В мире известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. Они создают возможность передачи необходимой информации в том случае, когда естественные способы общения по какой-либо причине не работают; способствуют пониманию речи, поддерживают её, а в случае необходимости и заменяют её.
В специальной литературе нет единого подхода к альтернативным системам коммуникации, так как это относительно новое направление в коррекционной педагогике, и оно имеет достаточно широкие разновидности в зависимости от цели применения. Системы могут быть:
а) с поддерживающей функцией;
б) с дополнительной функцией;
в) с аргументативной (увеличивающей возможности) функцией;
г) с альтернативной или тотальной функцией.
Все они применяются для достижения людьми с ограниченными возможностями более высокого уровня социального, эмоционального, образовательного, трудового и развлекательного общения, которое имеет место в норме в повседневной жизни каждого человека.
Альтернативные системы коммуникации используются:
- при нарушении слуха,
- при нарушении зрения,
- при тяжёлой дизартрии,
- при моторной алалии,
- при афазии,
- при вербальной апраксии,
- при афонии
- после трахео- и ларингостомии,
- при глубокой умственной отсталости,
- при раннем детском аутизме.
Проблема коммуникации при отсутствии или грубом нарушении собственно речевой функции решается с привлечением определенных коммуникативных стратегий, повышающих возможности восприятия, понимания и продуцирования сообщений и облегчающих информационный обмен между людьми. Выбор основного коммуникативного компонента обусловлен задачей общения и возможностью его достижения. Кроме системы коммуникации РЕCS, существуют дополнительные методы, которые позволяют обучить детей с отставанием в развитии речи способам общения. Эти системы коммуникации включают язык жестов, коммуникативные книги или планшеты на которых ребенок указывает на карточки, слова или символы, а также электронные пособия с голосовыми синхронизаторами.
Выбор подходящей системы коммуникации может существенно облегчить обучение ребенка, а также подтолкнуть развитие вокальной речи. Некоторые исследования показывают, что систем коммуникации селективного вида - таких, как выбор символа или карточки из ряда других символов, намного меньше преимуществ, чем топографических системах коммуникации (языке жестов, мимики и телодвижений, движений пальцев рук составляющих слова, и разговорной вокальной речи, разумеется).
Селективные системы коммуникации опосредованы дополнительными приспособлениями (книги, ноутбуки, электронные платформы, карточки), которые не всегда доступны, а также могут отяготить своим присутствием (ребенок должен всегда помнить носить с собой прибор или книгу, а также заботиться о том, чтобы она была в сохранности). Кроме этого, для эффективного использования данного вида систем необходимы хорошие навыки визуального восприятия и сканирования, так как селективные методы требуют умения выбрать тот символ или карточку, которая подойдет для выражения желания или инициативы.
Но и в топографических системах коммуникации есть свои недостатки - они требуют хорошей моторики, и координации мышц - для того, чтобы окружающие могли понять эти жесты. Кроме этого, выбор данной системы коммуникации значительно ограничивает круг людей, с которыми можно общаться, т.к. большинство людей не знакомы с языком жестов и не понимают большинство из них. И дополнительное осложнение, которое является существенным препятствием к применению данных систем для обучения детей с аутизмом - это отсутствие специалистов, которые умеют обучать данные навыки.
Поэтому, принятие решения о выборе подходящей системы коммуникации должно основываться на начальных навыках ребенка - в области визуального восприятия, мелкой моторики, разнообразия мотивационных факторов и областей интереса, а также первичных навыков коммуникации - спонтанного взгляда, приближения к окружающим людям, и так далее.
Кроме этого, никто не запрещает совмещать и комбинировать системы коммуникации. Всегда можно начать с одного типа коммуникативной системы (например, с селективного), и в дальнейшем, по мере того, как ребенок приобретает дополнительные навыки, ввести другой тип (например, топографический).
Самое главное - это не лишать ребенка возможности общаться! В любой программе обучения должны присутствовать задания, которые помогают ребенку научиться общаться более эффективно. А способ общения - это уже по возможностям и способностям...
Дата: 2019-02-02, просмотров: 349.