Коррекция слухового воспитания у детей с ОПФР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В слуховом восприятии в качестве сенсорных эталонов приняты звуковысотный ряд (шкала музыкальных звуков) и фонемы родного языка. Первый эталон имеет общечеловеческий характер, второй ограничен национальными рамками.

Звуки характеризуют четыре параметра:

1.    Частота. Этому параметру соответствует физиологическое качество, которое определяет высоту звука. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16-20 герц до 16000-20000 гц. Речевое общение проходит в диапазоне 1000 - 3000 гц.

2.    Интенсивность обозначает громкость звука.

3.    Длительность.

4.    Звуковой спектр (набор тонов и обертонов) характеризует тембр.

Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. При отсутствии слуха или его значительном снижении ребенок не может самостоятельно без специального обучения овладеть устной речью, так как лишен возможности воспринимать речь окружающих в качестве образца для подражания, а также контролировать свое собственное произношение. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с другими людьми, а следовательно, и познания. Отсутствие или недоразвитие речи ведет в свою очередь к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления.

Людей с нарушением слухового анализатора, в зависимости от степени выраженности дефекта функции и от времени потери (или резкого снижения) слуха, делят на три группы: глухие, или неслышащие (потеря слуха свыше 85 дБ как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 100 и 2000 Гц), позднооглохшие, слабослышащие (потеря слуха до 85 дБ). В литературе можно встретить название «тугоухие». По глубине поражения функции выделяют различные степени тугоухости. При легкой степени речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии от 6 до 8 м, шепот — от 3 до 6 м от Ушной раковины. Умеренная степень тугоухости позволяет слышать Речь разговорной громкости на расстоянии от 4 до 6 м, шепот — на расстоянии от 1 до 3 м от ушной раковины. При значительной степени тугоухости громкая речь воспринимается на слух на расстоянии от 2 до 4 м, шепот — не далее чем 1 м от ушной раковины. Тяжелая степень тугоухости еще более ограничит слуховое восприятие речи: речь разговорной громкости слышится на расстоянии не более 2 м, а шепот — лишь до 0,5 м от ушной раковины.

Недоразвитие слуха влечет за собой недоразвитие речи, словесно-логического мышления, социализации личности.

Основные задачи по развитию и коррекции слухового восприятия:

•      формирование умения вслушиваться;

•      узнавание знакомых звуков и голосов;

•      различение шумов, звуков и голосов по громкости, высоте, звонкости, протяжности;

•      развитие фонематического слуха.

Коррекционная работа осуществляется поэтапно. Так, Е. Л. Черкасова (2001) называет четыре этапа: подготовительной, дофонемный, фонемный и интегративный.

Цель подготовительного этапа заключается в подготовке слухового анализатора к восприятию разнообразных невербальных и вербальных звуков, активизации речевой деятельности и модально-специфических функций — слухового внимания и слуховой памяти. На этом этапе определяется расстояние, на котором ребенок со сниженным слухом безошибочно распознает односложные и двухсложные слова, наличие или отсутствие различий при восприятии слов правым и левым ухом.

По результатам этапа вырабатываются индивидуальные рекомендации по организации окружающей среды, т.е. определяются и создаются условия, максимально благоприятные для слухового восприятия. К этим условиям относятся:

•      отсутствие шума во время занятий, так как восприятие различных звуков и речи в шумном помещении затруднено. Это связано с тем, что более слабый по интенсивности звук маскируется шумом. Маскировка («понижение громкости»), как считают А. И. Соловьев, С. А. Гельфанд и другие исследователи проблемы слухового восприятия, затрудняет процесс выделения отдельных звуков из массы других;

•      уменьшение реверберации, т.е. многократного отражения звуков от стен, потолка и пола помещения (эффект «эхо»). «Эхо» подобно маскирующему шуму уменьшает разборчивость речи. Поэтому в помещении для занятий рекомендуется на пол положить ковер, мебель расставить вдоль стен, на которых развесить панно из ткани или плоские съемные игрушки, украсить комнату мягкими игрушками и т. п.;

•      индивидуализация размещения детей в группе (классе): ребенка, имеющего двустороннее минимальное снижение слуха, следует посадить в среднем ряду, по центру, на расстоянии не более 2 м от педагога, так как по данным Л. В.Неймана, дети с потерей слуха до 20-25 дБ испытывают заметные затруднения в восприятии согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 м они различают не более 2-3 согласных. Возможность одинакового восприятия речи двумя ушами (бинаурально) при размещении ребенка по средней линии от педагога повышает эффективность слухового процесса по сравнению с возможностями моноаурального слуха в 2 раза;

•      бисенсорное (слухо-зрительное) восприятие устной речи особенное значение имеет при восприятии речи в затрудненных условиях (плохая дикция, шумная обстановка и т. д.). При этом зрительное восприятие речи, т.е. считывание некоторых ее элементов с губ говорящего, возможность видеть выражение лица, его мимику, оказывает определенную помощь акустическому восприятию устной речи;

•      правильная громкая речь педагога слегка замедленного темпа, так как у детей, имеющих речевые нарушения, выявлены трудности при узнавании быстро сменяющихся вербальных и невербальных элементов.

