РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История зарубежной литературы 19 в.
Направление подготовки: | 44.03.01 Педагогическое образование |
Направленность (профиль): | Филологическое образование |
Квалификация (степень) выпускника: | бакалавр |
Форма обучения: | очная, заочная |
Армавир, 2018
Автор: Козлова Г.А., к.филол.н., доцент, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» декабря 2015 г. № 1426 по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля)
«Филологическое образование»
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики
(протокол № 16 от « 30 » июня 2018 г.)
Зав. кафедрой д.филол.н., доцент ____________ А.А.Безруков ученая степень, ученое звание, Ф.И.О. подпись
Содержание Рабочей программы дисциплины
№ п/п | Наименование раздела РПД | Страница |
1. | Цели и задачи освоения учебной дисциплины | 4 |
2. | Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО | 4 |
3. | Планируемые результаты обучения по дисциплине | 4 |
4. | Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости | 5 |
5. | Содержание дисциплины | 6 |
6. | Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 28 |
7. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 41 |
8. | Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины | 42 |
9. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 43 |
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель освоения дисциплины: знать особенности развития зарубежной литературы 19 века и духовно-нравственную специфику творчества западноевропейских и американских писателей; исследовать художественные тексты выдающихся представителей зарубежной литературы данного периода в контексте решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
· применять полученные знания по зарубежной литературе 19 века при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования.
Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части блока 1 «Дисциплины». Дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Античная литература», «История русской литературы 19 в.», «Философия». В процессе изучения дисциплины преподаватель опирается на знания студентовуровня общеобразовательной школы в области зарубежной литературы, на знания, приобретенные при изучении дисциплин «Античная литература», «Зарубежная литература средних веков и Возрождения», «Зарубежная литература 17-18 в.». Знания, полученные в результате освоения данной дисциплины,будут продуктивныпри изучении следующих дисциплин: «История зарубежной литературы 20 в.», «История русской литературы 20 в.», дисциплина по выбору "Художественная концепция личности в русской литературе 19 в.», дисциплина по выбору "Художественная концепция личности в русской литературе 20 в.».
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:
Коды компетенции | Наименование компетенции | В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть |
ПК-3 | способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | Знать: духовно-нравственные особенности развития зарубежной литературы 19 века и творчество западноевропейских и американских писателей данного периода Уметь: ставить и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 века и применять полученные знания в учебной и внеучебной деятельности Владеть: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 в учебной и внеучебной деятельности |
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
Семестр
Трудоемкость
Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам
СРС
П/п
Разделы курса, темы
Общая трудоемкость,
Часов
Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа),
Часов
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане
Часов
СРС,
Часов
Текущий
Рубежный контроль
4 семестр
5 семестр
5.1.2. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения
№ П/п |
Разделы курса, темы |
Общая трудоемкость, Часов | Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа), Часов | Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане Часов |
СРС, Часов |
Текущий Рубежный контроль | ||
лекции | практические | лабораторные | ||||||
3 курс | ||||||||
1. | Тема 1. Общая характеристика западноевропейского романтизма. Значение зарубежной литературы 19 в. в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития Философско-эстетическая основа романтизма. Проблема романтического героя, романтического движения. | 4 | 2 | 2 | - | - | 2 | |
2. | Тема 2. Духовно-нравственные основы немецкого романтизма. Ф.Шеллинг, И.Фихте, Э.Кант, Л.Фейербах, Г.Гегель, Ф.Шлегель. Творчество немецких романтиков различных школ, представители. | 6 | 2 | - | 2 | - | 4 | |
3. | Тема 3. Изучение творчества Э.Т.Гофмана в контексте воспитательного и духовно-нравственного развития в учебной деятельности. | 4 | - | - | - | - | 4 | |
4. | Тема 4. Духовно-нравственные основы английского романтизма. Литературные манифесты английских романтиков. «Озёрная школа» /У.Вордсворт, С.Кольридж, Р.Саути/. | 4 | - | - | - | - | 4 | Тесты |
5. | Тема 5. Гражданственное и воспитательное значение поэзии Д.Байрона. Периодизация творчества. Значение творчества Д.Байрона в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в рамках школьной программы. | 6 | - | - | - | - | 6 | |
6. | Тема 6. Философские и нравственные основы романтического историзма В.Скотта. Нравственная проблематика исторических романов. «Айвенго». | 4 | - | - | - | - | 4 | |
7. | Тема 7. Духовно-эстетические основы французского романтизма (Ж. Де Сталь, Ф.Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма. Представители. Типология французского романтизма. Теоретико-эстетическая основа французского романтизма (Ж. Де Сталь, Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма. Представители. Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго. Духовно-нравственное своеобразие, образная структура в романе «Собор Парижской Богоматери». | 8 | 2 | - | 2 | - | 6 | Рефераты |
8. | Промежуточная аттестация | - | - | - | - | - | - | - |
3 курс | ||||||||
1. | Тема 1. Литературные направления 19 в. Критический реализм и реализм. Значение зарубежной литературы 19 в. периода критического реализма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития. | 7 | 2 | 2 | - | - | 5 | |
2. | Тема 2. Жизнь и творчество П.Мериме. Духовно-нравственная проблематика новеллистики П.Мериме. Эллипсная новелла. Жизнь и творчество Ф.Стендаля. Эстетика Ф.Стендаля. Проблематика романа «Красное и черное». | 8 | - | - | - | - | 8 | |
3. | Тема 3. Общая характеристика творчества Бальзака. Эстетика О.Бальзака в предисловии к «Человеческой комедии». Отражение эстетики О.Бальзака в «Гобсеке» и в «Отце Горио». Образы, характеры и типы. Бальзак и русская литература. | 8 | - | - | - | - | 8 | |
4. | Тема 4. Общая характеристика творчества О.Бальзака. Эстетика О.Бальзака в предисловии к «Человеческой комедии». Нравственная и воспитательная проблематика повести О.Бальзака «Гобсек» и романа «Отец Горио». Образы, характеры и типы. О.Бальзак и русская литература. | 8 | - | - | - | - | 8 | Тесты |
5. | Тема 5. Жизнь и творчество Ш.Бодлера. Проблематика сборника стихов «Цветы зла». Эстетика «соответствий» в творчестве Ш.Бодлера. Проблематика поэзии П.Беранже. | 6 | - | - | - | - | 6 | |
6. | Тема 6. Воспитательная роль английской литературы второй половины 19в. в процессе духовно-нравственного развития английского общества. Критический реализм в Англии. Представители. Духовная и воспитательная направленность творчества Ч.Диккенса. Особенности эстетики и мировоззрения. Христианская эстетика Ч.Диккенса. «Рождественские рассказы». Нравственная проблематика романа «Домби и сын». | 14 | 2 | 2 | - | - | 12 | |
