV век в истории Франции и в романе, Способы воссоздания XV века: единство материального и духовного пластов культуры XV века, метод реконструкции, искусствоведческого анализа, этнографического анализа, детализации, сравнения.
7) Собор и Париж – главные исторические герои романа и символы духовного состояния Франции XV века.
8) Романтическая модель мира в романе.
Семестр (очная форма обучения), 3 курс (заочная форма обучения)
Практическое занятие № 1.
Тема: Общая характеристика зарубежной литературы 19в. Критический реализм. Значение зарубежной литературы 19 в. периода реализма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Общая характеристика западноевропейского реализма 19в. Значение западноевропейского реализма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в учебной и внеучебной деятельности.
2) В.Кожинов о реализме в статьях о русской и зарубежной литературе.
3) Философские направления 18-19вв. и реализм. Реализм и духовные наследие романтизма.
4) М.Горький о реализме.
5) Проблемы взаимодействия философии и литературы (Гегель, Фейербах, Маркс и Энгельс).
6) Реализм и критический реализм.
7) Приемы реалистической типизации.
8) «Искренний реализм». Борьба критических и «искренних» реалистов
Практическое занятие № 2.
Тема: Жанр новеллы во французской литературе первой половины 19в.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
Жанр новеллы, его особенности.
Место Ф.Стендаля в литературном движении Франции. Работа Ф.Стендаля «Расин и Шекспир» как эстетическая программа реалистической художественной системы. Связи и различия реализма и романтизма в тематике, выборе героя, принципах отражения действительности (сравнить трактат Ф.Стендаля с «Предисловием к драме «Кромвель» В.Гюго).
3) Итальянские хроники Ф.Стендаля. «Ванина Ванини» как шедевр новеллы первой половины XIX века: основная тема новеллы и метод ее раскрытия; конфликт; система персонажей в новелле; особенности композиции (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); специфические черты новеллы-хроники, ее поэтика.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 577.