Наиболее типичные задания, игры и упражнения: «Минутки тишины», «Кто услышит то, что не услышат другие?», «Морская раковина», «Спрятанный звук» (ориентировка в пространстве по звуковому сигналу). Звукоподражание птицам, животным, людям. Имитация и дифференциация голосов: грубый - тонкий, высокий — низкий, мужской, женский, детский; определение настроения человека по его голосу. Игра «Кто позвал?», модуляция голоса: крик — очень громко, нормальный разговор — громко и шепот — тихо (целенаправленное использование шепота как эффективного средства повышения внимания). Игры в догадки — возможные звуки: постукивание пальцами, карандашом по столу, позвякивание монетами, ключами. Игра «Что упало?» (звон упавшей монеты, жетона, стук башмака, линейки и прочих предметов, которые в начале игры выставляются перед глазами ребенка).

Неречевой слух развивают с помощью различных упражнений направленных на активизацию слуховых ощущений, слухового внимания путем выработки двигательной и вербальной реакции на слышимый звук (стук, звон, писк и т. п.); дифференциацию слуховых ощущений (обнаружение одинаковых и различных акустических сигналов); развитие слухового внимания и слуховой памяти; формирование невербального слухового восприятия (первичных слуховых образов); слухового внимания, слуховой памяти и слухового контроля.

Это реализуется в процессе работы над ритмом, темпом движений (без музыкального сопровождения и под музыку), слухо-двигательным контролем, а также путем узнавания и дифференциации неречевых звуков, а именно:

•      по характеру звучания (используются шумы: бытовые, городские, эмоциональные проявления человека, голоса животных и птиц, музыкальные звуки);

•      по акустическим свойствам (громкости, длительности, высоте);

•      по количеству звучаний и звучащих предметов (количеству последовательных однородных сигналов; последовательных контрастных сигналов; предметов, последовательно или одновременно воспроизводящих контрастные звучания;

•      по направлению звучания (при расположении источника звучания спереди или / и сзади, справа или / и слева);

•      по тембру звучаний при прослушивании аудиозаписи (на пример, грохота грома, мяуканья кошки, громкого стука, пения жаворонка) определяется эмоциональная окрашенность услышанного.

Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движения под музыку являются базовыми для становления речевого слуха и выразительной устной речи.

В процессе развития слухового восприятия речи можно использовать специфические приемы:           

•      воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех;

•      воспроизведение фраз, сказанных в смежных помещениях (двое детей размешаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картинкам и произносит их голосом нормальной громкости в среднем темпе, а другой воспроизводит услышанное);

•      запоминание и воспроизведение (моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магнитофона;

•      пересказ текста, воспринятого через магнитофон, диктофон (тексты проговариваются различными голосами: мужским, женским, детским);

•      декламацию стихотворений и небольших текстов под музыкальное сопровождение;

•      последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя людьми третьему, который сидит между ними и должен повторить сказанное каждым из своих товарищей;

•      ответы на два вопроса, одновременно заданные двумя детьми (трое детей становятся на расстоянии 3-4 м друг от друга; двое по команде педагога одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее; третий ребенок должен последовательно ответить (не вербально или вербально) на каждый вопрос;

•      вербальное «музыкорисование» на основе прослушанных музыкальных фрагментов (дети прослушивают с закрыты ми глазами музыкальный отрывок, представляя различные образы и сюжетные картины, рисуя их в воздухе; по окончании прослушивания рассказывают, что они нарисовали);

•      составление рассказов по слуховым образам проводится после предварительной лексико-грамматической работы по определенной теме: после составления рассказа по опорным картинкам данной тематики и после прослушивания отдельных невербальных звуков, соотносимых с изучаемой темой.

Указанные упражнения подаются в игровой форме, что способствует дальнейшему развитию эмоциональных потребностей ребенка, осознанию им конкретных целей: запомнить, вспомнить речевой материал.

Это обусловливает закрепление процесса саморегуляции, при тором внешний контроль исполнения постепенно переходит в самоконтроль, регулирующий отдельные виды речевой деятельности детей и всю ее в целом.

Поврежденные волосковые клетки не могут обеспечить преобразование акустического сигнала в электрические импульсы, необходимые для возникновения слуховых ощущений. Эту функцию и выполняет кохлеарный имплант.

В странах СНГ такие операции осуществляют в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Минске. Отношение к ним у нас и за рубежом неоднозначное. Причины негативного отношения разные, некоторые вызваны тем, что не все операции дают ожидаемые результаты. Однако международные сообщества глухих отвергают такие операции на том основании, что глухие не хотят стать слышащими, и расценивают такого рода медицинское вмешательство как культурный геноцид, выступая за их запрет.

Глухие люди часто идентифицируют себя как культурно-лингвистическое меньшинство и не считают свою глухоту болезнью. У них есть свой фольклор, бытуют свои истории, рассказы, анекдоты. Достаточно вспомнить художественный фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих». Противники имплантов убеждены, что родители не вправе принимать решение, которое способно изменить всю дальнейшую судьбу ребенка. Этот выбор должен сделать только сам неслышащий.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 417.