7. | Тема 7. Творчество У.Теккерея. Эстетика и мировоззрение. Нравственная и дидактическая проблематика романа «Ярмарка тщеславия». Духовно-нравственные особенности американской литературы 19 в. Творчество У.Мелвилла, У.Уитмена, Г. Бичер-Стоу. | 12 | - | - | - | - | 12 | Рефераты |
8. | Подготовка к экзамену | 6 | - | - | - | - | - | |
4 курс | ||||||||
1. | Тема 1. Рубеж XIX - XX веков - новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. Значение зарубежной литературы рубежа веков в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся | 6 | 2 | 2 | - | - | 4 | |
2. | Тема 2. Декаданс и модернизм. Философские основы декаданса и модернизма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд). | 4 | - | - | - | - | 4 | |
3. | Тема 3. Литературный процесс на рубеже XIX - XX веков. Характеристика основных литературных направлений (натурализм, символизм, неоромантизм, эстетизм, реализм). Специфика критического реализма на рубеже XIX - XX веков. | 6 | 2 | 2 | - | - | 2 | |
4. | Тема 4. Проблема литературного импрессионизма. Элементы импрессионизма в творчестве П. Верлена. Французские декаденты. | 4 | - | - | - | - | 4 | |
5. | Тема 5. Натурализм в западноевропейской и французской литературе. Философская основа натурализма (Конт, Тэн и др.). Теоретики натурализма | 2 | - | - | - | - | 2 | |
6. | Тема 6. Э.Золя - глава французского натурализма. Изучение творчества Э. Золя в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | 6 | 2 | - | 2 | - | 4 | Тесты |
7. | Тема 7. Ги де Мопассан. «Жизнь» – роман о смене двух культур. Традиции О.Бальзака, Гонкуров и Э.Золя в «Милом друге». Ги деМопассан и русская литература. | 4 | - | - | - | - | 4 | |
8. | Тема 8. Р. Роллан. Р.Роллан и Л.Н. Толстой. Проблема творческой личности в «Героических жизнях» Р.Роллана. «Жан-Кристоф» - «роман - поток». Развитие темы творческой личности в «Кола Брюньоне». | 4 | - | - | - | - | 4 | |
9. | Тема 9. Французский символизм: генезис и эстетика. «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Понятие символа. Символизм во французской поэзии (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). | 3 | - | - | - | - | 3 | |
10. | Тема 10. Литература Германии. Натурализм в немецкой литературе. Г. Гауптман. Проблема творческого метода писателя. Нравственно-стетическая проблематика драмы «Потонувший колокол». | 4 | - | - | - | - | 4 | |
11. | Тема 11. Реализм в немецкой литературе (Т. Фонтане, Г. Манн, Т. Манн). Духовно-нравственная проблематика романа Т.Манна «Будденброки». Т. Манн и русская литература. | 6 | - | - | - | - | 6 | |
12. | Тема 12. Экспрессионизм в немецкоязычных литературах. Формирование экспрессионизма в литературе (Г. Тракль, Г. Гейм). | 2 | - | - | - | - | 2 | |
13. | Тема 13. Литература Англии. Критический реализм в английской литературе (Дж. Мередит, С. Батлер, Т. Гарди, Дж. Голсуорси). Б. Шоу. Фабианство Шоу. Эстетические Творчество Д. Голсуорси. Духовно-нравственная проблематика «Саги о Форсайтах». | 6 | - | - | - | - | 6 | |
14. | Тема 14. О. Уайльд - глава английского эстетизма. Периодизация творчества О.Уайльда. «Портрет Дориана Грея». Реалистические тенденции в комедиях О.Уайльда («Идеальный муж», «Как важно быть серьезным»). Поздний О.Уайльд. Неоромантизм в английской литературе. Жанровые предпочтения английских неоромантиков: приключенческий (Дж. Конрад, Г. Хаггард, Р. Киплинг), исторический (Р.Л. Стивенсон), детективный роман (А. Конан-Дойл, Г.К. Честертон). | 8 | 2 | - | 2 | - | 6 | Рефераты |
15. | Подготовка к экзамену | 6 | - | - | - | - | - |
5.2. Виды занятий и их содержание
5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий
Лекционное занятие № 1.
Тема: Типология романтизма, взгляд на романтического героя. Значение зарубежной литературы 19 в. в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Общая характеристика западноевропейского романтизма. Значение зарубежной литературы 19 в. в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития
2) Социальные и политические предпосылки формирования нового литературного направления на рубеже XVIII - XIX вв.
3) Философско-эстетическая основа романтизма.
4) Проблема романтического героя, романтического движения.
5) Творчество в области жанров
Лекционное занятие № 2.
Тема: Духовно-нравственные основы немецкого романтизма. Типология немецкого романтизма.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Духовно-нравственные основы немецкого романтизма. Немецкий романтизм: условия возникновения и национальная специфика
2) Роль философско-эстетических течений в формировании немецкого романтизма. /Ф.Шеллинг, И. Фихте, И.Кант, Л.Фейербах, Г.Гегель, Ф.Шлегель/. Периодизация немецкого романтизма (иенский романтизм – 1795-1805; гейдельбергский романтизм – 1806-1815; поздний романтизм – 1815-1848).
3) Творчество немецких романтиков различных школ, представители
Лекционное занятие № 3.
Тема: Изучение творчества Э.Т.Гофмана в контексте воспитательного и духовно-нравственного развития в учебной деятельности.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Духовно-нравственное своеобразие романтической эстетики Э.Т. Гофмана.
2) Приём двоемирия - основа гротеска Э.Т.Гофмана.
3) Художественное своеобразие новелл. Специфика “музыкальных новелл”.
4) Идейно-художественное своеобразие романа «Житейские воззрения кота Мурра».
5) Своеобразие композиции и мировоззрения Э.Т.Гофмана в романе. Эволюция метода
Лекционное занятие № 4.
Тема: Духовно-нравственные основы английского романтизма. Типология английского романтизма.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Духовно-нравственные основы английского романтизма. Типология английского романтизма. Типология английского романтизма. Периодизация английского романтизма
2) Литературные манифесты английских романтиков.
3) «Озёрная школа» /У.Вордсворт, С.Кольридж, Р.Саути/. Темы и жанры лирики
Лекционное занятие № 5.
Тема: Гражданственное и воспитательное значение поэзии Д.Байрона.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Роль личности Д.Байрона в английском романтизме.
2) Периодизация творчества. Литературно критические работы.
3) Своеобразие романтического критицизма Д.Байрона.
4) «Восточные поэмы».
5) Швейцарский период в творчестве Д.Г.Байрона. Драматургия, лиро-эпическая поэма-роман «Дон Жуан».
6) Идейно-художественное своеобразие лиро-эпической поэмы Д.Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Образ автора и лирического героя. Политическая направленность поэмы. Особенности композиции.
7) Значение творчества Д.Байрона в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в рамках школьной программы.
Лекционное занятие № 6.
Тема: Своеобразие французского романтизма. Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго. Творчество В.Гюго.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Типология французского романтизма.
2) Теоретико-эстетическая основа французского романтизма (Ж. Де Сталь, Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма. Представители.
3) Эстетика и художественное мировоззрение Гюго.
4) Разработка эстетических принципов романтического искусства в предисловиях к произведениям.
5) Гротеск как принцип романтической типизации.
6) Духовно-нравственное своеобразие, образная структура в романе «Собор Парижской Богоматери». Художественное своеобразие и образная структура в романе «Собор Парижской Богоматери».
Лекционное занятие № 1.
Тема: Общая характеристика зарубежной литературы 19в. Критический реализм. Значение зарубежной литературы 19 в. периода реализма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Общая характеристика зарубежной литературы 19в. Буржуазные революции.
