Коррекция сенсорики у детей с ОПФР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель процесса коррекции сенсорики состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни.

Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета.

Сенсорное воспитание — это последовательное планомерно, ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Понятие «сенсорная культура» как результат усвоения общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах предметов было введено Марией Монтессори. Опирается на усвоение сенсорных эталонов, которые выделены для всех пяти органов, чувств (эталон = образец = мерка, термин введен А. В. Запорожцем). Усвоение сенсорного эталона — это далеко не только правильное его называние, но и использование в качестве мерки для оценки свойств других предметов, т.е. допускается его знание пассивном словаре и активное использование в предметно-практических действиях.

Формирование сенсорных эталонов может осуществляться по трем основным стратегиям.

 1. Организация поиска эталона, идентичного заданному образцу. Ребенок ищет нужный элемент в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения (или в пределах досягаемости) Педагог учит ребенка двигаться по системе сенсорных эталоне, представленных в ряду или матрице.

2.Организация поиска эталона по представлению (мнемическому образу). Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем убирает из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон, опираясь на мнемический образ.

3.Формирование устойчивой связи между эталоном и словом.

Подготовительный этап — называние объектов и их свойств.

Затем организуется поиск эталона по его названию, по словесному описанию.

Этапы формирования различных сенсорных представлений.

1.    Привлечение внимания к признаку предмета (цвет, форма, звук и т. д.).

2.    Соотнесение признака с сенсорным эталоном.

3.    Соединение полученного представления со словом.

4.    Формирование образа восприятия признака. Выделение его в окружающей обстановке.

5.    Включение сформированного образа в детскую деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т. п.).

Сенсорные действия разнообразны и многочисленны. Это рассматривание, ощупывание, выстукивание, обнюхивание, прокатывание и т. п. Крайне важно, чтобы в дошкольном возрасте и первые годы школьного обучения были сформированы основные перцептивные действия. Детей следует обучать узнавать объекты по особым характеристикам, так называемым сигнальным меткам, по отдельным признакам, в различных положениях и ситуациях. Одновременно с развитием перцептивных действий формируются и основные умственные операции: анализ объектов, сравнение (по форме, размеру, величине, цвету) — обнаружение одинаковых свойств у разных объектов и нахождение разных качеств у родственных объектов, формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (увидел, услышал, потрогал, попробовал — узнал). Обследование предметов выступает как один из основных методов сенсорного воспитания.

Различают два типа сенсорных расстройств:

1.    Элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука и др.).

2.    Сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и т. д.).

Первый тип расстройств связан с поражением периферического и подкорковых уровней анализаторной системы. Второй обусловлен, прежде всего, поражением корковых полей. Гностические расстройства носят название агнозий. В зависимости от пораженного анализатора различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Сенсорные дисфункции часто связаны со стереогностическим восприятием. Оценка их состояния может иметь важные последствия для дальнейшего образования ребенка, поскольку они определяют способность детей к познанию окружающего. Как показывают многие исследования, сохранные органы чувств у детей с нарушениями анализаторов не всегда используются самостоятельно для познания окружающего мира. 50-60% условно нормально развивающихся дошкольников нуждаются в стимуляции сенсорного развития.

Сенсорный тренинг предназначен для развития активности восприятия и воображения. Это комплекс игр, направленных на стимуляцию зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового, кинестетического анализаторов. Тренинг включает дидактические манипулятивные игры и проблемные ситуации творческого характера.

Психомоторный тренинг рассчитан на интенсивную стимуляцию мышечной системы и двигательную ловкость пальцев, развитие аналитико-синтетической деятельности при имитации графического узора, элементов письма, рисунка. Это комплекс игр и упражнений, который включает в себя пальчиковую и артикуляционную гимнастику, перекладывание, нанизывание, раскатывание, обведение, штриховку, наматывание, вязание и др.

Сенсорные способности и двигательные навыки могут колебаться в зависимости от условий и ситуации. Так, зрение может быть наилучшим в определенных секторах или на конкретном расстоянии от глаза, слух обостренным в определенном диапазоне частоты, осязание может быть лучше на щеке, чем на руке.

Сенсорика выполняет три главных функции:

1) стимуляцию психической активности;

2) релаксацию, снятие напряженности, стресса;

3) создание основы для развития высших психических процессов.

В процессе коррекционного обучения крайне необходимо организовать познание своих потребностей, умение выбирать раздражители, вырабатывать привязанности, воздействовать на восприятие — «Я знаю, чего я хочу и чего мне не хочется»; «Если будет шумно, то я заткну себе уши, приглушу музыку, радио, телевизор и т. п.»; «Если будет темно, я могу зажечь свет»; «Если будет холодно, надену свитер» и т. д.

Сенсорная интеграция особенно эффективна при гиперактивности, различных трудностях в обучении, она зарекомендовала себя как эффективное профилактическое средство дисграфий и подобных нарушений в школьные годы обучения, находит применение в лечении неврологических и дементных больных преклонного возраста. В 1998 году Джин Айрис была удостоена звания Гранд-дамы эрготерапии.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 525.