Коррекция зрительного воспитания у детей с ОПФР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Познавательные возможности органа зрения: выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры, конструкции, степени привлекательности и др.

Сенсорные эталоны в зрительном восприятии для цвета представляют 7 красок спектра и их оттенки по светлоте (близость к белому) и насыщенности (степень чистоты); для формы — геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; для величины — метрическая система мер.

Основные задачи по развитию и коррекции зрительного восприятия:

•      формирование умения всматриваться;

•      распознавание и называние цвета, формы и т. д.;

•      сравнение и группировка по внешним признакам;

•      развитие визуального выборочного восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство — различие, изображение — фон, способность к визуальному дополнению части до целого).

В качестве учебно-тренировочного материала используются образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, геометрический комод (набор плоскостных и объемных геометрических фигур), мозаика, цветной конструктор и прочее. Для коррекции зрительного восприятия применяются разрезные картинки, картинки предметов с ошибками в размерах, предъявление предметов в перевернутом виде, узнавание целого по фрагменту, складывание сборно-разборных игрушек, зрительно-двигательное моделирование формы (обведение по контуру, ощупывание с целью определения формы и размера). В последнее время распространение приобретает разглядывание в коррекционных целях так называемых магических стереокартинок. Палитры цветов весьма уместно использовать для организации сенсорных пауз (1-3 мин) на всех занятиях, а не только во время специального тренинга.

Дети с отклонениями в развитии (в первую очередь умственно отсталые), имея все необходимые цвета (краски, карандаши, фломастеры, мелки), часто пользуются только одним-двумя. Складывается ситуация, подобная той, о которой поется в песенке «Оранжевое небо»: «Много красок у меня, выбирай любую...» но девочка все раскрасила оранжевой — и небо, и людей, и мороженное, и верблюда и т. д. Во время занятий рисованием или живописью можно ставить задачи, пробуждающие сознание (особенно это рекомендуется в период смены зубов): «Смотри, ты нарисовал много красного, а вокруг него зеленый и желтый. Теперь хотелось бы посмотреть, как будет, если ты начнешь голубым».

Коррекционные приемы:

•      Цветовая унификация — предметная направленность цвета.

•      Варьирование цвета одного и того же предмета. Например, лист — весной, летом и осенью, плод — зеленый и созревший.

•      Выделение оттенков. Например, сравнение зеленых листьев разных пород деревьев. При этом можно организовать фенологические наблюдения.

•      Классификация предметов.

Формирование и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, определенных мыслительных операций и способности к предвосхищению перцептивного результата. Ребенок с тяжелым нарушением зрения Должен научиться «ощупывать глазом» объекты, анализировать осмысливать ту ограниченную информацию, которую он может получить посредством поврежденного органа. Такого ребенка надо учить аналитическому и целостному восприятию мира.

Знание детей о том, что их глаза плохо видят, не приводит я активизации бисенсорных и полисенсорных процессов для ориентации в окружающем мире. Следовательно, необходимо КОМплексное развитие остаточной функции и сохранных органов, чувств. Нарушения зрения у детей могут быть выражены по-разному, в зависимости от силы болезнетворных влияний на разные отделы зрительного анализатора: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования), центральный (мозговые клетки в зрительных зонах коры головного мозга). С учетом того, в какой мере нарушена функция зрительного анализатора, среди детей со стойкими дефектами зрения различают слепых (незрячих) и слабовидящих. У первых зрительные ощущения либо полностью отсутствуют, в силу чего оба глаза утрачивают способность к светоощущению и цветоразличению (тотальная слепота), либо сохраняются светоощущения или незначительное остаточное зрение, недостаточное для обычной жизнедеятельности (максимальная острота — 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, сужение поля зрения до 30 градусов). Слабовидящие дети обладают остротой зрения на лучше видящем глазу при коррекции обычными средствами (очки) от 0,05 до 0,4 (новая тенденция от 0,09 до 0,2).

Теория Геринга больше всего соотносится с Широко применяемым цветовым тестом Макса Люшера. Существует полный тест Люшера с семью различными наборами цветов (всего 73 цветные карточки, в которых отражены 25 различных цветов и оттенков) и сокращенный. Цветовой тест направлен на выяснение процессов, происходящих на сознательном и бессознательном уровнях, дает информацию о зонах психологического и физиологического напряжения (например, работа желез внутренней секреции, сердечная недостаточность, спазмы сосудов головного мозга, нарушения деятельности желудочно кишечного тракта).

Тест Люшера исходит из объективного значения цвета, которое одинаково для всех людей, хотя воздействие конкретного цвета на человека является субъективным, сугубо индивидуальным: одному он нравится, другому кажется скучным, третьего оставляет равнодушным, а четвертый считает его отвратительным, т.е. «на вкус и цвет — товарищей нет».

При лечении различных заболеваний используется цветотерапия, или хромотерапия. В ней рекомендуется применять цвет как можно более разнообразно, т.е. облучаться этим цветом, ее пищу похожей окраски и носить одежду таких же тонов. Воздействие цвета усиливается в эмоциональной, ментальной и духовной сферах. Основным цветом для лечения кожных болезней считают оранжевый. Он пробуждает радость к жизни, особенно когда в основе болезни лежат эмоциональные «зажимы». Для снятия зуда применяется синий цвет, который сильно воздейсвует не только на кожу, но и на более глубокие слои тела. А об лучение области сердца розовым или зеленым быстро дает ощутимое облегчение. «Поглаживание» живота при запоре желтым в течение короткого времени приводит к желанному результату. При сотрясении мозга облучение головы синим светом уменьшает распухание и бледность. Цвет тарелки влияет на аппетит: желтый цвет усиливает чувство сытости, благодаря чему мы съедаем меньше, чем обычно. Белая посуда нейтральна.

В лечебной практике неоднократно отмечалось, что у лежачих больных появление в палате мрачно одетых людей не вызывает радостного оживления, а чаще приводит к резкому раздражению. Визуальный ряд может влиять на поведение ребенка: радовать, печалить, успокаивать, раздражать.

При цветотерапии можно использовать такие задания и коррекционные приемы:

•      Найди любимые цвета среди предложенных.

•      Выбери одежду по настроению: «Я хочу одеться ярко!»

•      Работа с лечебными цветными квадратами в качестве «скорой помощи».

Вышеизложенные материалы показывают, какую важную роль в жизни человека играет полноценное зрительное восприятие и как много явных или скрытых дисфункций может при этом отмечаться. В связи с этим развитие и коррекция зрительного восприятия необходимы детям не только с нарушенным зрением, но и тем, у кого оно номинально равно единице.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 421.