2) В.Кожинов о критическом реализме.
3) Философия материализма и позитивизма и литература критического реализма.
a. «Искренний реализм» Шанфлери и Дюранти.
b. Жанровое своеобразие литературы критического реализма.
4) Христианство и критический реализм 19в.
5) Значение зарубежной литературы 19 в. периода реализма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития
Лекционное занятие № 2.
Тема: Духовно-нравственная проблематика новеллистики П.Мериме.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Особенности жизни, творчества и мировоззрения П.Мериме. Эстетика. Романтизм и реализм в творчестве.
2) Борьба против классицизма в драматургии.
3) Жанровое своеобразие реалистической эллипсной новеллы П.Мериме.
4) Проблематика новеллы П.Мериме «Кармен». Своеобразие романтизма и реализма в новелле
5) Жизнь и творчество П.Мериме. Духовно-нравственная проблематика новеллистики П.Мериме.
Лекционное занятие № 3.
Тема: Жизнь и творчество Ф.Стендаля. «Красное и черное».
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Жизнь творчество Ф.Стендаля. Особенности мировоззрения и эстетики.
2) Проблематика новеллистики. «Ванина Ванини» и учение Ф.Стендаля о психологии характеров.
3) Отражение эстетики Ф.Стендаля в романе «Красное и черное». Символика названия. Жанровое своеобразие. Духовно-нравственные особенности романа «Красное и черное».
4) Образная структура романа «Красное и черное». Образ Жюльена Сореля.
5) Вклад Ф.Стендаля в развитие западноевропейского критического реализма
Лекционное занятие № 4.
Тема: Общая характеристика творчества О.Бальзака.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Особенности эстетики и мировоззрения О.Бальзака.
2) Композиционное и жанровое своеобразие «Человеческой комедии» Бальзака.
3) Проблематика произведений «Человеческой комедии» («Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии»).
4) Нравственная и воспитательная проблематика повести «Гобсек».
5) Образное своеобразие произведений «Человеческой комедии».
6) Русская литература и О.Бальзак.
7) Духовно-нравственные традиции О.Бальзака в западноевропейской литературе.
Лекционное занятие № 5.
Тема: Воспитательная роль английской литературы второй половины 19в. в процессе духовно-нравственного развития английского общества. Критический реализм в Англии. Представители.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Воспитательная роль английской литературы второй половины 19в. в процессе духовно-нравственного развития английского общества. Критический реализм в Англии. Представители.
2) Общая характеристика английской литературы 19в. Направления.
3) Эпоха королевы Виктории и викторианские ценности в литературе 19в.
4) Философия и литература.
5) Английский реалистический роман, традиции, жанровое своеобразие.
6) Вклад Ч.Диккенса, У.Теккерея, сестер Бронте, Э.Гаскелл, Э.Троллопа в воспитательно-эстетическое влияние английского реализма 19в. на английскую литературу
Лекционное занятие № 6.
Тема: Духовная и воспитательная направленность творчества Ч.Диккенса. Особенности эстетики и мировоззрения.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Общая характеристика жизни, творчества и мировоззрения Ч.Диккенса.
2) Формирование христианской, «рождественской» философии Ч.Диккенса.
3) Духовно-нравственное и воспитательное значение «Рождественских рассказов».
4) Христианская основа творческих взглядов Ч.Диккенса. Проблематика социальных романов Ч.Диккенса.
5) Отражение христианской эстетики Ч.Диккенса в романе «Домби и сын». Нравственная проблематика романа.
6) Образы стариков и детей в творчестве Ч.Диккенса.
7) Художественные особенности стиля Ч. Диккенса .
8) Ч.Диккенс и Россия.
9) Традиции Ч.Диккенса в зарубежной лиетаратуре.
Лекционное занятие № 7.
Тема: Творчество У.Теккерея. «Ярмарка тщеславия».
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Общая характеристика жизни и творчества У.Теккерея.
2) Особенности эстетики и мировоззрения. Разработка концепции снобизма.
3) Нравственная и дидактическая проблематика романа «Ярмарка тщеславия».
4) Социальна проблематика романа «Ярмарка тщеславия».
5) Образная структура романа. Снобизм героинь романа.
6) Проблема названия романа и подзаголовка «Роман без героя»
Лекционное занятие № 8.
Тема: Духовно-нравственные особенности американской литературы 19в.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Литературная история США 19в.
2) Традиции и новаторство. Жизнь и творчество Г.Мелвилла.
3) Проблематика романа «Моби Дик».История создания романа.
4) Проблема творческого в романе. Сочетание романтических и реалистических тенденций.
5) Символика и философия романа.
Лекционное занятие № 1.
Тема: Рубеж XIX - XX веков - новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. Значение зарубежной литературы рубежа веков в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Рубеж XIX - XX веков - новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. Значение зарубежной литературы рубежа веков в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
2) Проблема хронологических границ изучаемого периода.
3) Стабильные и переходные культурно-исторические эпохи.
4) Переходность как отличительная черта культуры рубежа XIX - XX веков
Лекционное занятие № 2.
Тема: Литературный процесс на рубеже XIX - XX веков.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Литературный процесс на рубеже XIX - XX веков: мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, установление более прочных связей между различными национальными литературами, множественность влияний и традиций.
2) Статус русской литературы в общеевропейском литературном процессе рубежа XIX - XX веков.
3) Характеристика основных литературных направлений (натурализм, символизм, неоромантизм, эстетизм, реализм).
4) Специфика критического реализма на рубеже XIX - XX веков.
5) Духовно-нравственное и воспитательное значение литературы рубежа XIX - XX веков для зарубежной литературы.
5.2.2. Тематика и краткое содержание практических занятий
Практическое занятие № 1.
Тема: Духовно-нравственные основы немецкого романтизма. Немецкий романтизм: условия возникновения и национальная специфика
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Социально-политические и исторические предпосылки формирования немецкого романтизма.
2) Типология немецкого романтизма. Школы. Представители. Манифесты немецких романтиков.
3) Роль философско-эстетических течений в формировании немецкого романтизма. /Ф.Шеллинг, И. Фихте, Э.Кант, Ф.Шлегель/.
4) Творчество немецких романтиков различных школ: значение творчества Ф.Новалиса и Ваккенродера для развития романтизма; гейдельбергский романтизм и творчество Й. фон Эйхендорфа.
5) Значение немецкого романтизма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития.
Практическое занятие № 2.
Тема: Изучение творчества Э.Т.Гофмана в контексте воспитательного и духовно-нравственного развития в учебной деятельности. Повесть Э.Т.А. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер” .
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
Практическое занятие № 3.
Тема: Гражданственное и воспитательное значение поэзии Д.Байрона. Творчество Д.Байрона. Поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда”.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Роль личности Д.Байрона в английском романтизме.
2) Периодизация творчества.
3) Литературно критические работы. Своеобразие романтического критицизма Байрона.
4) «Восточные поэмы».
5) Поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда”
6) История создания поэмы. События личной жизни Байрона и политической международной обстановки, положенные в основу поэмы и обнажающие основную идею произведения.
7) Главная проблема поэмы и принципы ее воплощения на разных уровнях произведения:
особенности жанра,
особенности сюжета,
романтические герои поэмы как носителя черт “байронизма”, разных его сторон,
тема народа в поэме,
8) Функции пейзажа.
9) Своеобразие романтической композиции поэмы.
10) Особенности содержания и претворения романтического двоемирия в поэме, романический идеал Байрона
Практическое занятие № 4.
Тема: Нравственное и воспитательное значение романа В.Скотта «Айвенго».
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
Концепция историй В.Скотта: понимание исторического события, роли народных масс и личности в истории, причины обращения к истории Англии ХII в: общественно-политическая ситуация в Европе и Англии, поиски путей развития страны в будущем, стремление найти причины и закономерности событий, происходящих в настоящем.
Система образов в романе и принципы ее организации. Соотношение исторической правды и вымысла пои создании исторических персонажей, представляющих линию исторического регресса и прогресса. “Реализм в романтизме” как принцип создания отрицательных персонажей. Причины обращения к фольклорной традиции при создании положительных героев.
4) Образ Айвенго: реализация центрального принципа исторического романа В.Скотта – изображение частного лица на фоне истории, выражение авторской концепции романа и авторского идеала.
5) Нравственное и воспитательное значение романа В.Скотта. «Айвенго» в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся.
Практическое занятие № 5.
Тема: Особенности французского романтизма. Своеобразие французского романтизма. Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго. Творчество В.Гюго.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Духовно-нравственное своеобразие французского романтизма.
2) Теоретико-эстетическая основа французского романтизма (Ж. Де Сталь, Ф.Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма.
3) Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго.
4) Художественное своеобразие и образная структура в романе «Собор Парижской Богоматери»
5) Концепция истории В.Гюго и специфика его модификации исторического романа: отношение к историческому событию, роли личности и народа в истории. Особенности системы образов: глазные герои – вымышленные персонажи, эпизодические персонажи – исторические лица, роль контраста как средства гармонизации художественного целого романа, типы контраста в романе; трагический гротеск В.Гюго.
6) XV век в истории Франции и в романе, Способы воссоздания XV века: единство материального и духовного пластов культуры XV века, метод реконструкции, искусствоведческого анализа, этнографического анализа, детализации, сравнения.
7) Собор и Париж – главные исторические герои романа и символы духовного состояния Франции XV века.
8) Романтическая модель мира в романе.
Практическое занятие № 1.
Тема: Общая характеристика зарубежной литературы 19в. Критический реализм. Значение зарубежной литературы 19 в. периода реализма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Общая характеристика западноевропейского реализма 19в. Значение западноевропейского реализма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в учебной и внеучебной деятельности.
2) В.Кожинов о реализме в статьях о русской и зарубежной литературе.
3) Философские направления 18-19вв. и реализм. Реализм и духовные наследие романтизма.
4) М.Горький о реализме.
5) Проблемы взаимодействия философии и литературы (Гегель, Фейербах, Маркс и Энгельс).
6) Реализм и критический реализм.
7) Приемы реалистической типизации.
8) «Искренний реализм». Борьба критических и «искренних» реалистов
Практическое занятие № 2.
Тема: Жанр новеллы во французской литературе первой половины 19в.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
Место Ф.Стендаля в литературном движении Франции. Работа Ф.Стендаля «Расин и Шекспир» как эстетическая программа реалистической художественной системы. Связи и различия реализма и романтизма в тематике, выборе героя, принципах отражения действительности (сравнить трактат Ф.Стендаля с «Предисловием к драме «Кромвель» В.Гюго).
3) Итальянские хроники Ф.Стендаля. «Ванина Ванини» как шедевр новеллы первой половины XIX века: основная тема новеллы и метод ее раскрытия; конфликт; система персонажей в новелле; особенности композиции (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); специфические черты новеллы-хроники, ее поэтика.
Практическое занятие № 3.
Тема: Жизнь и творчество Ф.Стендаля. Роман Ф.Стендаля «Красное и черное».
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Жизнь и творчество Ф.Стендаля. Эстетика и мировоззрение. («Расин и Шекспир», «О любви»)
2) Духовно нравственная проблематика и воспитательное значение романа «Красное и черное».
3) "Красное и черное" Стендаля - хроника 19 в. Социальная тематика и проблематика романа.
4) Психологическое мастерство Ф.Стендаля в изображении внутреннего мира человека.
5) Образ Ж.Сореля и его прототипы. Воспитательное значение образа.
6) Духовное влияние творческого метода Ф.Стендаля на развитие западноевропейской литературы. Традиции Ф.Стендаля в русской и западноевропейской литературе.
Практическое занятие № 4.
Тема: Повесть О.де Бальзака «Гобсек».
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Основные особенности французского реализма бальзаковского периода ( на примере письма Ф.Энгельса к М.Гаркнесс).
2) Основные требования О.Бальзака к искусству, изложенные в предисловии к «Человеческой комедии».
Практическое занятие № 5.
Тема: Творчество Г.Флобера.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Жизнь и творчество Г.Флобера.
2) Духовно-нравственные особенности эстетики Г.Флобера. Концепция «башни из слоновой кости» и проблема творческой личности в письмах и художественных произведениях.
3) Нравственное значение Г.Флобер для эстетики декаданса. Переписка Г.Флобера.
4) Духовно-нравственная проблематика романа Г.Флобера «Госпожа Бовари». Образ Эммы.
5) Воспитательное значение «боваризма» в мировой литературе.
Практическое занятие № 6.
Тема: Теория «соответствий» Ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
Практическое занятие № 7.
Тема: Духовная и воспитательная направленность творчества Ч.Диккенса. Эволюция творческого метода Ч.Диккенса. Роман «Домби и сын».
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
Образ Домби.
Практическое занятие № 8.
Тема: Поэтика романа У.Теккерея «Ярмарка тщеславия».
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
Гневно-презрительное отношениеУ.Теккерея к буржуазно-аристократической снобистской верхушке общества. Примеры авторской иронии, издевки, сатиры, инвективы из текста романа.
Практическое занятие № 1.
Тема: Натурализм и роман З.Золя «Жерминаль». Изучение творчества Э. Золя в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в учебной и внеучебной деятельности
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Нравственные истоки натурализма в западноевропейской литературе. Теоретическая основа натурализма.
2) Философская основа натурализма (О.Конт, И.Тэн, Э.Ренан, Ч.Дарвин, Г.Спенсер).
3) Поэтика натурализма.
4) Своеобразие творческого метода Э.Золя. Э.Золя и натурализм. Особенности натурализма Э.Золя и разработка эстетики натурализма в статьях 1860-70-х годов. Сборники «Что мне ненавистно», «Романисты-натуралисты», «Экспериментальный роман», «Натурализм в театре».
5) Концепция человека и творчества в эстетике Э. Золя.
6) Реализация теории натурализма в романе Э.Золя «Жерминаль».
Проблемы натуралистических планов в романе. Образы рабочих-шахтеров.
Основная проблематика романа.
Особенности композиции романа.
Идейная роль образов романа.
7) Особенности художественного стиля Э.Золя. Изучение творчества Э. Золя в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
Практическое занятие № 2.
1) Тема: Эстетические принципы О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея». Нравственное и воспитательное значение романа в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Нравственное значение творчества О.Уайльда в английской литературе рубежа веков.
2) Своеобразие творческого метода писателя.О.Уайльд и эстетизм.
3) Особенности эстетической теории О.Уайльда.
1. Философские основы эстетики писателя. О.Уайльд и прерафаэлиты.
2. Соотношение искусства и жизни в эстетики О.Уайльда. Понятие искусства и красоты.
3. Нравственные вопросы о назначении искусства в эстетике О.Уайльда.
4) Реализация эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея».
1. Основная проблематика романа.
2. Тема искусства в романе. Идейное значение образов Бэзила Холлуорда и Сибилы Вэйн.
3. Идейная и композиционная роль образа лорда Генри.
4. Тема красоты в романе. Сущность трагедии Дориана Грея.
5. Авторская позиция в романе. Особенности ее идейного звучания.
6. Роль парадокса в романе.
5) Нравственное и воспитательное значение романа в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
5.2.3. Тематика и краткое содержание лабораторных занятий
Лабораторные занятия по данной дисциплине не предусмотрены учебным планом
5.2.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)
Курсовые работы (проекты) по данной дисциплине не предусмотрены учебным планом
Обсуждение в группах
Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала по развитию зарубежной литературы 19в. в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
На первом этапе группового обсуждения перед обучающимися ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого обучающиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ.
Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:
- задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 5…10 ошибок);
- ввести алгоритм выработки общего мнения (решения);
- назначить модератора (ведущего), руководящего ходом группового обсуждения и др.
На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем (арбитром).
Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями. В ходе группового обсуждения вырабатывается у обучающихся способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в учебной и внеучебной деятельности
Дискуссия
Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор, направленный на интенсификацию учебной деятельности. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), например, в контексте решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития в учебной деятельности, сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.
Как правило, дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволяет выделить следующие их особенности.
Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к исследованию проблем развития литературы 19в. в контексте духовно-нравственного развития, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии.
В стадии оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей (знаний), предложений, пресечение преподавателем (арбитром) личных амбиций отклонений от темы дискуссии.
Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.
В зависимости от целей и задач занятия, возможно, использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая (ситуационная) дискуссия.
6.Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Примеры оценочных материалов для проведения
текущей аттестации обучающихся по дисциплине
Пример тестовых заданий для оценки сформированности компетенции ПК-3 «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности»
Парфюмер», П. Зюскинд;
2) «Над пропастью во ржи», Д.Сэлинджер;
3) «Мещанин во дворянстве», Ж.Мольер;
Текущая аттестация
Шкала оценки теста на примере освоения компетенций
ПК-3 «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности»
Тест имеет форму выбора правильного варианта ответа
Тесты оцениваются в соответствии со следующими критериями:
Оценка | Характеристика сформированности компетенций |
«5» (отлично) 85-100% правильных ответов | Знать: духовно-нравственные особенности развития зарубежной литературы 19 века и творчество западноевропейских и американских писателей данного периода Уметь: ставить и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 века и применять полученные знания в учебной и внеучебной деятельности Владеть: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 в учебной и внеучебной деятельности |
«4» (хорошо) 70-84% правильных ответов | Знает: духовно-нравственные особенности развития зарубежной литературы 19 века и творчество западноевропейских и американских писателей данного периода (в неполной мере) Умеет: в неполной мере ставить и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 века и применять полученные знания в учебной и внеучебной деятельности Владеет: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 в учебной и внеучебной деятельности (в большинстве случаев) |
«3» (удовлетворительно) 50-69% правильных ответов | Знает: духовно-нравственные особенности развития зарубежной литературы 19 века и творчество западноевропейских и американских писателей данного периода (допускает ошибки) Умеет: ставить и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 века и применять полученные знания в учебной и внеучебной деятельности (на низком уровне) Владеет: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 в учебной и внеучебной деятельности (допускает ошибки) |
«2» (неудовлетворительно) меньше 50% правильных ответов | Не знает: духовно-нравственные особенности развития зарубежной литературы 19 века и творчество западноевропейских и американских писателей данного периода Не умеет: ставить и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 века и применять полученные знания в учебной и внеучебной деятельности Не владеет: (частично) способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 в учебной и внеучебной деятельности |
Шкала оценки рефератов на примере освоения компетенции
ПК-3 «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности»
Рефераты оцениваются в соответствии со следующими критериями:
Оценка | Характеристика сформированности компетенций |
«5» (отлично) | Знать: духовно-нравственные особенности развития зарубежной литературы 19 века и творчество западноевропейских и американских писателей данного периода Уметь: ставить и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 века и применять полученные знания в учебной и внеучебной деятельности Владеть: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 в учебной и внеучебной деятельности |
«4» (хорошо) | Знает: духовно-нравственные особенности развития зарубежной литературы 19 века и творчество западноевропейских и американских писателей данного периода (в неполной мере) Умеет: в неполной мере ставить и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 века и применять полученные знания в учебной и внеучебной деятельности Владеет: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 в учебной и внеучебной деятельности (в большинстве случаев) |
«3» (удовлетворительно) | Знает: духовно-нравственные особенности развития зарубежной литературы 19 века и творчество западноевропейских и американских писателей данного периода (допускает ошибки) Умеет: ставить и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 века и применять полученные знания в учебной и внеучебной деятельности (на низком уровне) Владеет: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 в учебной и внеучебной деятельности (допускает ошибки) |
«2» (неудовлетворительно) | Не знает: духовно-нравственные особенности развития зарубежной литературы 19 века и творчество западноевропейских и американских писателей данного периода Не умеет: ставить и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 века и применять полученные знания в учебной и внеучебной деятельности Не владеет: (частично) способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 в учебной и внеучебной деятельности |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения учебной дисциплины следует:
1. Ознакомиться с рабочей программой дисциплины. Рабочая программа дисциплины содержит перечень разделов и тем, которые необходимо изучить, планы лекционных и семинарских занятий, вопросы к текущей и промежуточной аттестации, перечень основной, дополнительной литературы и ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», определиться с темой курсовой работы (при наличии).
2. Ознакомиться с планом самостоятельной работы обучающихся.
3. Посещать теоретические (лекционные) и практические (семинарские, лабораторные) занятия.
4. При подготовке к практическим (семинарским, лабораторным) занятиям, а также при выполнении самостоятельной работы следует использовать методические указания для обучающихся.
Все виды аудиторных занятий сочетают образовательную, воспитательную, практическую и методическую функции.
Вводная лекция – лекционное занятие, предназначенное для создания общего впечатления о дисциплине. На занятии до сведения, обучающегося доводятся основные вопросы дисциплины, показывается ее роль и место в соответствующей области знаний, определяется значение дисциплины для формирования общих и профессиональных компетенций.
Тьюринг – лекционное занятие консультативного характера, на котором раскрываются основные вопросы, подготовки к самостоятельной работе, а также к промежуточной и итоговой аттестации.
Коллективный тренинг – коллективное занятие по заранее разработанному сценарию с использованием активных методов обучения. Различают несколько видов коллективных тренингов: дискуссия, круглый стол, ролевая и деловая игра.
Штудирование – учебная работа по структурированию и анализу содержания образовательно-информационных ресурсов по учебной дисциплине, результатом которой являются подготовка конспекта, тезисов, составление логических схем или классификаций по изучаемой теме, а также глоссария основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.
Мониторинг работы с текстами – проверка результатов выполнения обучающимися «Заданий для самостоятельной работы». В процессе проверки выявляется умение обучающегося структурировать и анализировать содержание учебной и иной литературы, составлять тезисы, конспекты, логические схемы, а также фиксируются результаты заучивания основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.
Тестирование - одним из наиболее эффективных методов оценки знаний, обучающихся, используется для оценки уровня подготовленности обучаемых по иностранному языку. Тестирование является важнейшим дополнением к традиционной системе контроля уровня обучения. Тестирование способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, обдумывает варианты решения и построения ответа. Слово «тест» (test) английского происхождения и означает «испытание», «проверка»
Виды тестовых заданий:
* Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;
* Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов;
* Завершение (completion) -предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;
* Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;
* внутриязыковое перефразирование – состоит в передаче своими словами содержания текста;
* межъязыковое перефразирование – предполагает умение обучающихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.
* Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте и проверяет общий уровень владения языком.
Творческая работа – это самостоятельная учебная научно-методическая работа, основными целями которой является развитие у студентов, прежде всего, исследовательских навыков и умений – таких, как: корректность постановки цели, проблемы, выделения объекта и предмета исследования, формулировки задач и гипотез работы; логика изложения работы, соотношение и взаимосвязь теоретического и эмпирического материала; грамотное изложение работы, соблюдение правил грамматики и орфографии; обоснование выбора методического обеспечения, его соответствие задачам исследования; использование современных методов обработки данных эмпирического исследования; владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; корректность авторских обобщений, содержательность и обоснованность выводов.
Портфолио – является современной эффективной формой самооценки результатов образовательной деятельности, создается в течение всего периода обучения данной дисциплине, и позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений в овладении иностранными языками.
Структура языкового портфолио:
1. Персональные данные (CV, Resume).
2. Образовательный опыт слушателя до поступления в магистратуру (свидетельства об образовании, сертификаты, характеризующие уровень владения английским языком, участие в международных проектах, конференциях, олимпиадах и т.д.)
3. Достижения в результате освоения основной образовательной программы, выполненные самостоятельно задания по освоенным разделам дисциплины, демонстрирующие использование им печатных и интернет-изданий на иностранном языке (список прочитанной литературы, аннотации на опубликованные статьи, сообщения о научной специальности, перевод текста по теме диссертационного исследования, резюме на иностранном языке, рефераты, тезисы, глоссарий научной терминология по избранной направленности и т.д.)
Языковой портфолио выполняются индивидуально каждым обучающимся.
Самостоятельная работа обучающихся является важной компонентой профессиональной подготовки специалистов и включает в себя следующее.
Штудирование учебного материала – подготовка конспекта, логической схемы изучаемого материала, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решения типовых задач программы. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.
Изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) – работа с тематическим обзором, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решений типовых заданий дисциплины. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.
Составление тематического глоссария профессиональной лексике. Глоссарий – список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.
Правила составления глоссария:
1. Термины располагаются в алфавитном порядке (или в логике чтения информации).
2. Обязательно указывается ссылка на источник.
3. Располагается в конце работы, после списка используемых источников.
4. Включаются термины, употребляемые в тексте работы.
5. Используется не менее 2-х словарей.
Работа с текстами – работа с методическими пособиями в начале изучения дисциплины, при освоении материала программы и при подготовке к формам текущего рубежного и промежуточного контроля. Занятие носит самостоятельный характер.
Работа с электронным образовательным контентом – повторное закрепление материала программы с использованием обучающих программных продуктов, слайд лекций, слайд тьюторинга, просмотр видео-материалов, прослушивание аудио-материалов
Аннотирование – это процесс переработки и изложения информации в устной, или – чаще в письменной форме.
Процесс аннотаций научных статей по специальности из иноязычных научных журналов (Интернета). Представление и анализ аннотаций включает три этапа.
1-й этап – это чтение исходного текста и его анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение).
2-й этап – это операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной и необходимой информации каждого из них.
3-й этап – это свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста аннотации в соответствии с принятой моделью
Германия
Гофман. Житейские воззрения кота Мурра. Новеллы: Крошка Цахес. Золотой горшок. Дон Жуан (2-3 на выбор). Щелкунчик и мышиный король (сказка).
Тик. Белокурый Экберт (новелла).
Клейст. Маркиза д` О... Обручение в Сан-Доминго ( 1-2 новеллы).
Шамиссо. Удивительная история Питера Шлемеля (повесть-сказка).
Гейне. Лирика (из кн.: Книга песен. Современные стихотворения и др.)
Англия
Блейк стихи разных лет
Вордсворт - стихи разных лет
Колридж стихи разных лет
Шелли. Трагедия "Ченчи".Лирика.
Байрон. Паломничество Чайлд Гарольда. Роман в стихах "Дон Жуан". Восточные поэмы: Гяур. Корсар. Абидосская невеста (1 на выбор). Стихи разных лет.
Скотт. Айвенго. Квентин Дорвард (1роман на выбор). Лирика.
Франция
Гюго. Собор Парижской богоматери. Человек, который смеется. Отверженные. 93-й год ( 2 романа на выбор).Стихи.
Санд. Консуэло. Орас. Индиана. Странствующий подмастерье (1-н роман на выбор).
Мюссе, Виньи. Лирика.
Шатобриан Рене.
США
Вашингтон. Новеллы из сборников: "Рассказы путешественника", "Альгамбра".
Купер. Один из романов о Кожаном Чулке ("Пионеры", "Следопыт", "Зверобой"). Легенда об арабском астрологе ("Сказка о золотом петушке" А.С.Пушкина).
Лонгфелло . Песнь о Гайавате.
По. Убийство на улице Морг. Падение дома Ашеров. Тайна Мари Роже. Украденное письмо (2-3 новеллы).
Польша
Мицкевич . Поэмы "Гражина", "Пан Тадеуш" (1 на выбор).Лирика.
5 семестр (очная форма обучения), 3 курс (заочная форма обучения)
Бальзак. «Этюд о Бейле», предисловие в «Человеческой комедии», «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Гобсек», «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии».
Беранже. Лирика
Бронте. «Джен Эйр».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История зарубежной литературы 19 в.
Направление подготовки: | 44.03.01 Педагогическое образование |
Направленность (профиль): | Филологическое образование |
Квалификация (степень) выпускника: | бакалавр |
Форма обучения: | очная, заочная |
Армавир, 2018
Автор: Козлова Г.А., к.филол.н., доцент, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» декабря 2015 г. № 1426 по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля)
«Филологическое образование»
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики
(протокол № 16 от « 30 » июня 2018 г.)
Зав. кафедрой д.филол.н., доцент ____________ А.А.Безруков ученая степень, ученое звание, Ф.И.О. подпись
Содержание Рабочей программы дисциплины
№ п/п | Наименование раздела РПД | Страница |
1. | Цели и задачи освоения учебной дисциплины | 4 |
2. | Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО | 4 |
3. | Планируемые результаты обучения по дисциплине | 4 |
4. | Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости | 5 |
5. | Содержание дисциплины | 6 |
6. | Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 28 |
7. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 41 |
8. | Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины | 42 |
9. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 43 |
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель освоения дисциплины: знать особенности развития зарубежной литературы 19 века и духовно-нравственную специфику творчества западноевропейских и американских писателей; исследовать художественные тексты выдающихся представителей зарубежной литературы данного периода в контексте решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
· применять полученные знания по зарубежной литературе 19 века при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования.
Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части блока 1 «Дисциплины». Дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Античная литература», «История русской литературы 19 в.», «Философия». В процессе изучения дисциплины преподаватель опирается на знания студентовуровня общеобразовательной школы в области зарубежной литературы, на знания, приобретенные при изучении дисциплин «Античная литература», «Зарубежная литература средних веков и Возрождения», «Зарубежная литература 17-18 в.». Знания, полученные в результате освоения данной дисциплины,будут продуктивныпри изучении следующих дисциплин: «История зарубежной литературы 20 в.», «История русской литературы 20 в.», дисциплина по выбору "Художественная концепция личности в русской литературе 19 в.», дисциплина по выбору "Художественная концепция личности в русской литературе 20 в.».
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:
Коды компетенции | Наименование компетенции | В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть |
ПК-3 | способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | Знать: духовно-нравственные особенности развития зарубежной литературы 19 века и творчество западноевропейских и американских писателей данного периода Уметь: ставить и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 века и применять полученные знания в учебной и внеучебной деятельности Владеть: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития в процессе изучения зарубежной литературы 19 в учебной и внеучебной деятельности |
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
Семестр
Трудоемкость
Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам
СРС
Форма промежуточной аттестации
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план учебной дисциплины
5.1.1. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения
Таблица 5.1
№ П/п |
Разделы курса, темы |
Общая трудоемкость, Часов | Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа), Часов | Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане Часов |
СРС, Часов |
Текущий Рубежный контроль | ||
лекции | практические | лабораторные | ||||||
4 семестр | ||||||||
1. | Тема 1. Общая характеристика западноевропейского романтизма. Значение зарубежной литературы 19 в. в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития Философско-эстетическая основа романтизма. Проблема романтического героя, романтического движения. | 4 | 2 | 2 | - | - | 2 | |
2. | Тема 2. Духовно-нравственные основы немецкого романтизма. Ф.Шеллинг, И.Фихте, Э.Кант, Л.Фейербах, Г.Гегель, Ф.Шлегель. Творчество немецких романтиков различных школ, представители. | 8 | 6 | 2 | 4 | - | 2 | |
3. | Тема 3. Изучение творчества Э.Т.Гофмана в контексте воспитательных и духовно-нравственных развития в учебной деятельности. | 6 | 4 | 2 | 2 | - | 2 | |
4. | Тема 4. Духовно-нравственные основы английского романтизма. Литературные манифесты английских романтиков. «Озёрная школа» /У.Вордсворт, С.Кольридж, Р.Саути/. | 4 | 2 | 2 | - | - | 2 | Тесты |
5. | Тема 5. Гражданственное и воспитательное значение поэзии Д.Байрона. Периодизация творчества. Значение творчества Д.Байрона в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в рамках школьной программы. | 10 | 8 | 4 | 4 | - | 2 | |
6. | Тема 6. Философские и нравственные основы романтического историзма В.Скотта. Нравственная проблематика исторических романов. «Айвенго». | 4 | 2 | - | 2 | - | 2 | |
7. | Тема 7. Духовно-эстетические основы французского романтизма (Ж. Де Сталь, Ф.Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма. Представители. Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго. Духовно-нравственное своеобразие, образная структура в романе «Собор Парижской Богоматери». | 9 | 8 | 2 | 6 | - | 1 | Рефераты |
8. | Подготовка к экзамену | 24 | - | - | - | - | - | |
5 семестр | ||||||||
1. | Тема 1. Литературные направления 19 в. Критический реализм и реализм. Значение зарубежной литературы 19 в. периода критического реализма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития. | 8 | 4 | 2 | 2 | - | 4 | |
2. | Тема 2. Жизнь и творчество П.Мериме. Духовно-нравственная проблематика новеллистики П.Мериме. Эллипсная новелла. Жизнь и творчество Ф.Стендаля. Эстетика Э.Стендаля. Проблематика романа «Красное и черное». | 14 | 10 | 6 | 4 | - | 4 | |
3. | Тема 3. Общая характеристика творчества О.Бальзака. Эстетика О.Бальзака в предисловии к «Человеческой комедии». Нравственная и воспитательная проблематика повести О.Бальзака «Гобсек» и романа «Отец Горио». Образы, характеры и типы. О.Бальзак и русская литература. | 14 | 10 | 6 | 4 | - | 4 | |
4. | Тема 4. Жизнь и творчество Г.Флобера. Духовно-нравственная проблематика романа Флобера «Госпожа Бовари». «Боваризм» в мировой литературе. | 8 | 4 | - | 4 | - | 4 | Тесты |
5. | Тема 5. Жизнь и творчество Ш.Бодлера. Проблематика сборника стихов «Цветы зла». Эстетика «соответствий» в творчестве Ш.Бодлера. Проблематика поэзии П.Беранже. | 5 | 2 | - | 2 | - | 3 | |
6. | Тема 6. Воспитательная роль английской литературы второй половины 19в. в процессе духовно-нравственного развития английского общества. Критический реализм в Англии. Представители. Духовная и воспитательная направленность творчества Ч.Диккенса. Особенности эстетики и мировоззрения. Христианская эстетика Ч.Диккенса. «Рождественские рассказы». Нравственная проблематика романа «Домби и сын». | 16 | 12 | 8 | 4 | - | 4 | |
7. | Тема 7. Творчество У.Теккерея. Эстетика и мировоззрение. Нравственная и дидактическая проблематика романа «Ярмарка тщеславия». Общая характеристика американской литературы 19 в. Творчество У.Мелвилла, У.Уитмена, Г. Бичер-Стоу. | 16 | 12 | 8 | 4 | - | 4 | Рефераты |
8. | Подготовка к экзамену | 24 | - | - | - | -- | - |
5.1.2. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения
№ П/п |
Разделы курса, темы |
Общая трудоемкость, Часов | Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа), Часов | Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане Часов |
СРС, Часов |
Текущий Рубежный контроль | ||
лекции | практические | лабораторные | ||||||
3 курс | ||||||||
1. | Тема 1. Общая характеристика западноевропейского романтизма. Значение зарубежной литературы 19 в. в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития Философско-эстетическая основа романтизма. Проблема романтического героя, романтического движения. | 4 | 2 | 2 | - | - | 2 | |
2. | Тема 2. Духовно-нравственные основы немецкого романтизма. Ф.Шеллинг, И.Фихте, Э.Кант, Л.Фейербах, Г.Гегель, Ф.Шлегель. Творчество немецких романтиков различных школ, представители. | 6 | 2 | - | 2 | - | 4 | |
3. | Тема 3. Изучение творчества Э.Т.Гофмана в контексте воспитательного и духовно-нравственного развития в учебной деятельности. | 4 | - | - | - | - | 4 | |
4. | Тема 4. Духовно-нравственные основы английского романтизма. Литературные манифесты английских романтиков. «Озёрная школа» /У.Вордсворт, С.Кольридж, Р.Саути/. | 4 | - | - | - | - | 4 | Тесты |
5. | Тема 5. Гражданственное и воспитательное значение поэзии Д.Байрона. Периодизация творчества. Значение творчества Д.Байрона в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в рамках школьной программы. | 6 | - | - | - | - | 6 | |
6. | Тема 6. Философские и нравственные основы романтического историзма В.Скотта. Нравственная проблематика исторических романов. «Айвенго». | 4 | - | - | - | - | 4 | |
7. | Тема 7. Духовно-эстетические основы французского романтизма (Ж. Де Сталь, Ф.Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма. Представители. Типология французского романтизма. Теоретико-эстетическая основа французского романтизма (Ж. Де Сталь, Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма. Представители. Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго. Духовно-нравственное своеобразие, образная структура в романе «Собор Парижской Богоматери». | 8 | 2 | - | 2 | - | 6 | Рефераты |
8. | Промежуточная аттестация | - | - | - | - | - | - | - |
3 курс | ||||||||
1. | Тема 1. Литературные направления 19 в. Критический реализм и реализм. Значение зарубежной литературы 19 в. периода критического реализма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития. | 7 | 2 | 2 | - | - | 5 | |
2. | Тема 2. Жизнь и творчество П.Мериме. Духовно-нравственная проблематика новеллистики П.Мериме. Эллипсная новелла. Жизнь и творчество Ф.Стендаля. Эстетика Ф.Стендаля. Проблематика романа «Красное и черное». | 8 | - | - | - | - | 8 | |
3. | Тема 3. Общая характеристика творчества Бальзака. Эстетика О.Бальзака в предисловии к «Человеческой комедии». Отражение эстетики О.Бальзака в «Гобсеке» и в «Отце Горио». Образы, характеры и типы. Бальзак и русская литература. | 8 | - | - | - | - | 8 | |
4. | Тема 4. Общая характеристика творчества О.Бальзака. Эстетика О.Бальзака в предисловии к «Человеческой комедии». Нравственная и воспитательная проблематика повести О.Бальзака «Гобсек» и романа «Отец Горио». Образы, характеры и типы. О.Бальзак и русская литература. | 8 | - | - | - | - | 8 | Тесты |
5. | Тема 5. Жизнь и творчество Ш.Бодлера. Проблематика сборника стихов «Цветы зла». Эстетика «соответствий» в творчестве Ш.Бодлера. Проблематика поэзии П.Беранже. | 6 | - | - | - | - | 6 | |
6. | Тема 6. Воспитательная роль английской литературы второй половины 19в. в процессе духовно-нравственного развития английского общества. Критический реализм в Англии. Представители. Духовная и воспитательная направленность творчества Ч.Диккенса. Особенности эстетики и мировоззрения. Христианская эстетика Ч.Диккенса. «Рождественские рассказы». Нравственная проблематика романа «Домби и сын». | 14 | 2 | 2 | - | - | 12 | |
7. | Тема 7. Творчество У.Теккерея. Эстетика и мировоззрение. Нравственная и дидактическая проблематика романа «Ярмарка тщеславия». Духовно-нравственные особенности американской литературы 19 в. Творчество У.Мелвилла, У.Уитмена, Г. Бичер-Стоу. | 12 | - | - | - | - | 12 | Рефераты |
8. | Подготовка к экзамену | 6 | - | - | - | - | - | |
4 курс | ||||||||
1. | Тема 1. Рубеж XIX - XX веков - новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. Значение зарубежной литературы рубежа веков в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся | 6 | 2 | 2 | - | - | 4 | |
2. | Тема 2. Декаданс и модернизм. Философские основы декаданса и модернизма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд). | 4 | - | - | - | - | 4 | |
3. | Тема 3. Литературный процесс на рубеже XIX - XX веков. Характеристика основных литературных направлений (натурализм, символизм, неоромантизм, эстетизм, реализм). Специфика критического реализма на рубеже XIX - XX веков. | 6 | 2 | 2 | - | - | 2 | |
4. | Тема 4. Проблема литературного импрессионизма. Элементы импрессионизма в творчестве П. Верлена. Французские декаденты. | 4 | - | - | - | - | 4 | |
5. | Тема 5. Натурализм в западноевропейской и французской литературе. Философская основа натурализма (Конт, Тэн и др.). Теоретики натурализма | 2 | - | - | - | - | 2 | |
6. | Тема 6. Э.Золя - глава французского натурализма. Изучение творчества Э. Золя в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | 6 | 2 | - | 2 | - | 4 | Тесты |
7. | Тема 7. Ги де Мопассан. «Жизнь» – роман о смене двух культур. Традиции О.Бальзака, Гонкуров и Э.Золя в «Милом друге». Ги деМопассан и русская литература. | 4 | - | - | - | - | 4 | |
8. | Тема 8. Р. Роллан. Р.Роллан и Л.Н. Толстой. Проблема творческой личности в «Героических жизнях» Р.Роллана. «Жан-Кристоф» - «роман - поток». Развитие темы творческой личности в «Кола Брюньоне». | 4 | - | - | - | - | 4 | |
9. | Тема 9. Французский символизм: генезис и эстетика. «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Понятие символа. Символизм во французской поэзии (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). | 3 | - | - | - | - | 3 | |
10. | Тема 10. Литература Германии. Натурализм в немецкой литературе. Г. Гауптман. Проблема творческого метода писателя. Нравственно-стетическая проблематика драмы «Потонувший колокол». | 4 | - | - | - | - | 4 | |
11. | Тема 11. Реализм в немецкой литературе (Т. Фонтане, Г. Манн, Т. Манн). Духовно-нравственная проблематика романа Т.Манна «Будденброки». Т. Манн и русская литература. | 6 | - | - | - | - | 6 | |
12. | Тема 12. Экспрессионизм в немецкоязычных литературах. Формирование экспрессионизма в литературе (Г. Тракль, Г. Гейм). | 2 | - | - | - | - | 2 | |
13. | Тема 13. Литература Англии. Критический реализм в английской литературе (Дж. Мередит, С. Батлер, Т. Гарди, Дж. Голсуорси). Б. Шоу. Фабианство Шоу. Эстетические Творчество Д. Голсуорси. Духовно-нравственная проблематика «Саги о Форсайтах». | 6 | - | - | - | - | 6 | |
14. | Тема 14. О. Уайльд - глава английского эстетизма. Периодизация творчества О.Уайльда. «Портрет Дориана Грея». Реалистические тенденции в комедиях О.Уайльда («Идеальный муж», «Как важно быть серьезным»). Поздний О.Уайльд. Неоромантизм в английской литературе. Жанровые предпочтения английских неоромантиков: приключенческий (Дж. Конрад, Г. Хаггард, Р. Киплинг), исторический (Р.Л. Стивенсон), детективный роман (А. Конан-Дойл, Г.К. Честертон). | 8 | 2 | - | 2 | - | 6 | Рефераты |
15. | Подготовка к экзамену | 6 | - | - | - | - | - |
5.2. Виды занятий и их содержание
5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий
Дата: 2019-02-02, просмотров: 295.